Main Menu

Не так страшен туберкулез, как о нем думают

Не так страшен туберкулез, как о нем думают

На дворе давным-давно ХХI век. Век, в котором информация стала ближе и доступнее, чем когда бы то ни было. Однако, несмотря на бессчетное количество ее источников, люди сегодня практически ничего не знают об этом заболевании. Зато, как и сотни лет назад, считают его страшным смертельным приговором. А ведь медицина не стоит на месте. Каждый год появляются новые эффективные противотуберкулезные препараты, современное оборудование для более быстрой диагностики, меняются подходы к лечению. И в настоящее время туберкулез излечить ненамного сложнее, чем грипп. Главное — своевременно выявить его. А для этого нужно думать о своем здоровье. Не ждать долго, что симптомы сами пройдут, обратить на них внимание и сразу пойти к врачу. 

Знать о враге все — значит одолеть его

Действительно, это заболевание можно назвать коварным врагом всего человечества. Ежегодно оно беспощадно уносит миллионы жизней, рушит тысячи семей, держит людей в страхе, неожиданно переворачивает жизнь заболевшего с ног на голову. Но чтобы одолеть диагноз, важно знать о нем все — от симптомов до методов лечения.

Туберкулез — это инфекционное заболевание, передающееся воздушно-капельным путем. Возбудителем является микобактерия туберкулеза (МБТ), или палочка Коха, которая содержится в мельчайших капельках мокроты больного и передается здоровому человеку при кашле, чихании, разговоре, сплевывании мокроты. При появлении таких симптомов, как кашель более двух недель, боль в грудной клетке, кровохарканье, одышка, ночная потливость, повышение температуры тела, потеря аппетита и веса, слабость, недомогание, утомляемость, необходимо немедленно обратиться к семейному врачу для исключения туберкулеза легких.

Цифры характеризуют ситуацию

ВОЗ объявила, что ТБ вместе с ВИЧ/СПИДом стал лидером среди инфекционных болезней, приводящих к смерти. В мире в 2014 году 9,6 миллиона человек заболели этим недугом. 1,5 миллиона погибли, включая 400 больных ВИЧ/СПИДом, которые умерли от осложнений ТБ. Смертность от ВИЧ/СПИДа составила 1,2 миллиона человек.

Радует, что в Кыргызстане отмечается снижение уровня заболеваемости туберкулезом. Так, в 2015 году зарегистрировано 5 640 впервые выявленных больных, что составляет 96,6 случая на 100 тысяч населения против 5 763 и 98,8 в 2014-м. Показатель заболеваемости среди детей составил 29,3 на 100 тыс. населения против 24,1 в 2014 году. Его повышение объясняется улучшением выявляемости туберкулеза, что связано с поставкой туберкулина.

По-прежнему наиболее высокими остаются показатели в Чуйской области и Бишкеке. На эпидемиологическую ситуацию в республике определенным образом влияет внешняя миграция населения, в частности граждане Кыргызстана, заболевшие в России, Казахстане и других республиках Содружества и прибывшие на лечение домой. Всего за последние 3 года заболели туберкулезом 1 625 прибывших из-за рубежа лиц.

Уровень смертности от ТБ за последние годы также имеет тенденцию к постепенному снижению: в 2015 году 5,9 на 100 тыс. населения против 6,7 в 2014-м.

В то время когда общая смертность от туберкулеза идет на спад, случаи МЛУ ТБ и ШЛУ ТБ (виды множественной и широкой лекарственной устойчивости туберкулеза) тревожат своим ростом. Лекарственно-устойчивый туберкулез эксперты начали называть воздушно-капельным раком. В прошлом году зарегистрированы 1 453 больных с МЛУ ТБ, и все они получают лечение.

Осторожно, народная медицина!

Нетрадиционные методы лечения — самый главный враг, мешающий снизить уровень заболевания ТБ. К сожалению, сегодня развелось много так называемых целителей, обещающих за энную сумму победить недуг в течение недели. Ну а наивные пациенты, шокированные своим диагнозом и длительным временем, необходимым на его устранение, легко на эту удочку попадаются. В итоге наносят еще больший вред организму, упускают «золотое» время. Они готовы килограммами есть собачье, черепашье, лягушачье, змеиное мясо, сало, барсучий жир, лишь бы не пить таблетки и выздороветь как можно быстрее. Таким людям хочется напомнить мудрые слова: «Тише едешь — дальше (дольше) будешь!»

Вот вам несколько живых примеров опасности такой экзотической кухни, с которыми опытный пульмонолог Калдыгуль Душимбекова столкнулась в своей многолетней практике.

Многие заболевшие ТБ не хотят принимать таблетки, так как считают их высокотоксичными и вредными. Такое боязненное отношение к противотуберкулезным препаратам складывается из-за неправильной информации, которую в свою очередь распространяют ничего не знающие об этом недуге и методах его лечения люди. Вот отсюда и идет ошибочное мнение — мол, лекарства убивают печень, от них становится плохо, голова болит и т. д.,

— говорит врач.

В результате эти необоснованные, быстро передающиеся из уст в уста небылицы становятся причиной многочисленных трагедий! На самом деле противотуберкулезные лекарства вызывают немного ощутимое побочное действие, продолжающееся две недели. При этом пациентам становится значительно лучше сразу же после первого их приема.

Так что небольшую реакцию нужно просто перетерпеть, а не верить в страшные байки. Необходимо понимать, что только медицинское лечение является правильным путем к выздоровлению. Все остальное может только навредить!

Был такой случай. Внук одной известной творческой личности пришел к нам с кожей желтого цвета. Ему было очень плохо — интоксикация. Я сразу поняла, что он лечился по рецептам народной медицины, — рассказывает К. Душимбекова. — Парень сначала пытался скрыть правду. Но опытного специалиста не обманешь. Ведь ему надо знать, что с собою сделал пациент, чтобы спасти его и назначить правильное лечение. Оказалось, что родные отвели его к народному целителю. Тот заверил, что за несколько дней не оставит от недуга и следа. По инструкции этого лекаря заболевший ел более трех килограммов сала в день. В итоге печень не выдержала. Вот где токсичность!

— бьет тревогу пульмонолог.

Народная медицина, советы знакомых могут стать даже причиной смерти больного, в случае если у него уже запущенная форма и каждая минута на вес золота.

Помню историю одного очень красивого мигранта, которого уже нет в живых. У него обнаружили ТБ. Но присутствовали и симптомы заболевания пострашнее. Я назначила ему анализ на ВИЧ и СПИД. Ответ пришел сомнительный. Такое иногда бывает. Диагностику требовалось повторить. Однако парень пропал. Через несколько дней его самолетом доставили в крайне тяжелом состоянии родственники. Оказывается, они отвозили его к лекарю, который назначил черепашье мясо, мясо белых змей и ослиное молоко. К сожалению, мы уже ничего сделать не могли,

— с сожалением вспоминает К. Душимбекова.

Не прерывай лечение — хуже будет!

Зачастую только начавшие курс лечения пациенты быстро срываются и прекращают его. Кому-то кажется, что самочувствие улучшилось и принимать препараты больше нет смысла. У кого-то семейные заботы, денежный доход стоят выше собственного здоровья. Другая же часть устает от приема таблеток, пребывания в больнице или пугается временного побочного действия. В итоге такой безответственный подход к терапии приводит к плачевным последствиям. Из-за прерывания лечения у заболевших может развиться ТБ с множественной лекарственной устойчивостью (МЛУ ТБ).

МЛУ ТБ — это особая форма заболевания, при которой микобактерия туберкулеза становится устойчивой к двум наиболее эффективным противотуберкулезным препаратам — рифампицину и изониазиду. А значит, организм на них уже не реагирует. И на выздоровление потребуется гораздо больше усилий, времени и средств. Таким образом, недолечившийся пациент вредит не только себе. Он спокойно ходит, заражая других, в том числе своих близких, уже более сложной формой ТБ. А затраты на его лечение государству обойдутся в 4-7 тыс. долларов США. Для сравнения: при чувствительной форме они составляют примерно 200. Если же говорить о длительности курса, то при МЛУ ТБ он достигает 24-36 месяцев. Тогда как при чувствительной форме заболевания — всего 6-9 месяцев. Стоит ли после этого говорить, что останавливать лечение ни в коем разе нельзя и неправильно.

Помните, непрерывный прием всех доз препаратов на протяжении назначенного времени — гарантия успеха лечения ТБ.

Без поддержки не справиться

Узнав о заболевании туберкулезом, человек впадает в шоковое состояние: «Как я скажу родным?», «За что мне это?», «Теперь от меня все отвернутся!», «Что будет, когда на работе узнают?». Ему кажется, что земля из-под ног ушла и это конец. И в этот момент заболевшему как никогда нужна поддержка близких, друзей, коллег и знакомых. Они должны настроить его на другой лад, заставить поверить, что не все так страшно и он обязательно скоро выздоровеет. А главное — дать понять, что он не оставлен с диагнозом один на один.

Однако, к сожалению, победить стигму и дискриминацию значительно сложнее, чем излечить ТБ. Переболевшие этим недугом с обидой в глазах рассказывают, как непросто быть изгоем. Особенно, когда отворачиваются те, в ком больше всех человек нуждается.

— Я была молодой келинкой в небольшом селе, когда узнала о заболевании. Случилось это после первых родов. Кашель не проходил, я таяла на глазах. Никакие народные средства не помогали. Тогда свекровь отправила меня к маме в Баткен обследоваться и подлечиться. Выяснилось, что у меня туберкулез. В то время этот диагноз звучал как смертный приговор. Узнав о нем, свекровь отправила мои вещи и сказала, что ей больная умирающая сноха не нужна. Но, как видите, сегодня я абсолютно здорова, живу и радуюсь жизни. Снова вышла замуж, у меня уже взрослые дети. А первого, к сожалению, спасти не удалось,

— делится осилившая недуг женщина.

Очень часто мужья бросают жен, когда узнают, что они заражены ТБ. Родственники, друзья, коллеги отворачиваются от заболевших, думая, что таким образом они защищены. Хотя на самом деле это ошибочное и наивное мнение. Дышим мы с вами все одним воздухом. Поэтому никто на свете не застрахован от данного диагноза. Ни бедные, ни богатые, ни с вредными привычками, ни те, у кого их нет. Микобактерии туберкулеза живут в организме каждого человека. Зацепить их можно где угодно — в транспорте, подъезде и даже в элитном здании. Просто находятся эти микобактерии в спящем состоянии, и, если не дай бог иммунная система организма резко ослабнет, они оживут.

Важно, чтобы все мы понимали: туберкулез — проблема не только заболевшего, а каждого из нас. Нельзя вести себя эгоистично. Нужно подумать и о заболевшем, каково ему одному тет-а-тет с диагнозом, поставить себя на его место.
Тем более с момента начала лечения больной перестает быть опасным для окружающих.

Ведь именно дискриминация мешает осилить этот недуг и является причиной замкнутого круга. Когда от больного отворачиваются, он впадает в депрессию, бросает лечение, чувствуя, что не нужен даже близким. Инфекция при этом «радуется» и распространяется!

«Дорожная карта» — план четкий, результаты есть

Очень важным моментом в борьбе с недугом является «дорожная карта» дальнейшего развития противотуберкулезной помощи в республике на 2016-2025 гг. Как сообщила специалист проекта USAID «Победим туберкулез» Чолпон Ибраимова, она нацелена на создание пациент-ориентированной модели лечения и ставит своими задачами провести реструктуризацию сети противотуберкулезных стационаров, расширить амбулаторное лечение больных туберкулезом.
В стране — 26 противотуберкулезных стационаров, рассчитанных на 2 605 коек.

— Раньше мы говорили, что нам мало коек и нужно их увеличивать. Но это был неправильный путь. На самом деле для нашей республики достаточно шестисот. Такие подсчеты сделала ВОЗ,

— отметила Чолпон Ибраимова.

Во-первых, количество больных уменьшается. Во-вторых, из-за раздутой коечной мощности большая часть средств донорской помощи расходуется на содержание противотуберкулезных учреждений, нежели на лечение больных. К примеру, только от 2 до 13% суммы тратятся на приобретение лекарств, от 7 до 23 — на питание (120 сомов в день на одного человека). Остальное расходуется на заработную плату, в том числе вспомогательного персонала — от 52 до 79%.

И, как вы понимаете, это не только неэффективно, но и экономически невыгодно. Кроме того, все наши противотуберкулезные больницы опасны для больных, ни одна из них не соответствует санитарным требованиям. В одной палате бывший заключенный с запущенной лекарственно-устойчивой формой может заражать более серьезным видом недуга пациента-соседа с чувствительной формой, — говорит Чолпон Ибраимова.

По ее словам, есть еще одно ошибочное мнение, что пациента необходимо направлять в стационар, чтобы он хорошо питался и укрепил иммунитет. За 120 сомов в день полноценного питания не может быть. И поэтому пациенты идут на базар, покупают за свой счет продукты и сами готовят на плите. Поэтому в наших условиях предпочтительно амбулаторное лечение.

Аида ШИРИНОВА.






Добавить комментарий