Main Menu

«Разбор полетов» в ГНС: перевыполнение и отставание одновременно

В Государственной налоговой службе прошел детальный «разбор полетов» в ходе коллегии по итогам трех кварталов текущего года. При перевыполнении сбора налогов на целую треть по сравнению с аналогичным периодом прошлого года налоговая служба существенно недобирает требуемую сумму по прогнозу — 2016. Почему это произошло и как решить ряд проблем, руководители ведомства обсуждали с начальниками территориальных служб.

Начальник управления по доходам ГНС Чинара МамырбаеваНачальник управления по доходам ГНС Чинара Мамырбаева сообщила коллегам об итогах пополнения доходной части госбюджета за 9 месяцев 2016 года и основных задачах на IV квартал.

О причинах отставания по прогнозным показателям она, в частности, сказала:

Прогноз на 2016 год составляли к 1 июля 2015-го с учетом предполагаемой динамики роста экономики в рамках членства Кыргызстана в ЕАЭС, радужных перспектив роста доходов страны. Но вступление в экономический союз выявило ряд аспектов, по которым мы оказались не готовы. Это зачастую неконтролируемый рост товарооборота из стран-партнеров, влияние динамики экономических показателей и девальвации национальных валют в России и Казахстане. В результате рост экономики оказался ниже, чем планировалось. Минэкономики постоянно уточняет, корректирует прогнозные показатели в направлении снижения. На сегодня отставание ГНС по плану 2016-го составляет более 3 миллиардов сомов. Мы признаем, что есть недостатки в работе. Но наблюдается и рост сбора налогов. В стране есть много стабильно работающих предприятий, выполняющих обязательства перед ГНС. Бизнес в основном демонстрирует рост. Мы работаем над сокращением дефицита платежей, например, путем таких мер, как недавно открытый пост налоговой службы в Сосновке, а также мобильные службы территориальных управлений.

За три квартала года Госналогслужбой собрано 47,691 млрд. сомов налогов и платежей. По сравнению с тем же периодом 2015-го сумма собранных налогов увеличилась почти на 12 млрд. (11,998) сомов, или на 33,6%. Но ряд налоговых управлений (19) по республике не обеспечил выполнение плана-прогноза-2016 на этот период. Среди отстающих — четыре налоговые службы столицы, а также УГНС по Сокулукскому, Жайыльскому, Московскому, Кара-Сууйскому, Ноокатскому, Кадамджайскому районам, по Токмоку, Майлуу-Суу, Кара-Кулю, Сулюкте, Таш-Кумыру, Кызыл-Кие, Караколу.

За 9 месяцев 2016 года рост отмечен по налогу на проценты — выполнение на 143,9%; единому налогу — 106,5; налогу на недвижимое имущество — 106,9; налогу на валовой доход от Кумтора — 118,2; по акцизу на импорт из ЕАЭС — 100,2; акцизу на товары и услуги местного производства — 108,2; налогу за пользование недрами (роялти) — 106,9; налогу за пользование недрами (бонус) — 151,5; земельному по сельхозугодьям — 101,5; по использованию земель несельхозназначения — 101,6; на движимое имущество — 109,3; по земельному за приусадебные участки — 104,7%.

В ГНС отметили, что наиболее заметные отчисления произведены: предприятиями: торговли — 15%; цветной металлургии — 14; системы связи — 11; от прочей деятельности — 10; строительства — 6; профессиональной деятельности — 5; финансовых услуг — 4; прочих отраслей промышленности — 5; электроэнергетики — 3; от продажи алкогольных напитков в казну поступило 3%.

Председатель ГНС Замирбек ОсмоновПредседатель ГНС Замирбек Осмонов поясняет текущее состояние бюджета:

Прогноз доходной части бюджета формируется в зависимости от того, насколько главное экономическое ведомство страны спрогнозировало рост экономики на будущий год. В прошлом году рост прогнозировался на уровне 5,2 процента, исходя из этого, определили и объем налоговых поступлений в 2016-м на 78,8 миллиарда сомов. Прогноз по сбору налогов в госбюджет выполнен на 94 процента. Я сообщал в правительстве в первом полугодии, что прогнозируется выпадение (недоуплата) 13,5 миллиарда. В течение семи месяцев этого года экономика показывала отрицательные показатели, но с августа проявилась положительная динамика. Сейчас в ЖК КР рассматривают законопроект о внесении изменений в бюджет текущего года, где по ГНС предусматривается снижение показателей на 4,5 миллиарда сомов по республиканскому бюджету. Это уже обсудили в кабинете министров. С учетом положительной динамики последних месяцев в Минэкономики подготовлен прогноз экономического роста на уровне 2,7 процента. Тогда размер выпадения существенно снизится. Сейчас Минфин сделал расчет на 6,3 миллиарда по госбюджету, из них 4,5 приходится на республиканский бюджет. Сбор оставшейся суммы зависит от динамики роста экономики.

Говоря об имеющихся в ГНС резервах, он назвал некоторые:

Резервы — всюду. Вопрос только в том, как бороться с теневой экономикой. Я, как главный налоговик, против того, чтобы мы ежедневно проверяли хозяйствующие субъекты, «мучили» бизнес. Есть хороший метод борьбы — совершенствование нашей работы, принятие хороших законов, которые создадут условия для уплаты налогов. Бремя должно быть приемлемым, сегодня кризис. Так что повышать налоги, закручивать гайки недопустимо. К примеру, у нас имелась проблема по администрированию импорта товаров из ЕАЭС. Сегодня закон принят, пусть и с небольшим опозданием. Он вступит в действие с конца октября, до нового года уже появится результат. Этим законом налоговой службе дано право начислять налоги, если у предпринимателя занижена либо вообще не указана стоимость товара. И начислять мы будем исходя из рыночных цен, согласованных с антимонопольным комитетом. С марта этого года планировали ввести механизм контроля импорта из стран ЕАЭС путем предварительного уведомления. Но предприниматели высказывали недовольство, правительство поручило разработать альтернативный механизм — сопроводительные накладные вместо талонов уже с 26 октября. Этот вопрос обсуждался в бизнес-сообществе и поддержан им.

Глава ведомства также коснулся вопроса о том, что премьер-министр поручил разработать методику оценки эффективности освобождения от налогов конкретных отраслей. Ранее получение таких налоговых каникул служило цели ускоренного развития компаний. Ожидалось, что этот шаг приведет и к некоторому удешевлению их продукции. В числе примеров — отмена два года назад налога на спецсредства. Разработчики убеждали, что, например, в вузах стоимость учебы по контракту немного снизится. Этого не произошло. Также можно сказать и о том, что с августа 2015 года, времени нашего присоединения к экономическому сообществу, в Казахстане произошла девальвация — мука, пшеница там были дешевле и потому поток хлынул в Кыргызстан. Пострадали местные производители, что привело к сокращению объемов и рабочих мест. Для поддержки отечественных мукомолов приняли закон — первоначально предлагалось освобождать от налогов только импортеров пшеницы, а не последующих переработчиков. Но в парламенте закон доработали, освободив не только импорт, но и переработку. Эта норма действует до сентября 2018 года.

Также З. Осмонов коснулся ситуации на рынках «Дордой» и «Карасуу», самых крупных в Центральной Азии. По «Карасуу» в эти месяцы снизились налоговые отчисления, среди причин — сокращение числа предпринимателей — неграждан республики. По «Дордою» месяц назад работала разносторонняя комиссия. Причины снижения сбора налогов там связаны с сокращением объемов торговли, некоторые точки временно закрыты. Но частично эти недоимки перекрыты за счет роста сборов по патентам с наемных работников на рынке. В целом же по столице одна из основных причин недобора налогов — не собран в прогнозируемом объеме налог с продаж. В дальнейшем его отменили, но в плане-прогнозе он еще учтен.

Что касается рынка агропродукции «Дыйкан» в Бишкеке, то глава налоговой службы уверен, что можно отследить, куда пошли или пойдут торговцы с этого рынка — на Аламединский или Ошский.

По словам Ч. Мамырбаевой, анализ выплаты налогов на основе показателей работы предприятий промышленности проводится и по другим отраслям, к примеру, по недавнему флагману — легкой промышленности. Что касается Кумтора, то запланированные показатели по нему выполняются, хотя цифры несколько ниже прошлогодних, но на это есть конкретные причины в самой компании.

Относительно размера теневой экономики в стране пояснила Мамырбаева, этот вопрос постоянно ставится руководством ГНС. По ряду оценок, размер «тени» варьируется от 30 до 40% объемов реального сектора. Одна из мер для ее снижения — увеличение доли безналичных расчетов, основанное на изменениях налогового законодательства.
По данным ГНС, сумма налоговой задолженности на 1 октября составила 1,27 млрд. сомов, из них безнадежная — 405 млн. Как поясняет глава управления по доходам, к числу случаев последней относится, к примеру, невыплата долгов умершим предпринимателем, у которого нет правопреемников; также это и лжепредприниматели, которые в документах показывали активность деятельности, а при проверке выяснилось — это «мыльный пузырь». При этом доначисленные налоговиками суммы на такие обороты ложатся мертвым грузом в эту статью баланса. И ГНС не имеет права исключать эти суммы, по закону налоговики обязаны требовать их возмещения в бюджет.

Что касается ряда перечисленных выше отстающих территориальных органов, то по каждому есть свои проблемы, и мы стараемся своевременно их решать. Например, в Бишкеке есть трудности по сбору налогов по всем рынкам. Как решить проблемы территориальных налоговых служб? Мы переходим к полностью автоматизированной системе подачи данных по налогам — через «единое окно». На сегодня мы, не выходя из кабинета, видим все платежи и операции управлений на местах, анализируем недостатки, раз в полгода встречаемся с руководителями. К примеру, в ходе коллегии глава налоговой службы в Кара-Бууринском районе Таласской области сообщил о проблеме, существенно мешающей работе, в частности, это низкая скорость интернет-связи, препятствующая корректировке данных плательщиком после проверки налоговым инспектором. Говорили главы территориальных управлений и о снижении эффективности проверок. Задача ГНС — снижение количества проверок действующих хозсубъектов, но при этом автоматизированная система указывает факторы риска по ряду плательщиков — кто-то систематически не сдает отчетов, другие имеют нарастающую задолженность. И именно их в первую очередь и проверяют налоговики,

— подчеркнули в ГНС.

В ходе коллегии шла речь и о продолжающейся кампании по охвату населения всеобщим декларированием — обязательной подачей каждым гражданином в налоговые органы Единой налоговой декларации (ЕНД) о доходах и расходах. Первоначально обязательность декларирования планировалось ввести уже с этого года, как о том сообщала прошлогодняя массированная информационная кампания. Правда, в текущем году ее обороты значительно снизились, и многие, наверное, забыли сдать ЕНД. По словам Ч. Мамырбаевой, в 2016 году (по итогам 2015-го) число сдавших ЕНД в налоговые органы на 19,5 тысячи превысило показатель годичной давности. Всего ГНС получила 387 тысяч деклараций, в том числе 37,2 тысячи — от организаций, 167,7 тысячи — от индивидуальных предпринимателей, 181,7 тысячи — от физических лиц.

Порядок всеобщей подачи ЕНД перенесен на более поздние сроки, сейчас вопрос обсуждают депутаты парламента, сообщила Ч. Мамырбаева.

Мы ответственно подходим к этому вопросу, понимая, что речь пойдет уже не о сотнях тысяч, а о миллионах человек. В рамках такого подхода нами пересматривается форма деклараций, в числе прежних недостатков которой — усложненность форм для заполнения. Сейчас ЕНД заполняют три категории — предприятия и организации, индивидуальные предприниматели и физические лица, имеющие движимое и недвижимое имущество. Вводится и четвертая группа — для тех плательщиков, кто не имеет ничего, — наиболее упрощенной формы. Мы вводим безналичную подачу отчетов и ЕНД, экономя свое и налогоплательщиков время, через Интернет. Уже автоматизирована система всех платежей в стране — через Казначейство и банковскую систему. Расширяется и интернет-банкинг — через платежные терминалы можно в любое время сделать платеж.

За 9 месяцев 2016 года в ГНС с жалобами и предложениями обратились 177 граждан, по электронной почте получено 63 обращения. В территориальные налоговые органы поступило 64 обращения (18 электронных). На телефон доверия центрального аппарата ГНС поступило 15 сообщений, из них факты подтвердились по семи, приняты меры. В 2016 году наказаны 22 сотрудника налоговых органов: строгий выговор объявлен четвертым сотрудникам, выговор — восьми, получили замечания девять человек. Руководители ГНС приняли 100 граждан, из них 31 — по личным вопросам; 47 — по налоговому законодательству; 12 — по социальным вопросам; 10 — по кадровым.

В пресс-службе ГНС сообщили: по поступившим обращениям, жалобам проводятся служебные расследования, проверки, рейдовый налоговый контроль и хронометражные обследования. Эти меры принимаются в рамках реализации мероприятий, заложенных в Детализированном плане пошаговых мероприятий по демонтажу системной коррупции в ГНС. План разработан в соответствии с Указом Президента КР «О мерах по устранению причин политической и системной коррупции в органах власти», согласован с Антикоррупционной службой ГКНБ и Советом обороны КР, утвержден приказом ГНС от 16.07.2015 года.

Елена МЕШКОВА.
Фото автора.






Добавить комментарий