Main Menu

Новое в торговле на территории ЕАЭС

Экспортеры должны иметь сопроводительные накладные

Экспортеры должны иметь сопроводительные накладные

Об этом предпринимателям сообщил заместитель Государственной налоговой службы Октябрь Абдыкаимов на встрече с представителями бизнес-сообществ, продающих свою продукцию в государства Евразийского экономического союза. Собрание прошло в Министерстве экономики под председательством замминистра этого ведомства Алмаза Сазбакова.

Сложность происходящих сегодня интегральных процессов в том, что коренные изменения коснулись работы не одной какой-либо службы, а целого комплекса госорганов, которые свои ведомственные правила и инструкции должны привести в соответствие с требованиями экономического альянса.

Что касается наших налоговиков, то они с 2015 года постоянно проходят обучение, знакомятся с новыми механизмами пересечения товаров границ ЕАЭС, таможенным декларированием, контролем и т. д., в том числе с нашим соседом Казахстаном, который в конце прошлого года стал, как Кыргызстан и Россия, членом Всемирной торговой организации. При этом соседям удалось получить у руководства ВТО определенные льготы на год-два, дабы менее болезненно для национальной экономики адаптироваться к новым условиям внешнеэкономической деятельности.

А так как Казахстан — еще и член ЕАЭС, имеет общую территорию для торговли с Россией, Кыргызстаном, Беларусью, Арменией, он не должен допустить несправедливости; то есть реэкспортировать дешевые казахские товары в страны — члены альянса запрещено. При вывозе с территории Республики Казахстан на территорию других государств — членов ЕАЭС товаров, включенных в перечень изъятий за нарушение установленных требований, предусмотрены меры ответственности в соответствии с законодательством государств — членов ЕАЭС.

Если, скажем, налоговики обнаружат подобные товары, к примеру, в торговом комплексе «Дордой», то посчитают их контрабандой, конфискуют. Разумеется, через суд, ведь мы живем в правовом государстве.

Напомним: когда Кыргызстан вступал в ВТО (это был ноябрь 1998 года), подобных льгот просто не существовало, в связи с чем наша республика не брала на себя подобных обязательств перед Всемирной торговой организацией.

— В связи с тем что ВВП на душу населения в нашей республике всего $1200 — в десять раз ниже, чем в Казахстане, — нашим производителям разрешили дополнить список изъятий, утвержденный руководством ЕАЭС, — говорит Алмаз Сазбаков. — Их количество может достигнуть пятисот или пяти тысяч, партнеры отнесутся к этому с пониманием, учтут пожелания кыргызстанских бизнесменов. Чиновник предложил деловым людям оставить свои заявки в Минэкономики. Посоветовал: не надо сравнивать нашу экономику с возможностями соседней страны, это некорректно. Всегда надо исходить из интересов собственной страны, защищать их.

КАК НАМ ТЕПЕРЬ ТОРГОВАТЬ?

Дело в том, что в конце прошлого года Казахстан стал полноправным членом Всемирной торговой организации. В связи с этим соседняя страна взяла на себя определенные тарифные обязательства по ряду товарных позиций. Их свыше 1300 в перечне изъятий, ввозная ставка которых в условиях ВТО значительно ниже действующих таможенных пошлин в рамках единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза.

Речь идет о ввозе на нашу территорию сельскохозяйственной продукции и товаров легкой промышленности, транспортных средств, мяса и субпродуктов, шин, бумаги, одежды, обуви, труб, заводского оборудования, электронной аппаратуры и др., к которым применяются невысокие таможенные пошлины.

Предвидя возможность предприимчивых людей других стран ЕАЭС заработать на реэкспорте более дешевых казахских товаров в государства — члены союза, главы стран Евроазиатского экономического альянса в октябре 2015 года подписали в городе Бурабае (Республика Казахстан) ряд документов по имплементации тарифных обязательств нашего партнера.

Вспомним: это — решение Высшего евразийского экономического совета о специальном регулировании ввоза товаров на таможенную территорию ЕАЭС в связи с присоединением Республики Казахстан ко Всемирной торговой организации.
Тогда же Евразийский межправительственный совет утвердил список документов, признаваемых «товаросопроводительными» при перемещении из Республики Казахстан товаров, включенных в перечень.

В соответствии с подписанным договором Казахстан взял на себя обязательства не допускать вывоз товаров, находящихся в перечне изъятий, на территорию других стран союза в случае их ввоза в Республику Казахстан по заниженным таможенным пошлинам.
Перечень изъятий начал действовать с 1 января 2016 года. На первом этапе Казахстан применяет изъятия по 1347 товарным позициям, затем их количество достигнет 1914.

В качестве товаросопроводительного документа признается бумажная копия электронного счета-фактуры, зарегистрированного в национальной системе учета Республики Казахстан, заверенная печатью территориального органа Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан, а также сопровождается одним из следующих документов: копией таможенной декларации, заверенной печатью территориального органа Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан, — при перемещении товаров, ранее ввезенных из третьих стран по ставкам единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза; сертификатом (оригиналом) о происхождении товаров формы СТ-1, выданным в соответствии с правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 года, — при перемещении товаров, произведенных на территории Республики Казахстан; сертификатом (можно использовать копию документа) о происхождении товаров формы СТ-KZ, выданным в соответствии с национальным законодательством Республики Казахстан, заверенным Национальной палатой предпринимателей этой страны «Атамекен», — при перемещении товаров, произведенных на территориях свободной экономической зоны и свободных складах; копией заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов в соответствии с протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг — при перемещении товаров, ранее ввезенных из других государств — членов ЕАЭС.

При отсутствии вышеперечисленных документов перевозчиков привлекут к ответственности в соответствии со статьей 213-11 Кодекса об административной ответственности Кыргызской Республики.

Галина ЛУНЕВА.
Фото пресс-службы Минэкономики.






Добавить комментарий