Main Menu

Долго стояли, будем догонять

О перспективах школ и университетов

На состоявшемся в президентской резиденции «Ала-Арча» национальном форуме стали известны планы новой власти по реформированию системы образования.  На нем представили Стратегию развития образования КР на 2012-2020 годы и Кодекс об образовании.

Как сообщил  заместитель министра экономики и антимонопольной политики С. Муканбетов, к 2015 году общеобразовательные школы полностью перейдут на подушевое финансирование, а часть вузов уже в этом году — на самофинансирование.
Министр образования и науки К. Садыков информировал, что из 52 высших учебных заведений республики  более трети будут готовить только бакалавров. Их планка может быть снижена до уровня  колледжа. Остальные вузы, имеющие соответствующий научно-технический и кадровый потенциал, станут готовить бакалавров и магистров. Они останутся университетами и академиями. Кроме того,  предусматривается профилизация. Это сократит дублирование специальностей: технические вузы будут готовить технических специалистов, гуманитарные — гуманитариев. Бюджетные места  сохранятся в первую очередь в сферах медицины и горной промышленности.
С марта во всех школах  начинается  240-часовая программа предшкольной подготовки для шестилеток. Она  будет ежегодно длиться  шесть месяцев: с марта по август-сентябрь. Таким образом министерство намеревается частично снять  проблему недостатка дошкольных учреждений. Сегодня лишь 14 % детей  в республике охвачены дошкольным образованием.
Особенно остро стоит проблема в регионах: лишь 5% сельских детей могут посещать садики.
Внедрение предшкольной подготовки будет осуществляться за счет  внутренних средств      Минобразования и науки, сэкономленных путем сокращения  количества учебных часов в школах. Классы уже  оборудованы.
Остановившись на планах по сокращению учебной нагрузки,     К. Садыков отметил, что сегодня в КР нагрузка на одного 14-летнего ученика составляет  1 200 учебных часов в год, тогда как в России 920. Министерство провело в этом направлении конкретную работу. Для учеников 1-х — 4-х  классов внедрены новые стандарты, причем  для первоклашек привезены специальные тетради и учебники, а для их педагогов — учебные пособия. Сейчас идет работа по снижению нагрузки для учеников 5-х — 9-х классов. Министр также сообщил, что создаются новые методики преподавания иностранных языков. Предполагается больше внимания уделять разговорной и интерактивной формам обучения.
Расходы на образование составляют значительную долю ВВП, однако их эффективность низкая, поскольку, по мнению министра, средства   в основном распределяют органы местного самоуправления. Минобразования распоряжается всего 20% финансов.
В то же время на  реализацию стратегии требуются  значительные суммы. Часть расходов будет покрыта за счет доноров. Кыргызстан берет на себя  поддержку инфраструктуры, выплату зарплаты и оплату коммунальных услуг. На это в среднем необходимо более 18 млрд. сомов, заметил К. Садыков.  Оценку качества образования, по его мнению, должно проводить не само министерство, а эксперты независимых  специализированных  агентств.
Вузы, что работают на контрактной основе, переведут на самофинансирование и освободят от налогов на спецсредства. При этом все должны  получить разрешение на ведение подготовки специалистов. Такое разрешение будет выдавать не     Минобразования и науки, а соответствующее агентство.
Работодатели должны участвовать в разработке образовательных стандартов.  Например, недавно министерство  утвердило новый стандарт профессионального образования:  если раньше государство диктовало этой сфере до 80% дисциплин, то теперь оно будет определять лишь 50%, то есть выбор новых учебных дисциплин станет свободным. Руководители  профессиональных учебных заведений смогут сами решать, какие предметы им преподавать.
Общереспубликанское тестирование (ОРТ) будет проводиться и дальше, поскольку более объективного способа набора студентов нет. Недавно в ОРТ добавились предметные тесты, и пока результаты по ним не очень хорошие, но учителя думают, как обеспечить школьника необходимым уровнем знаний.
Презентуя Кодекс об образовании, глава профильного комитета Жогорку Кенеша К. Осмоналиев также отметил, что планируется уменьшить учебную нагрузку примерно на 30% и адаптировать школьников к взрослой жизни. Как показывают исследования, с 5-го по 9-й классы учеба проходит  впустую: практикуются зубрежка и преподавание некоторых  ненужных и малоперспективных предметов. К примеру,  считает парламентарий, нет смысла рассматривать все разделы математики. Стандарты образования будут полностью пересмотрены и  адаптированы к современности. Республика должна перенимать опыт передовых европейских стран.
К. Осмоналиев  также сообщил, что в связи с переходом  Кыргызстана на многоступенчатую систему образования бакалавриат — магистратура — Pht  в корне будет пересматриваться система присуждения научных степеней.

Александр ШЕПЕЛЕНКО.

 






Добавить комментарий