Main Menu

Когда в товарищах согласья нет, или О развале парламентской коалиции и его последствиях

Итак, парламентская коалиция большинства распалась — фракция СДПК покинула ее и без того нестройные ряды. Формулировка штатная — непреодолимые противоречия. Президент отправил правительство в отставку… 

БЫЛА БЕЗ РАДОСТИ ЛЮБОВЬ…

Сказать, что это непредвиденное событие — отнюдь. Более того, еще при формировании парламентской коалиции мало кто понял, по каким мотивациям и на основе каких принципов формируется данный альянс. Почему отметаются намерения одних партий и притягиваются буквально за уши другие. В конце концов возникло ощущение, что коалиционное большинство сформировалось посредством жеребьевки, и ожидать от него взаимного понимания, солидарности и стабильности наивно. Что практически сразу же нардепы и продемонстрировали. Достаточно вспомнить, сколько времени они потратили на выборы лидера, — ощущалось, что к данному парламентскому образованию (как, кажется, и ко всей депутатской деятельности) «слуги народа» шестого созыва не намерены относиться серьезно. Разброд мнений, шаткость убеждений наблюдались и в период выборов вице-спикера ЖК, других ответственных персон государственного аппарата.

События последних месяцев, связанные с поправками в Основной закон страны и референдумом по этому поводу, окончательно разрушили остаточные иллюзии о возможности консолидации коалиционного большинства и выработке им некоего консенсуса по упомянутым вопросам.

Мы не можем быть в одной коалиции с теми, кого связывают, как оказалось, общие интересы с Акаевыми и Бакиевыми и которые до сих пор выполняют их указания, с теми, кто идет против национальных интересов страны. Наиболее явно все это стало проявляться в ходе конституционной реформы. Раньше мы старались верить в непричастность некоторых партнеров к мародерству. Но теперь, когда все больше сталкиваемся с фактами и свидетельствами, говорящими о самых нелицеприятных обвинениях в их адрес, решили воздержаться от коалиции с ними до полного выяснения новых обстоятельств и фактов,

— читаем в заявлении СДПК.

«В ЖК НАЧАЛИСЬ ИНТРИГИ…» —

так сложившуюся ситуацию прокомментировал экс-парламентарий лидер партии «Ар-Намыс» Феликс Кулов.

Все эти события однозначно связаны с недавними выступлениями Омурбека Текебаева, то есть с конфронтацией между ним и Президентом. Почти уверен, что СДПК покидает коалицию для того, чтобы разрушить альянс, а затем вытеснить из его состава фракцию «Ата Мекен». Уверен, что при формировании новой конфигурации на это место пригласят «РАЖ». Цель данной комбинации — просто избавиться от неугодного партнера. Иными словами, ничего не изменится. Просто Текебаев уйдет в оппозицию. А «Республика — Ата-Журт» войдет в альянс,

— уверен искушенный политик. Он также убежден, что демарш СДПК отразится на устойчивости политической ситуации в стране. Но несильно.

При распаде коалиции премьер покинет кресло. Сооронбая Жээнбекова наверняка обратно выдвинут и утвердят в должности главы правительства. Но какое-то время он будет пребывать в подвешенном состоянии, не зная, как для него закончится вся эта интрига. Наша партия в свое время предлагала порядок, при котором перед отставкой премьера необходимо обязательно предлагать взамен другую кандидатуру, чтобы стало понятно, имеет ли смысл менять главу кабмина. Такая практика применяется в Германии. Либо следует прописать, что премьер дорабатывает до отчетного периода, несмотря на развал коалиции. Но в КР картина иная. Хотелось бы, чтобы подобных политических игр было меньше,

— посетовал Ф. Кулов.

Кстати, озвучил политик и еще один вариант возможного развития ситуации, когда, выйдя из коалиции большинства, СДПК в одиночку уйдет в оппозицию, а остальные фракции составят правящий альянс, но потом, видимо, вспомнив законы жанра, сам отказался от такого предположения, признав подобное развитие событий нереальным.

В «АТА МЕКЕНЕ» ЛИШЬ РАЗВЕЛИ РУКАМИ

То, что во многом причиной случившегося действительно стало поведение лидера «Ата Мекена», порой вовсе неадекватное, не отрицается практически никем. Однако, и это весьма показательно, для нардепов от его парторганизации случившееся стало полной неожиданностью:

Мы все об этом узнали через СМИ. Они сделали все за спиной. Но о таких решениях нужно оповещать своих партнеров, а не убегать, оставив записку о разводе. И заявление у них полно голословных обвинений, говорят, мол, акаевские кадры против конституционных реформ… Зачем они врут народу? Сказали бы прямо: мы выходим из коалиции, потому что «Ата Мекен» выступает против изменения Конституции, поэтому нам не по пути. Вот это правда, а они не смогли озвучить правду и свалили все на «акаевских», «бакиевских», «мародерство”,

— заявил K-News атамекеновец Алмамбет Шыкмаматов. Развалом коалиции был весьма удивлен и заместитель лидера этой партии Сайдулла Нышанов, узнавший о случившемся от журналистов. Кому как, а мне думается, эта растерянность партийцев красноречиво иллюстрирует взаимоотношения внутри «Ата Мекена» между лидером и его «паствой» — ведь предположение, что господину Текебаеву было не известно о намерениях «друзей» по коалиции, равносильно оскорблению.

Более того, политолог Марс Сариев поделился с «Вести.kg», что «Текебаев вел определенные кулуарные переговоры, чтобы вернуть ситуацию в прежнее русло, снять градус напряженности, но что-то пошло не так».

Сейчас же, осознав ситуацию, он будет готовиться к следующему году, то есть президентским выборам. Все больше начнет крениться в сторону юга. Ведь именно там основной его электорат. В этом плане, думаю, постепенно станет налаживать осторожные контакты с южными парламентскими фракциями. Один он не справится, нужны союзники,

— считает эксперт.

Что касается новой парламентской коалиции, то политолог уверен: ее костяк составят СДПК и «РАЖ»:

Если Бабанов сможет договориться с Президентом, то, вероятно, он станет преемником на посту главы государства. Необходимо укреплять тылы, ведь юг не спит. Сейчас оппозиция, в которой остался лишь Текебаев, будет активно налаживать кланово-земляческие союзы. Главное, чтобы удалось найти компромисс и не допустить новых общественных потрясений. Кыргызстану нужно спокойствие,

— прогнозирует М. Сариев.

Между тем в экспертной среде действиям СДПК дается положительная оценка. Так, политолог Айнура Арзыматова считает, что выход социал-демократов из альянса — своего рода протест против дестабилизирующей политики фракции «Ата Мекен» как в Жогорку Кенеше, так и в стране.

СДПК пошла на вынужденный шаг, потому что «Ата Мекен» лицемерно занимает двоякую позицию. С одной стороны, она у власти, а с другой — в оппозиции. Это парадокс. Социал-демократы вышли из коалиции, чтобы потом сформировать стабильное парламентское большинство. Что же касается «Онугуу — Прогресса», то я считаю, что эта партия и ее лидер занимают ситуативную позицию. В 2013 году, когда в мэры Оша баллотировался Мелис Мырзакматов, Бакыт Торобаев публично, на площади, надел на него чапан, дал камчу и пожелал удачи. Торобаев был уверен, что Мырзакматов пройдет. Это говорит о том, что этот политик абсолютно ситуативный человек,

— уверена она.

ПРОГНОЗЫ И НОВЫЕ КОМБИНАЦИИ

Убежденность, что в новую коалицию обязательно войдут СДПК и «РАЖ», есть у многих экспертов. Как и уверенность, что именно последняя даст нам на сей раз премьер-министра.

Есть большая вероятность, что премьером будет Бабанов. Если не премьерство, то непонятно, зачем ему соглашаться на такую комбинацию. Я думаю, возможен некий торг и, конечно, на определенных условиях, хотя трудно сейчас говорить, возможно, есть другие комбинации. У СДПК сейчас сложная ситуация, потому что появились серьезный оппонент в лице бывшего соратника Текебаева и серьезная оппозиция, пользующаяся поддержкой неправительственного сектора, гражданского общества. Поэтому они, хотя и опасаются Бабанова, но вынуждены идти на этот союз,

— считает Марс Сариев.

Некоторые допускают, что в коалиции большинства может оказаться и фракция «Онугуу — Прогресс». Но парламентарий Исхак Масалиев весьма скептически относится к подобному раскладу:

Судя по выступлению Исы Омуркулова, они не хотят включать «Онугуу — Прогресс» в коалицию. Омуркулов же сказал официально, что есть идеологическая несовместимость с «Ата Мекеном» и «Онугуу — Прогрессом». Вероятнее всего, постараются обойтись без них.

Тем временем сам лидер СДПК посоветовал не делать поспешных предположений как минимум до пленарного заседания партии, на котором планируется выработать официальное заявление:

Сейчас после официального завершения процедуры распада коалиции Президент вручит мандат на ее формирование, и с того времени будет дан старт созданию нового состава коалиционного большинства. Пока говорить, кто войдет, рано. Никаких консультаций не было,

— витиевато заявил Иса Омуркулов.

ПЛЮСОВ БОЛЬШЕ, ЧЕМ МИНУСОВ

Как бы то ни было, подавляющее большинство политиков и представителей гражданского общества расценивают распад парламентской коалиции положительно. Именно потому, что она изначально походила на очень странную и противоречивую консолидацию, сильно напоминающую известную басню про Лебедя, Рака и Щуку. Да и понятно.

«Когда в товарищах согласья нет — на лад их дело не пойдет» — великий русский баснописец как будто предрек нынешний демарш социал-демократов, решившихся наконец разорвать эти противоречивые и непродуктивные узы.

Вот и известная правозащитница Рита Карасартова уверена, что на смену канувшего в Лету сомнительного альянса сформируется коалиция на основе единства убеждений и принципиальности взглядов на будущее Кыргызстана.

До этого момента обычному народу было абсолютно непонятно, почему в коалиции находились люди, не имеющие единой позиции по таким концептуальным вопросам, как Конституция. Все чувствовали диссонанс: вроде коалиция, но мыслят по-разному, ругают в парламенте друг друга, в то время как представители оппозиции «РАЖ» активно продвигают идеи, которые бесперспективно поднимала коалиция. И сейчас, после ее распада, я надеюсь, они все же сформируют парламентское объединение по сходным убеждениям. И если в него войдут «РАЖ», СДПК и «Кыргызстан», народу будет понятно, кто какие политические ценности продвигает, и, следовательно, станет предельно ясно, по каким принципам выбирать кандидатов. То есть если я поддерживаю конституционную реформу, то изберу того, если нет — другого. Поэтому в этом прецеденте есть некий плюс. Более того, просматривается рост нашего парламентского сознания,

— поделилась Р. Карасартова с «Вести.kg».

Кстати, она тоже считает, что в сложившейся ситуации может сильно выиграть господин Бабанов.

Пока Омурбек Бабанов был в оппозиции, его игнорировали и не давали никаких должностей. И исходя из его «прокоалиционной» позиции, СДПК как бы находится в долгу перед ним. А значит, Бабанов постарается выторговать себе достаточно хорошие должности. Если это произойдет, он начнет ставить своих людей на какие-то важные министерские посты. Поэтому, скорей всего, Бабанов назначит достаточно хороших менеджеров и будет следить за тем, чтобы в этих министерствах начало что-то меняться в лучшую сторону. Ведь он понимает, что впереди президентские выборы и выборы в местные кенеши, а значит, «РАЖ» изо всех сил надо будет показать, что у них есть люди, которые работают,

— предполагает правозащитница.

ЧТО БУДЕТ ДАЛЬШЕ?

Процедура формирования коалиции большинства такова: после роспуска правительства Президент в течение трех дней уполномочивает одну из фракций создать парламентское большинство и составить коалиционное соглашение, регламентирующее отношения между партиями, входящими в нее. В соглашении указываются имена главы кабмина и всех его членов. В случае согласия с этими кандидатурами всех членов коалиции подписывается соответствующий документ, выносимый на голосование палаты. Если документ не проходит, Президент передает право формирования коалиции следующей фракции, затем, в случае неудачи, — третьей. У фракций есть еще один шанс — создать коалицию путем переговоров, без президентского поручения. Если и этот вариант не достигает успеха, объявляются досрочные парламентские выборы. К слову, это не единственный законный способ роспуска парламента — в случае если правительство поставит перед парламентом вопрос о доверии исполнительной власти, а нардепы ЖК ответят на него отрицательно. Тут последнее слово за Президентом, который может не согласиться с решением депутатов сохранить правительство, но распустить парламент. Но, как вы понимаете, это слишком дорогое удовольствие, и все же лучше, когда политическая обстановка не накаляется настолько, что необходимо делать такой выбор. Будем надеяться, что и сейчас не тот случай.

Пока же опять активизировались политические букмекеры, принимающие «ставки» по поводу состава новой парламентской коалиции. Самый «ходовой» вариант: СДПК — «Кыргызстан» — «РАЖ». У нас есть возможность проверить справедливость этого прогноза. Надеемся — вскоре.

Татьяна ПОПОВА.






Добавить комментарий