Main Menu

Ученье — свет

В регионах республики отмечается низкая посещаемость учебных учреждений. Почему дети не ходят в школу, попытались выяснить 34 волонтера  в возрасте от 12 до 17 лет из Баткенской и Таласской областей, а также города Шопокова Чуйской области. На днях юные волонтеры  прибыли в столицу, чтобы поделиться с властными структурами  результатами мониторингов, которые они проводили у себя в регионах, а также задать чиновникам волнующие вопросы о доступе к социальным услугам.

Встречу организовало Государственное агентство по строительству и региональному развитию при правительстве КР. Мероприятие прошло в рамках месячника, посвященного Дню социальной справедливости.
В рамках проекта «Построение местного потенциала в улучшении доступа к образованию» проведено исследование в 24 селах Кадамджайского и Таласского районов. Проект уникален тем, что в исследовании в качестве волонтеров принимали участие школьники, проживающие в этих районах, совместно с учителями.
Властные структуры на встрече представляли: заместитель руководителя аппарата правительства Айгуль Рыскулова, замминистра социального развития Гульнара Дербишева, замминистра образования Гулжигит  Сооронкулов, директор Госагентства  по  строительству и региональному развитию Каныбек Нарбаев.
Школьники продемонстрировали свое неравнодушие и активную жизненную позицию. В первой части мероприятия они показали чиновникам результаты проведенного мониторинга.
Юные волонтеры выяснили три основные причины низкой посещаемости в сельских школах. Так, на первом месте стоит бедность. Во многих семьях нет денег не только на покупку школьных учебников и канцелярских товаров, но и элементарно на необходимую одежду. Порой наблюдается такая нищета, что ребенку просто не в чем пойти учиться. Вторая причина — привлечение детей к полевым работам. Школьники, вместо того чтобы учиться, занимаются тяжелым сельским трудом. Волонтеры составили сезонный календарь, где видно, что осенью и весной посещаемость значительно падает. На третьем месте — трудовая миграция. Из-за тяжелого материального положения некоторые родители вынуждены уезжать на заработки, а дети предоставлены в лучшем случае престарелым бабушкам и дедушкам, а в худшем — вообще брошены на произвол судьбы.
Ребята из Таласского района рассказали, что они проводили беседы с детьми и их родителями. А когда в результате не получили ожидаемого эффекта, то стали вешать флажки на все дома, где проживают дети школьного возраста: красный означает, что ребенок исправно посещает занятия, синий — имеются пропуски, зеленый — не посещает вообще. Такие меры помогли лучше разговоров по душам. Многие родители просили убрать флажки и пообещали отправить детей получать знания.
Далее общение госчиновников и детей перешло в форму интервью. Школьники буквально засыпали представителей власти вопросами. Касались они в основном образования. Поднимались проблемы качества нынешнего обучения, которое в районах, по мнению ребят, оставляет желать лучшего. Приводились примеры из собственного опыта, когда ученики оказывались грамотнее учителя. Спрашивали и о так называемых нулевых классах, которые так и не могут полноценно ввести в школьную систему. Волнуют детей и вопросы: как справляться с рэкетом в учебных заведениях и почему даже милиция не в силах им помочь? Они отметили, что в школах по-прежнему процветают коррупция и взяточничество, хотя, казалось бы, эта проблема сейчас под особым вниманием власти.
Ребята посетовали на то, что многие из них хотели бы, помимо школьных занятий, заниматься в спортивных секциях, кружках по интересам, но не имеют такой возможности.
К сожалению, регламент встречи не позволил всем желающим задать вопросы, которых оказалось очень много. Было решено направить их в письменном виде тем руководителям, которым они адресованы.
Менеджер проекта Анара Исмаилова отметила, что очень важно то, что население участвует в разработке нормативно-правовых актов, направленных на развитие социальных услуг на местном уровне и улучшение жизненного уровня детей. Это необходимо для того, чтобы органами местного самоуправления и местными государственными администрациями создавались условия, при которых дети получали бы достойное образование, медицинские услуги, занимались спортом и имели доступ к культурно-просветительским учреждениям.
В заключение собравшиеся пришли к единому мнению, что каждый ребенок, независимо от социального положения, имеет право на образование, но заботиться об этом должны не только государство и учителя, а в первую очередь родители. Мамы и папы должны осознавать, как важно для ребенка получить знания.
Далее для ребят были организованы экскурсия в Республиканскую библиотеку для детей и юношества им. Баялинова, посещение зданий ЖК и правительства КР, памятников Манасу Великодушному и Чынгызу Айтматову, а завершилось меропрятие запуском гелевых шаров на центральной площади Ала-Тоо.

Анна САРАЖИТИНОВА.
Фото Игоря САПОЖНИКОВА.






Добавить комментарий