Main Menu

БОЛЕЗНЬ и тюрьма идут рука об руку

Туберкулез… Какая ассоциация в первую очередь возникает у человека? Нищета, голод…тюрьма. Ни для кого не секрет, что в местах не столь отдаленных заразиться этим  заболеванием  легко. Почему так происходит и как справляются с этим недугом, мы решили спросить у человека, недавно освободившегося и переболевшего туберкулезом.

— В каких условиях вы росли?
— У меня было непростое детство, точнее, его  вообще не было. Мои родители сильно выпивали, практически не работали. Пока бабушка с дедушкой были живы, я  все время находился у них. Они по мере возможности одевали и кормили. Благодаря им я умею читать и писать. Школу посещал только до 5-го класса. Когда мои опекуны умерли, учиться я уже не мог. Тяжело было терпеть обиды в школе, одноклассники смеялись надо мной из-за неопрятного вида, называли сыном алкоголиков. Сами понимаете, что, когда дома постоянные пьянки и драки, трудно думать об учебе. Естественно, успеваемость  была нулевая. Вскоре преподаватели тоже стали обижать меня, мне надоели их постоянные замечания и подколы, я обозлился и решил не ходить больше в школу, которая не принимала меня таким, какой я есть. Больно осознавать, что в мире нет ни одного человека, которого бы хоть капельку волновала моя судьба. В общем, когда мне было 14 лет, я ушел из дома. Быстро нашел друзей по несчастью, они тоже из неблагополучных семей. Мы стали заниматься мелкими кражами, жили где придется. К 18 годам стали профи в своем деле, стоит отметить, что за все время нас ни разу не поймала милиция. К тому моменту мы уже не были уличными бродягами, снимали квартиру, занимались спортом, прилично одевались, даже имели  успех у девушек. Казалось, жизнь удалась, я даже не задумывался, что делаю что-то неправильно. Считал, что жизнь не оставила другого выхода и раз Бог не дал мне нормальных родителей, я не имел возможности учиться и работать достойно, поэтому все по справедливости.
— Как  вы попали в тюрьму?
— Однажды мне и моим друзьям надоело промышлять кражами сотовых  телефонов и кошельков. Мы решили грабить квартиры, так продолжалось два года. Но в один из дней мы не рассчитали все, как обычно, забрались в квартиру к богатым людям, а дома оказалась их дочь. Она стала громко кричать, говорила, что квартира на сигнализации.  Не знаю, что нашло на меня в тот момент, но я ударил ее ножом. До этого мы никогда не причиняли никакого физического  вреда людям, только воровали, а тут такое… В общем, после этого случая нас быстро поймали. Судебные разбирательства шли около года. Дали 6 лет.
— Что вы испытали, оказавшись в заключении?
— Конечно, хорошего мало, но произошла некая переоценка ценностей. Честно признаться, думал, что стал настоящим отморозком и ни совести,  ни сострадания  к людям у меня давно нет, но оказалось, что что-то человеческое осталось.  Много думал о том, что было бы, если б девушка, которую я пырнул ножом, не выжила, как бы я жил, зная,  что убил человека. Размышлял о том,  как сложится моя жизнь после освобождения, смогу ли уйти от криминала и честно зарабатывать или снова возьмусь за старое. Отношения с сокамерниками были нормальными.
— Как вы заразились туберкулезом?
— Знаете, находясь в таких условиях, не заболеть  трудно. Это тогда я ничего не знал об этом,  а сейчас, прочитав большое количество литературы, понимаю, что, возможно, вирус уже сидел во мне, а антисанитария и плохое питание способствовали  заболеванию. Тогда я думал, что меня кто-то намеренно заразил. Первые признаки стали появляться спустя год отбывания срока: начался сильный кашель,  плохо спал по ночам. Так продолжалось три месяца. После осмотра врача мне и двум сокамерникам поставили диагноз — туберкулез. Услышав это, я в буквальном смысле покрылся холодным потом. Сразу представил себе мучительную смерть. Был уверен, что лечить нас здесь никто не будет. Одним словом,  шок.
Но, к счастью, я ошибся. На протяжении четырех месяцев мы принимали лекарства под присмотром врача. Несмотря на то что были больны открытой формой, нас не изолировали. Сокамерники сильно переживали, всячески избегали с нами контактов. Мы принимали элементарные меры безопасности, пользовались отдельной посудой, старались соблюдать чистоту.
— Вас не обижало такое отношение?
— Чисто по человечески я, конечно, их понимаю, но врагу не пожелаю оказаться в подобной ситуации. Это очень неприятно. Если я когда-нибудь окажусь рядом с больным человеком, все сделаю, чтобы не показать своего страха заразиться.
Когда лечение подошло к концу, боялся, что снова могу заболеть, не покидало постоянное чувство тревоги. Однажды я сказал врачу, что в условиях, где нас содержат, не заболеть нереально. Его ответ я запомню навсегда, он сказал: «А чего ты ждал, о чем думал, когда нарушал закон, надеялся, что поймают и отправят на курорт отдыхать и поправлять здоровье? Не надо попадать сюда, а коль попал, знай свое место. Вы все получили то, чего заслуживаете».
Тогда я и задумался. А ведь правда, почему государство должно заботиться о людях, которые не уважают его законов, убивают и грабят, а потом жалуются? В принципе все по справедливости. Как бы жестоко это ни звучало, но я считаю, что заплатил заслуженную цену за свои деяния.
— Вы сказали, что нереально, находясь за решеткой, не заболеть. Как  думаете, почему так происходит?
— Все элементарно. Скученность и антисанитария — идеальная среда для распространения туберкулеза. Плюс плохое питание, подорванный иммунитет. Также нельзя не учитывать, что многие заключенные — бывшие наркоманы, а среди них процент заболеваемости очень высокий.
— Здоровы ли вы сейчас?
— Да. Сразу после освобождения отправился в больницу. Честно признаться, я, малообразованный человек, особенно в медицинской сфере, вообще думал, что в тюрьме нас не лечили, а снимали симптомы, подозревал,  что  болен. В больнице на меня посмотрели, как на маленького мальчика,  объяснили, что такое туберкулез, успокоили, сказали, что я полностью здоров. Дали рекомендации разнообразно питаться, принимать витамины, заниматься спортом и не попадать больше в тюрьму.
— Расскажите, как сложилась ваша судьба после  освобождения?
— Было непросто. Из тюрьмы меня встретили  друзья, они продолжали заниматься криминалом. Признаю, не раз возникало желание вернуться к прежней жизни. Ведь, если разобраться, я ничего не умею, образования нет. Я даже не представлял, что буду делать, как зарабатывать на жизнь. Когда товарищи поняли, что у меня уже не было и воровской жилки,  помогли  устроиться  водителем к одному бизнесмену. Сначала было тяжело жить на одну зарплату, это для меня что-то новое, но  лучше, чем за решеткой, я могу позволить себе хорошую еду, живу в чистой квартире.
— Как  думаете, что искоренило у вас, как вы выразились, воровскую жилку?
— Трудно сказать, наверное, болезнь и страх смерти. Я не хочу вновь оказаться в тюрьме. Но в то же время с уверенностью могу сказать, что, если бы не попал туда, никогда б не завязал с криминалом. Когда привыкаешь к легким  и быстрым деньгам, невозможно резко  уйти от этого и научиться жить на зарплату. Неправда, что тюрьма не перевоспитывает. Да, много случаев, когда, выходя на свободу, люди не делают никаких  выводов и продолжают заниматься бандитизмом, но положительные примеры тоже есть. В скором времени планирую жениться и все сделаю, чтобы мои дети не стеснялись меня, а гордились, чтобы их не обижали в школе. В общем, хочу, чтобы у них было счастливое беззаботное детство, которого не было у меня.
— Вы поддерживаете отношения с родителями?
— Пока сидел, умер мой отец. Еще до заключения под стражу я не видел родителей 5 лет. За это время папа  стал употреблять наркотики. Они же и стали причиной его смерти. По рассказам мамы, квартиру, которая осталась от бабушки и дедушки, они продали, деньги спустили  на алкоголь и наркотики. Когда я более-менее встал на ноги, предпринял попытку вылечить маму от алкогольной зависимости, но пока  безуспешно. Мы  сейчас живем вместе, я боюсь оставить ее одну. Это больная для меня тема. Тяжело на все это смотреть, ведь, несмотря ни на что, она моя мать, но как ей помочь, я не знаю, врачи разводят руками. Говорят, что раньше надо было думать.
— Что бы вы посоветовали ребятам, оказавшимся в похожей ситуации?
— Самое главное, не надо отчаиваться. Если жизнь не подарила вам  любящих и заботливых родителей, поставьте себе цель стать таковыми для своих детей. Пережив болезнь, я понял, что здоровье — это большой подарок судьбы. И если она преподнесла его вам и вы родились здоровым, имеете возможность видеть, ходить, говорить, это нужно ценить. В жизни всякое бывает, но одно знаю точно — здоровый мужчина всегда может заработать себе на жизнь законным путем, а вот больной  не имеет такой возможности. Не надо стесняться никакой работы. Раньше я смеялся над парнями, которые за копейки занимаются тяжелым физическим трудом, а сейчас они вызывают у меня  уважение. Их совесть чиста, и они никогда не попадут туда, где  был я. Живите по совести, работайте, и со временем у вас все будет. Будьте здоровы.

Анна САРАЖИТИНОВА.

 






Добавить комментарий