Main Menu

Протокол против пыток

В Бишкеке прошла международная конференция «Реализация Стамбульского протокола: трансформация регионального опыта в международные нормы эффективного расследования и документирования пыток».

Несмотря на широкое распространение прав человека, такое средневековое понятие, как пытки, все еще является частью нашей реальности. Судя по тому, что этот вопрос находится в зоне внимания международного сообщества, масштабы проблемы немалые.

Поэтому в Бишкек для обсуждения такой специфической темы прибыли эксперты из более 20 стран мира. Среди гостей — глава комитета ООН против пыток Йенс Модвиг и представитель организации «Врачи без границ» Йакопино Винсент. Участники конференции рассматривали опыт внедрения в практику Стамбульского протокола. Этот документ является международным руководством по документированию случаев пыток и их последствий, он включен в официальные документы ООН в 1999 году.

В Кыргызстане такое руководство применяется на практике с 2014 года. Инициатором выступило гражданское общество, а государство поддержало эту идею, ведь обвинения в адрес сотрудников правоохранительных органов в применении пыток звучат последние годы все чаще и чаще, и замалчивать эту проблему уже стало невозможно. Между тем с изуверствами подобного характера могут сталкиваться не только люди, находящиеся в местах лишения свободы или задержанные, а также подопечные детских интернатов, домов престарелых, рядовые военнослужащие.

— В основе борьбы с пытками лежит медицинское освидетельствование пострадавшего, так как жертвы так или иначе попадают к врачам, — рассказала консультант Минздрава по доказательной медицине и разработке стандартов Бермет Барыктабасова. — В рамках Стамбульского протокола у нас разработана форма освидетельствования потерпевшего медработниками. При этом по стандартам во время осмотра рядом не должен находиться представитель правоохранительных органов, чтобы он не мог влиять на ответы пациента. Тем самым появляется задокументированная улика, что гражданин стал жертвой насилия. Копия осмотра выдается пациенту на руки, другая направляется в органы следствия. Бланки с такой формой заполнения мы распространили по всем больницам республики, и несколько госучреждений проверяют, насколько ответственно документ заполняют врачи.

По словам Б. Барыктабасовой, перед государством в данном направлении сейчас стоит задача реформирования медицинской службы в закрытых учреждениях: в пенитенциарной системе, социальных службах. Цель реформирования — сделать врачей, трудящихся здесь, независимыми от давления руководства этих учреждений, чтобы осмотр жертв насилия проводился беспристрастно, а пострадавшие имели доступ к адвокатам и другой защите.

Руководство по Стамбульскому протоколу, действующее у нас, было адаптировано, и отечественный вариант распространяется не только на пытки, но и на другие виды и типы насилия. По словам Б. Барыктабасовой, это дает возможность усиленно контролировать соблюдение неприкосновенности личности и применять наказание к нарушившим это основное правило Конституции. Именно о важности и ценности такой позиции говорила, открывая встречу, вице-премьер-министр Гульмира Кудайбердиева:

— Кыргызстан конституционно закрепил обязанность государства по защите и уважению прав человека. Наша страна, присоединившись в 1995 году к Международному пакту о гражданских и политических правах и Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах, установила для себя права человека в качестве высшей ценности. Хотелось бы отметить, что принятое в октябре 2015 года решение Генеральной ассамблеи ООН имеет очень важное значение для нашей страны, так как Кыргызстан стал членом Совета ООН по правам человека. Страна активно работает на международном уровне в данной сфере. Недопустимость пыток в республике является конституционным принципом. Одна из статей Основного закона закрепила, что никто не может подвергаться пыткам или другим бесчеловечным, жестоким или унижающим достоинство видам обращения или наказания. Проделана большая работа по совершенствованию законодательства в этом направлении, улучшена работа по противодействию пыткам. Но, к сожалению, факты их применения имеют место в современной действительности.

Завершая свою речь, Г. Кудайбердиева отметила особую ценность для нашей страны того, что обсуждение проходит в Кыргызстане. Ведь рекомендации и предложения, выработанные в Бишкеке, могут использоваться в планируемом обновлении самого Стамбульского протокола. Председатель Комитета ООН против пыток Йенс Модвиг поделился своим мнением о борьбе с пытками в нашей стране. Как рассказал спикер, его организация следит за тем, как идет противодействие этому явлению в Кыргызстане. Так, недавно наша республика представила свой отчет в Комитет ООН, возглавляемый Й. Модвигом, на это были получены рекомендации международных экспертов. Положительным моментом является то, что правительство страны признает наличие фактов пыток и готово бороться с ними. При этом наибольшее число жалоб поступает на действия правоохранительных органов. Среди положительных моментов отмечено создание при правительстве страны координационного совета под руководством премьер-министра, разработка Национальной программы борьбы с пытками и деятельность Национального центра по предотвращению пыток.

— Тем не менее результаты пока не столь очевидны. Стране нужно принимать дополнительные меры. Кыргызстану предстоит сделать еще много, чтобы лица, лишенные свободы, могли воспользоваться всеми этими методами по борьбе с истязаниями. Также мы знаем случай, когда один из врачей даже подвергся репрессиям со стороны правоохранительных органов, когда пытался документировать последствия неправомерных действий людей в погонах, — сказал Й. Модвиг. — Нужно понимать, что эта борьба станет эффективной только в совместной работе правительства с гражданским сектором. Государству необходимо провести реформы в системе МВД, повысить уровень знаний сотрудников, чтобы они могли проводить расследования без применения пыток.

В своем выступлении омбудсмен Кыргызстана Кубат Оторбаев обратил внимание на то, что в судах затягивается рассмотрение дел в отношении лиц, обвиняемых в истязаниях. Так, Генеральной прокуратурой в 2015 году зарегистрировано 199 обращений граждан по таким жалобам. По 34 фактам возбудили уголовные дела. За первое полугодие этого года возбуждено 10 уголовных дел. Пять дел в отношении 15 сотрудников правоохранительных органов направлены в суд.

При этом судом вынесен лишь один обвинительный приговор в отношении двух сотрудников милиции,

— указал омбудсмен и отметил, что такое положение порождает стойкую уверенность граждан в безнаказанности тех, кто применяет пытки. К. Оторбаев посетовал, что подвергнутые жестокому обращению часто идут на примирение сторон, отказываются от ранее поданных заявлений из-за материального вознаграждения или даже угроз.

Работа конференции длилась два дня. Разделившись на рабочие группы, ее участники обсуждали такие темы, как надлежащие судебно-медицинские условия для реализации Стамбульского протокола, эффективное правовое расследование и уголовное преследование, эффективное судебное рассмотрение и возмещение.

Дмитрий АЩЕУЛОВ.






Добавить комментарий