Main Menu

Требуется революция. Духовно-образовательная

Требуется революция. Духовно-образовательная

Старая общеобразовательная система, так называемая советская, достойно отслужила свой век и уже не тянет тяжелую технико-технологическую ношу нового времени. Ее слом и уход из жизни исторически оправданы. Предлагаемая система призвана на современных началах готовить к большой жизни новые поколения детей нашей эпохи.

Мы предлагаем примерный перечень предметов взамен ныне существующих, которые не носят прагматической нагрузки, не формируют деловых навыков, не соответствуют требованиям нового времени.

Без замены всей устаревшей школьной системы невозможно перейти на информатизацию образования. Мы предлагаем отказаться от старых форм и методик образования, оторванных от практической направленности. К сожалению, в информационную эпоху мы преподносим детям XXI века устаревшие представления о мире. К тому же они весьма поверхностны, устарели, а современные дети давно потеряли к ним интерес.

Предлагаемая система школьного образования откроет путь к получению новых знаний, переходу к полноценному технико-технологическому обучению и формированию учителей нового поколения с новым педагогическим менталитетом. Только высококвалифицированные учителя, учителя информационной эпохи могут вызвать у учащихся интерес к технике и технологии, интегративным знаниям. Советское образование породило неизменную метафизическую систему восприятия природных и социальных явлений, что отчуждало детей от реальных общественных потребностей. Главная беда существующей системы образования в том, что она не имеет конкретных ведущих направлений. Знания должны даваться по конкретным направлениям и с определенной целевой установкой.

Предлагаемая модель образования нацелена на формирование нового взгляда на само образование, на изменение его содержания и направления, то есть на деполитизацию.

Последняя давно превратилась в догму, школа готовит конформистов, иждивенцев, которые по окончании учебы ничего не умеют делать.

Новая система возобновит интерес детей к учебе, поможет в раннем возрасте самостоятельно выбрать профессию и понять предназначение знаний в личной жизни человека. Дети еще со школьных лет мысленно будут ориентироваться на актуальные потребности общества, появятся объективные факторы освобождения от иждивенческой психологии, кроме того, у детей повысится планка социальной активности.

Современные дети находятся на меже двух противоположных ценностей — индустриальных и информационных. В их сознании переоценка ценностей происходит одномерно, в поле сегодняшних реалий.

Они становятся свидетелями умонепостижимых открытий в науке и технике. Вчерашняя научно-педагогическая практика для них стала неинтересной, непривлекательной. Образовательные ценности давно не отвечают требованиям времени, потому что сознанием детей управляют новые ценности, внимание приковано к ним. Интересы человека объективны, они независимы. Новые увлечения детей возникли на основе сегодняшних потребностей. Они сегодня ищут себя, свои интересы. В их сознании идет процесс формирования негатива ко всему неутилитарному, они стремятся к узкому практицизму. Новая жизнь лепит из них новых людей. В этой ситуации наша школа гасит в них самостоятельность, заковывает в кандалы старых истин, навязывая свое видение, свое понимание, преподносит готовые истины в последней инстанции. Главная беда заключается в том, что классическая образовательная система обучения, как отмечено выше, не имеет конкретного, практического направления. Как бы мы ни поднимали качество знаний, как бы ныне ни наращивали объем знаний, от этого наши дети не станут востребованными новой эпохой. В сложившейся ситуации мы надолго остаемся «хроническими» потребителями технической культуры так называемых развитых стран.

Выход из кризисного положения — придание общеобразовательному обучению естественнонаучного и технического направления. Оно формирует новое техническое, технологическое сознание молодого поколения, которое станет востребованным в любой точке мира.

Новый стратегический курс образования — создать некий уникальный синтез на основании достигнутого на протяжении многих лет, не теряя себя в другом. В контексте данной идеи мы предлагаем гипотетическую модель новой системы школьного образования в информационную эпоху. Предлагаемый проект модели школьного обучения представляет собственный путь развития образования в Кыргызстане.

Задача правительства КР — образовательная и духовная революция в обществе в целом. Цель новой системы образования — формирование и закладка фундамента новой технико-технологической нации в будущем.

Новая коренная реформа требует сокращения срока школьного обучения до 9-годичного образования. Такое решение сэкономило бы миллионы средств, учащиеся раньше времени определили бы выбор пути к самостоятельной жизни.
В старших классах (10-11-е) на платной основе школы могут обучать конкретным профессиям или по желанию способных учащихся готовить к поступлению в вузы.

Исходя из вышеизложенного, предлагается перечень новых предметов в рамках 9-летнего образования.

1-й класс

  1. Занимательная математика.
  2. Сказка-электроника.
  3. Азбука гигиены и культура поведения.
  4. Культура физического развития.
  5. Азбука познания.
  6. Элементарный кыргызский язык. Развитие речи.

2-й класс

  1. Занимательная математика.
  2. Геометрия природы.
  3. Азбука техники.
  4. Занимательный кыргызский язык. Вселенная народного творчества.
  5. Культура физического развития.
  6. Азбука гигиены и культура поведения.
  7. Основы правильного питания.
  8. Билингвизм (русский, английский и другие языки).
  9. Азбука познания.

3-й класс

  1. Занимательная математика.
  2. Человек и техника. Информатика.
  3. Семейная экономика.
  4. Культура физического развития.
  5. Азбука гигиены и культура поведения.
  6. Геометрия природы.
  7. Основы правильного питания.
  8. Занимательный кыргызский язык. В мире техники.
  9. Билингвизм.

4-й класс

  1. Практическая математика.
  2. Человек и техника. Информатика.
  3. Семейная экономика.
  4. Кыргызский язык. В мире сельского хозяйства.
  5. Билингвизм.
  6. Практика трудового воспитания.
  7. Культура физического развития.
  8. Эпос «Манас» в видеокассетах.

5-й класс

  1. Математика.
  2. Аграрная культура (земледелие, садоводство, цветоводство и т. д.).
  3. Практика трудового воспитания.
  4. Человек и техника. Информатика.
  5. Арифметика экономической культуры.
  6. Экономика сельского хозяйства.
  7. Занимательный кыргызский язык. В мире медицины.
  8. Билингвизм.
  9. Естествознание.
  10. Основы биотехнологии.

6-й класс

  1. Алгебра.
  2. Краткая история техники.
  3. Физика природы.
  4. Геометрия.
  5. Арифметика экономической культуры.
  6. Химия сельского хозяйства.
  7. Черчение.
  8. Экономическая география Кыргызстана.
  9. Аграрная культура.
  10. Билингвизм.

7-й класс

  1. Алгебра.
  2. Человек и техника.
  3. Черчение.
  4. Компьютерная геометрия.
  5. Билингвизм.
  6. Экономика туризма.
  7. Физика природы.
  8. Этика семейной жизни.
  9. Религиоведение. Атеизм.
  10. Аграрная культура.
  11. Манасоведение. Представления о Вселенной.
  12. Экономика производства и современная технология.
  13. Арифметика экономической культуры.

8-й класс

  1. Алгебра.
  2. Компьютерная геометрия.
  3. Экономика бизнеса и менеджмента.
  4. Физика природы.
  5. Билингвизм.
  6. Современная кыргызская литература.
  7. Этика семейной жизни.
  8. Религиоведение. Атеизм.
  9. Кыргызский язык. В мире экономики.
  10. Искусство военного дела.
  11. Аграрная культура.
  12. Арифметика экономической культуры.

9-й класс

  1. Алгебра.
  2. Человек и техника.
  3. Физика природы.
  4. Кыргызский язык. Практика и теория.
  5. Билингвизм.
  6. Религиоведение. Атеизм.
  7. Компьютерная геометрия.
  8. Экономика производства и сбережения ресурсов.
  9. Искусство военного дела.
  10. Краткая история Кыргызстана.
  11. Основы нанотехнологии.

Изучение вышеуказанных предметов в школах перевернет сознание учащихся в позитивном смысле слова, сформирует их востребованными обществом и освободит полностью от кочевого образа мышления и поведения, унаследованного от предыдущих поколений.

В недалеком будущем европейские страны построят в Кыргызской Республике электронные заводы, в достаточном количестве предприятия в своих интересах, а молодежь Кыргызстана при нынешней системе образования останется не у дел.

Предлагаемая система как раз и создает всевозможные интеллектуально-образовательные предпосылки для подготовки в будущем профессионалов, умеющих работать в любой точке мира.

Дурболон ЖАПАРОВ,
кандидат философских наук,
профессор КНУ культуры и искусства им. Б. Бейшеналиевой.
Фото Игоря САПОЖНИКОВА.



« (Previous News)



Добавить комментарий