Main Menu

У миграции женское лицо

Практически в каждой четвертой семье один или несколько родственников находятся на заработках за рубежом. Именно поэтому современный образ Кыргызстана ассоциируется с миграцией.

Политические и экономические реформы советской системы, начатые Михаилом Горбачевым в 1980-е годы, включали отмену миграционного контроля на территории тогдашнего СССР, что привело как к беспрецедентным случаям, так и к новым возможностям миграции. 1989-й стал первым годом так называемой большой миграции из Кыргызстана, которую можно разделить на три этапа.

Первая волна состояла из русских, украинцев, немцев и татар. Они уезжали из-за социально-экономического кризиса, вызванного распадом СССР, а также ростом межэтнической напряженности между узбеками и кыргызами на юге республики.

Вторая волна мигрантов состояла из коммерсантов, которые воспользовались открытыми границами и транзитным расположением Кыргызстана. Они приобретали в Китае или Турции различные товары, а затем продавали их в Казахстане и России. Однако установление норм в этом секторе привело к уменьшению прибыльности торговли (продукцию теперь перевозят на грузовиках), вследствие чего «челноков» становится все меньше и меньше.

С начала 2000-х годов страну стали покидать в основном уже представители титульной нации. Третья волна миграции. Поворотным моментом стал 2006-й. Согласно результатам опроса, проведенного Национальным институтом стратегических исследований, в 2013 году 97,2% уехавших на заработки — этнические кыргызы. Об этом сказано в докладе «Женщины и дети из Кыргызстана, вовлеченные в миграцию» на основании исследования, проведенного Международной федерацией по правам человека (FIDH) и ее членскими организациями в период между 2015-м и 2016 годами при участии представителей гражданского общества Кыргызстана, Казахстана и России.

Выступая на презентации отчета, директор правозащитного движения «Бир Дуйно — Кыргызстан» вице-президент FIDH Толекан Исмаилова сказала, что, по оценкам Службы миграции Кыргызстана, примерно 50 тыс. кыргызстанцев ежегодно уезжают на заработки в другие страны. В 2015 году 520 тыс. соотечественников работали в России, 80 тыс. — в Казахстане, 14 тыс. — в Южной Корее и столько же в Турции, а 30 тыс. эмигрировали в США, Европу или Юго-Восточную Азию. Таким образом, 95% наших граждан работают в странах, входящих в Евразийский экономический союз (ЕАЭС), а значит, по закону должны пользоваться преимуществами и упрощенным законодательством в области пребывания и занятости мигрантов из стран — членов союза.

Согласно проведенному исследованию, на заработки кыргызстанцы зачастую уезжают из южных регионов страны. При этом стоит отметить, что в основном это молодые люди до 35 лет. В 2013 году Национальный институт стратегических исследований заявил, что более половины опрошенных мигрантов имеют оконченное среднее образование (52,2%), 36,7% — оконченное высшее образование. И только 12,8% респондентов работают в России в сфере, соответствующей их специальности.

С момента вступления Кыргызстана в Евразийский экономический союз наши дипломы признаются в странах — членах союза, а значит, соотечественникам стало легче найти работу в них. Но в основном кыргызстанцы трудятся на стройках, в сфере услуг, на рынках, а также хлопковых и плодово-ягодных полях на юге Казахстана. К слову, несколько лет назад труд гостевых работников массово использовался на табачных полях в Казахстане. Тогда правозащитная организация Human Rights Watch выявила целый ряд грубых нарушений прав человека. Но сегодня эксперты заявляют, что условия труда на плантациях улучшены.

Отправляясь на чужбину, мигранты редко пользуются услугами агентств по трудоустройству. Согласно статистическим данным, представленным в Едином докладе по миграции на 2015 год, всего 11560 граждан Кыргызстана подали заявки в центр по трудоустройству. Из них 1572 получили работу за рубежом. Это примерно 3% от числа уехавших. Более 80% удается найти вакансию при помощи родственников, друзей или знакомых, которые временно или постоянно проживают в странах назначения, в частности в России и Казахстане.

В последние годы отмечается феминизация миграционных потоков из республики. К примеру, сегодня почти 40% наших гостевых работников в России — женщины, в то время как таджикских и узбекских представительниц прекрасного пола — менее 20% от общего числа мигрантов каждой из этих стран.

Бедность, безработица и низкая заработная плата — удел многих кыргызов, однако женщины в большей степени подвержены социально-экономической маргинализации, приводящей к миграции. Основная причина, по которой девушки решают покинуть родину — в одиночку, с мужем или другими членами семьи, — стремление увеличить доходы и оказать финансовую поддержку семье. При этом представительницы слабого пола, уезжая на заработки, порой забирают с собой детей. Однако стоит отметить, что экономические нужды могут также заставить несовершеннолетних мигрировать без сопровождения взрослых. По данным ФМС России, в 2016 году 18% зарегистрированных кыргызских мигрантов являлись несовершеннолетними. Как и женщины, дети, которые мигрировали, будь то в одиночку, в сопровождении родителей или других членов семьи, уязвимы вдвойне. Их права нарушаются вдвое чаще, чем представителей сильного пола. Согласно исследованию, уязвимость обостряется для лиц, которые рассматриваются как «не имеющие документов». Ведь около 60% мигрантов из Кыргызстана не имеют всех необходимых бумаг, требуемых правилами стран пребывания.

Кроме этого, женщины и дети подвержены дополнительным дискриминационным рискам, таким как психологическое, физическое и сексуальное насилие, жестокое обращение, трудовая или сексуальная эксплуатация. Они могут стать жертвами невыносимых условий труда либо проживания, не иметь доступа к медицинскому обслуживанию (среди прочего, к услугам в области сексуального и репродуктивного здравоохранения, включая аборт) и правосудию. Дети мигрантов, не имеющих документов, рискуют не получить образование в странах пребывания. Нарушения их прав могут быть совершены как представителями правоохранительных органов, так и негосударственными субъектами, в том числе работодателями, самими мигрантами или местными жителями, особенно в России, где сильны антимигрантские и ксенофобские настроения.

Озабоченность экспертов вызывает и растущее насилие в отношении женщин-мигранток со стороны кыргызских мужчин. В нашей республике широко распространено бытовое насилие. В странах пребывания девушки становятся еще более уязвимыми к злоупотреблениям, поскольку они удалены от своей семьи и общины. Сложные условия жизни могут привести к росту насилия. В контексте увеличения числа незамужних женщин, мигрирующих из Кыргызстана, в России зафиксировано несколько актов агрессии в отношении тех, кто встречается с мужчинами не своей нации.

После вступления республики в Евразийский экономический союз процедуры для законного проживания и работы для мигрантов и членов их семей упрощены, а доступ к медицинскому обслуживанию и образованию для детей улучшился.

Тем не менее наши соотечественники, не имеющие необходимых документов или не оформляющие письменно трудовой договор, не могут пользоваться преференциями.

В исследовании также говорится о том, что миграция привела к увеличению случаев похищения невесты и многоженству. Кроме этого, повсеместная практика религиозного брака без официальной регистрации повышает уязвимость женщин, чьи мужья работают за границей. Не имея правовой защиты и финансовых средств, жены, остающиеся дома, могут сталкиваться с дискриминацией в семье родителей мужа, а также оказаться в весьма затруднительном положении в случае развода.

С феминизацией миграционных потоков число оставленных детей также увеличилось. Несовершеннолетние рискуют попасть в категорию так называемых невидимых. Не получить образование на родине, не иметь доступа к медицинскому обслуживанию, а также могут подвергнуться жестокому обращению и сексуальному насилию.

Эксперты считают, что нашим властям необходимо принимать меры для обеспечения защиты прав соотечественников за рубежом, а также членов их семей, оставшихся в стране, и тех, чья уязвимость усугубляется социальными последствиями миграционного процесса в Кыргызстане. Российская Федерация и Казахстан должны также сделать все возможное для защиты прав кыргызских мигрантов на своей территории. К сожалению, сегодня законы, политика и практика в отношении миграции как в самом Кыргызстане, так и в основных странах назначения, пока не включают в себя подхода, основанного на праве и учитывающего гендерные и возрастные аспекты.

Ирина КОВШОВА.






Добавить комментарий