Main Menu

Черный понедельник

Черный понедельник

Самолет упал рано утром. Еще не рассвело, и за окнами поселка Дачи-Суу было темно, когда раздался страшный грохот, земля задрожала, а в небо взвились языки пламени. Жители поселка не могли понять, что происходит. Оказалось, на дома рухнул огромный грузовой «Боинг». 

Приехали пожарные, спасатели МЧС, стали прибывать милиция и Скорая помощь. И только когда рассвело, люди увидели страшную картину того, что произошло. За одну предрассветную секунду в поселке не стало целой улицы. Двадцать три дома протаранил и раздавил трехсоттонный самолет-грузовик размером с трехэтажный дом. Гигантские обломки фюзеляжа разбросало в разные стороны. Хвостовая часть колом встала в огороде, придавив сараи. Расплющенная носовая часть навалилась на стену дома, едва не повалив его. А средняя часть фюзеляжа исчезла, потому что от страшного удара превратилась практически в пыль вместе с грузом.

Анаркан Кожоева, пенсионеркаКогда пожар потушили, спасатели начали извлекать из-под завалов разрушенных домов то, что осталось от их хозяев, тридцать два тела насчитали они. Двадцать восемь — жителей поселка и четыре — экипаж турецкого лайнера. А шестнадцать выживших взрослых и детей машины скорой развезли по больницам Бишкека. Кареты милосердия увозили с места катастрофы людей с ожогами, переломами, черепно-мозговыми травмами. В воздухе резко пахло авиакеросином, горелой пластмассой. Место катастрофы оцепила милиция. Плотный кордон не подпускал к пожарищу и разрушенным домам встревоженных жителей поселка Дачи-Суу и окрестных сел. На развалинах работали спасатели и медики, отыскивая живых и мертвых.

В результате авиакатастрофы погибли целые семьи: дети, подростки, беременные женщины, мужчины. Местные жители рассказывали журналистам, как было дело, что увидел и почувствовал каждый из них. Еще до приезда спасателей и врачей местные жители извлекали тела соседей из-под обломков, но от некоторых домов осталась только пыль — их сравняло с землей. С целой улицы уцелели единицы жителей. Повезло только тем, кого в этот момент не было дома. Некоторые дети ушли в школу, кое-кто из взрослых в это время был у родственников в соседних селах. В одной семье в живых остался только ребенок, ставший в тот день сиротой, у других погибли родственники и дети, а кто-то лишился соседей. От одних остались тела, от других — лишь фрагменты.

Анаркан Кожоева, пенсионерка, на своей улице осталась одна, все ее соседи погибли. Женщина рассказала, что в ее дом набились пострадавшие, потом принесли двух детей полутора и двух лет, которые еще были живы, но через несколько минут их не стало.

«Мне страшно! Как буду дальше здесь жить?» — заплакала она.

К вечеру спасатели МЧС расчистили большую часть завалов, но работы оставалось еще много, а на поселок опустилась тьма. Они продолжали работать при свете прожекторов, разгонявших густой туман. Мороз усиливался, и жители стали расходиться по домам. Общая картина произошедшего стала яснее. Первый вице-премьер-министр Мухамметкалый Абулгазиев собрал журналистов на пресс-конференцию, которую провел здесь же, под открытым небом в тридцати мерах от пожарища.

«Причина катастрофы остается неясной, ее предстоит определить с помощью черных ящиков, которые здесь нашли», — сказал он.

По его словам, к расследованию будет подключена Международная авиационная комиссия (МАК).

Абулгазиев сообщил, что членов экипажа было четверо. Самолет уже четыре месяца проводил полеты по маршруту Гонконг — Бишкек — Стамбул. И заправлялись летчики в «Манасе» не в первый раз.

«Представители компании, которой принадлежал самолет и в которой работал экипаж, утверждают, что это были опытные пилоты. Сегодня утром они получили у диспетчеров подтверждение, что могут сажать самолет, и в это время пропала связь», — сказал Абулгазиев журналистам. Как же получилось, что опытные пилоты промахнулись мимо взлетно-посадочной полосы?

Самолет упал на поселок Дачи-Суу, где проживает полторы тысячи человек. У журналистов возникла масса вопросов к правительству, в том числе — каким образом жилые дома поселка оказались так близко расположены к аэропорту, всего в полутора-двух километрах от его взлетно-посадочной полосы. Когда-то аэропорт специально вывели за черту города, но непонятным образом прилегающая территория начала обрастать поселками. Почему была разрешена жилая застройка в километре от взлетно-посадочной полосы? Самолеты, заходящие на посадку и взлетающие из аэропорта «Манас», низко пролетая над жилыми домами, грохочут над крышами днем и ночью. Все напоминает жизнь на пороховой бочке. Кто разрешил там строить и законно ли построены дома? Кыргызстанцы жарко обсуждают эту тему, напоминая о недавнем времени, когда возле аэропорта щедро раздавали земельные участки, возможно, с нарушением нормативов, и вот спустя годы случилась трагедия…

Теперь жители поселка боятся жить в этом месте и уповают на правительство, которое, по их мнению, должно дать им возможность переселиться в другое, безопасное место.

Социальные сети откликнулись на трагедию, восприняв произошедшее как свое личное горе. Кто-то предлагал приютить тех, кто лишился крова, в своем доме, кто-то говорил, что готов усыновить сироту. В течение буквально получаса были организованы фонд для пожертвований и сбор вещей для пострадавших, лишившихся последней рубашки. И в этот же день собранные вещи начали поступать в госучреждения, где открыли пункты сбора. Люди пишут об общенародном горе, выражая соболезнования…

Павел РЯЗАНОВ.

Фото автора.






Добавить комментарий