Main Menu

Сто дней Президента Атамбаева

Три с небольшим месяца у руля страны — срок короткий, чтобы делать глобальные выводы, но вполне достаточный, чтобы понять, какое стратегическое направление избрал глава нашего государства. Попытаемся обрисовать основные вехи этого символического периода, ведь 10 марта Алмазбек Атамбаев поставил первую галочку в своем трудовом календаре — он 100 дней отработал в должности Президента Кыргызской Республики.


Убить дракона и… Цезаря
Возвращаясь к истокам, достаточно вспомнить, что в момент объявления предварительных итогов выборов Президента, в октябре прошлого года, вся страна несколько напряглась в ожидании, когда проигравшие соперники теперь уже действующего главы государства начали грозить протестными акциями, не соглашаясь с фактом лидерства А. Атамбаева. «Неужели опять?!», — так и витало в воздухе. Надо отдать должное Алмазбеку Атамбаеву, он (вполне понятно),  открыто высказал признание достоинств своих оппонентов, отметив, что готов работать  со всеми, кто желает внести свою лепту в развитие страны.
Наверное, все же не столько это заявление вновь избранного Президента, а скорее здоровая общественная «температура» не позволила тогда его соперникам завести «реле» митингов в стране. Во всяком случае, на своей предновогодней встрече с представителями СМИ А. Атамбаев подчеркнул, что мудрый народ Кыргызстана не поддался тогда на попытки иных политиков взволновать общественное спокойствие.
Независимый политолог Бакыт Бакетаев в шутку говорит, что даже мифическому Гераклу пришлось совершить 12 подвигов, чтобы остаться в истории. А уж лидеру нации, которому предстоит расчищать двадцатилетние авгиевы конюшни страны, тем более не просто проявить себя всего за сто дней. Тем не менее эксперт уверен, что главным достижением Президента А. Атамбаева можно уже считать то, что «он поборол в себе дракона. Даже в столь короткий срок наши бывшие руководители успевали продемонстрировать намерение поправить свое личное благосостояние, успевая за пару месяцев обрасти первым «жирком». А. Атамбаев «победил в себе и Цезаря», как образно выражается Б. Бакетаев. «Когда этот римский император пришел к власти, он быстро расправился со своими соперниками. Атамбаев не пошел по этому, весьма традиционному пути революционера. Это достойно уважения и говорит о его искреннем стремлении построить цивилизованную жизнь в стране».
Мой собеседник считает, что наличие в Кыргызстане системной оппозиции, которая имеет сегодня возможность работать на официальном поле и представлена в парламенте, — тоже заслуга либерального по убеждениям лидера Кыргызстана. «У нас в стране есть не только  системная оппозиция, но и реальная свобода слова, — убежден Бакетаев. — Любой политик открыто высказывает свою позицию, может проводить митинги и предлагать свое видение решения тех или иных проблем. Президент ведь может влиять на общественное настроение не только словами, но и своим поведением и даже бездействием. Не будь это так, его «центурионы» давно бы уже прибрали к ногтю неугодных журналистов, политиков, общественных деятелей. Мы такое уже проходили, причем недавно».
«Демократия — это процесс управляемого хаоса, — убежден Бакыт Бакетаев. — В этом плане чем сильнее и крупнее в стране оппозиция, тем стабильнее политическая ситуация». Эксперт убежден, что и последняя победа оппозиционных сил на выборах в местные органы власти в южной столице — это не заслуга самой оппозиции, а скорее достижение нового главы государства, который не допускает использования административных рычагов. «Набранные 40 процентов оппозиционными силами в Оше говорят о том, что это были реально прозрачные и честные выборы. Когда это партия, не находящаяся у власти, получала такое количество голосов, да еще во втором по величине городе страны?!».
Однако оппозиционные политики действуют устаревшими методами, считает Бакетаев. «Их акции «Кетсин!» уже не работают в нынешних реалиях. Образно говоря, наша оппозиция играет в «шашки», а Президент и коалиционное правительство уже давно предлагают им игру в «шахматы». Пора бы и им подрасти».
Почивать на лаврах после победы на выборах А. Атамбаеву долго не пришлось. Страна хоть и «начала подниматься с колен» (по выражению самого Президента), но все же остро нуждалась в самых решительных мерах по улучшению социально-экономических условий. Общество ждало политических, судебных реформ, кардинальных мер по борьбе с коррупцией и мздоимством. Все еще болезненными были раны постконфликтного юга. На повестке дня стоял вопрос поисков источников пополнения бюджета государства, необходимо было четко обозначить внешнеполитические векторы новой власти. Но самое главное, от Президента ждали, что он станет той самой мощной фигурой, способной консолидировать народ Кыргызстана, прекратить все политические и межклановые распри, объединить усилия общества, направив их на созидание. А это, как вы понимаете, уже идеологический аспект управления государством.

Молодая элита
Несмотря на самые пессимистичные прогнозы относительно формирования нового правительства предложенная Президентом кандидатура О. Бабанова на пост премьер-министра прошла через парламент, что называется, на ура. «Мне кажется, персона О. Бабанова отвечала глубинным ожиданиям кыргызского общества и политического истеблишмента, — считает Бакетаев. — Он  молод, амбициозен, креативен. Наконец, он богат, а значит, наверняка знает, как можно сделать богатым государство».

И вопреки негативным ожиданиям оппозиции Алмазбеку Атамбаеву удалось создать первые организационные и идеологические основы новой системы управления и обеспечить условия для того, чтобы в стране начали действовать вполне работоспособные исполнительные органы. Это тем более важно, что Кыргызстану необходимо было завершить процесс легитимизации власти после апреля 2010-го. В конце декабря 2011 года Президент утвердил персональный состав правительства, сформированного на основе коалиции парламентского большинства «Биримдик», в которую вошли фракции «СДПК», «Республика», «Ата Мекен» и «Ар-Намыс».

По требованиям новой Конституции с парламентской формой правления глава государства видит свои функции в куда более глобальном, стратегическом направлении. И это бесспорно можно отнести к плюсам А. Атамбаева на посту Президента. Б. Бакетаев уверен: «То, что А. Атамбаев не пытается участвовать во всем, — тоже относится к его умению «подавить в себе Цезаря». Его иногда месячное молчание — это большой плюс как главы государства».
Тенденции острого и открытого противостояния между ветвями власти за сферу полномочий были преодолены, и начала выстраиваться система конструктивных взаимодействий. Не выходя за рамки своих полномочий, определенных Основным законом страны, А. Атамбаев стал реальным арбитром между разными ветвями власти. Правительство все более четко видит свои социально-экономические задачи, ищет пути их рационального решения, а Жогорку Кенеш, как и положено парламенту, стал заниматься наконец своей основной, законотворческой, деятельностью.

Закон суров, но это  закон
Вполне целенаправленными выглядят решительные меры по реальной борьбе с коррупцией. Во всяком случае, появилось ощущение, что как обычным гражданам, так и чиновникам придется поверить: послаблений для коррупционеров не будет и отныне все перед законом равны. Такие заявления делал неоднократно и сам Президент. Он также объяснил, почему пошел на незамедлительные действия и создал Антикоррупционную службу при ГКНБ. По мнению А. Атамбаева, коррупция настолько подрывает сами основы кыргызской государственности, что меры по борьбе с ней просто не терпят отлагательств.

Даже Совет обороны страны определил борьбу с коррупцией своей приоритетной задачей. Впервые в истории независимого Кыргызстана расследуются материалы о масштабных преступлениях в сфере алкогольной отрасли и энергетики. Не удалось замять (как это обычно случалось раньше) скандал в крупнейшей компании сотовой связи. То и дело правоохранительные органы стали устраивать «показательные» операции по поимке и более мелких мздоимцев.

«Борьба с коррупцией, похоже, действительно приняла решительный характер, — говорит мой собеседник Б. Бакетаев, в прошлом имевший опыт работы статс-секретарем в государственной антикоррупционной структуре. — Единственное, что хотел бы сказать, такая борьба не должна носить только силовой характер. Дело в том, что коррупция — это социально-политическое явление, а не какой-то отдельный вид преступления. Она имеет глубокие исторические корни. А это значит, что и подходить к ее искоренению надо системно. Должен появиться независимый институт, надо не только «хлопать» мздоимцев. В дело борьбы с коррупцией стоит подключать профилактические меры, всесторонне изучать это явление, исследовать его корни и условия возникновения у нас».

Такие профилактические меры, по мнению моего собеседника, надо принимать, анализируя действующие и новые нормативно-правовые акты, ликвидируя коррупционные «дырки» в законах, инструкциях, тендерных положениях, условиях обслуживания населения и т.д.

Глава государства уверен, что образование комитетов гражданского контроля позволит шире привлекать к борьбе с коррупцией представителей гражданского общества. Во всяком случае, пока радует общий политический вектор в этом непростом деле. Если обычные граждане наконец поверят, что закон в стране действительно одинаков для всех, то общественная поддержка борьбе с коррупцией будет обеспечена. Ну а если все общество «ополчится» против коррупционеров, то им не устоять.

Суд да дело
«Вор должен сидеть в тюрьме», — неоднократно повторял цитату из советского вестерна А. Атамбаев. Во время заседания Совета обороны, посвященного вопросам судебно-правовой реформы, он сказал, обращаясь к председателю Верховного суда и председателю Совета судей: «Я прошу, по-хорошему поговорите с судьями, чтобы они работали честно, нечистые на руку судьи понесут наказания.  Я всем прокурорам и судам хочу напомнить — вор должен сидеть в тюрьме. В первоочередном порядке нужно очистить именно правоохранительные и судебные органы, потому что их карающий меч превратился в мухобойку…».

Без целенаправленной реформы судебных органов никакие преобразования в республике невозможны. Образованная Указом Президента (17 января 2012 года) комиссия по выработке согласованных предложений по дальнейшему реформированию судебной системы Кыргызской Республики должна, по замыслу А. Атамбаева, стать площадкой для постоянного и конструктивного диалога с тем, чтобы вовлечь в реформирование судопроизводства все заинтересованные стороны. В состав комиссии вошли лидеры всех фракций Жогорку Кенеша, руководители Верховного суда, Генеральной прокуратуры и других государственных органов, а также представители гражданского общества. До 31 марта комиссии поручено подготовить пакет законодательных предложений и инициатив, предусматривающих конкретные меры по реформе судебной системы.

К слову, впервые за 20 лет независимости Кыргызстана и судейское сообщество пошло на самоочищение. В феврале этого года Совет судей дал согласие на привлечение отдельных судей к уголовной ответственности. Были отстранены от должности двое судей, а один из их коллег освобожден за небезупречное поведение, недостойное профессионального звания. Лиха беда начало?!

Пища духовная
Помимо, безусловно, тревожных, сопряженных с человеческими жертвами событий последних лет в стране, кыргызстанцы просто устали от многолетних, накапливающихся жизненных проблем. Затхлость всепроникающих коррупционных отношений, укоренившиеся семейно-клановые устои прежних властей, годы экономической стагнации, безработица, всевозрастающее обнищание просто вымотали народ Кыргызстана. Хотелось наконец уже поверить, что мы не только можем год за годом терпеливо ждать, пока очередная семья очередного президента набьет себе карманы, потом сметать ко всем чертям такую власть. Но и поверить, что мы — народ, который умеет работать, любит и ценит свою землю, способен создавать достойные условия жизни для себя и своих детей! Надо отдать должное,  Президент А. Атамбаев достаточно четко уловил эти настроения кыргызского общества. Во всяком случае, лидер Кыргызстана не устает убеждать и вселять в соотечественников веру в процветание страны во время всех своих публичных выступлений.

Не знаю, кому как, но мне лично многие годы не хватало именно таких слов из уст главы государства, вдохновляющих народ на самостоятельную, целеустремленную, достойную жизнь. Да и куда может привести лидер, который не верит в успех и не знает дороги к благополучию? И хотя кто-то критиковал Президента за его вдохновенные речи во время открытия памятника Манасу в Москве, известный политолог Марс Сариев другого мнения на этот счет: «Речь Президента во время визита в Россию была обращена в первую очередь к нашим трудовым мигрантам, он был нацелен поднять их национальный дух. Как бы ни критиковали А. Атамбаева, возможно, ему не хватает пока дипломатического опыта, но упрекнуть его в неискренности не может никто».

Президент также определил главные идейные препоны, которые мешают развиваться стране в прогрессивном направлении: помимо коррупции, это национализм, регионализм и манкуртизм (так определил его глава государства). На обеспечение единства народа Кыргызстана, целостности государства, укрепление мира и согласия нацелены его указы об углублении изучения истории Кыргызстана, образовании фонда исторического и культурного наследия «Мурас», развитии государственного языка, популяризации интернационалистских идей эпоса «Манас», объявлении 2012 года — Годом семьи, мира, согласия и взаимного прощения. Все эти идеологические решения призваны созидать атмосферу мира, согласия, созидания и толерантности внутри кыргызского общества.

Под свое крыло счел необходимым взять А. Атамбаев вопросы религии. Он подписал Указ «О переходе Государственной комиссии по делам религии в введение Президента». Будет создан межрелигиозный совет, и наконец будет уделено самое пристальное внимание работе по предупреждению и пресечению религиозного экстремизма, качеству религиозного образования в стране (на сегодня почти бесконтрольного). Последнее, кстати, касается и самого духовенства.

«На мой взгляд, вопросы духовного религиозного отправления — это как раз то, что лидер страны ни в коей мере не может упускать из виду, — уверен Марс Сариев. — Ни для кого не секрет, что проникновение радикальных религиозных идей в страну, наряду с терроризмом, наркотрафиком, представляют серьезную угрозу безопасности любого государства».

В гостях — не дома, но…
Да проститься мне мое невольное злословие, но если А. Акаев на международной арене запомнился как «весьма приятный человек» (с легкой руки российских СМИ), то К. Бакиев, не только успел за пять лет обобрать страну, но и основательно «наследил» во взаимоотношениях почти со всеми соседями. «Первые два президента Кыргызстана были из партийной номенклатуры, причем второго эшелона, не концептуальщики, а скорее, исполнители, — резюмирует такое их поведение Марс Сариев. — Потому вся их деятельность на посту уже независимого Кыргызстана состояла в привычном поиске потерянного «хозяина». В отличие от них Атамбаев — человек новой когорты политиков и прекрасно понимает, что Кыргызстан будет процветающей страной только при условии, если научится самостоятельно стоять на ногах, станет реально независимым государством».

Вскоре после победы А. Атамбаева на выборах директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко, комментируя это событие, отметил, что новый Президент Кыргызстана — «человек, который поддерживает интеграцию на постсоветском пространстве» (идею ЕврАзЭс и Таможенного союза). И в то же время напомнил, что, к сожалению, Россия имеет «крайне негативный опыт взаимодействия с киргизскими политиками, которые делали одни заявления, а потом поступали по-другому». С таким грустным для всех нас наследием во внешней политике пришлось столкнуться не столько Р. Отунбаевой, сколько Президенту А. Атамбаеву.

Интеграционные процессы в рамках евразийского проекта, движение к общему экономическому пространству неизбежны, уверены и наши политологи. Однако именно Президент А. Атамбаев поставил эти отношения на принципиально новую, партнерскую позицию, считает Марс Сариев. «А. Атамбаев высказал вслух совершенно очевидные проблемы, мешающие продвижению реальных интеграционных процессов между нашими странами. И дело не только в том, например, что кыргызской стороне не было уплачено 15 млн. долларов за пребывание в Канте российской авиабазы. Это только один из частных вопросов. Из 160 договоренностей, достигнутых между нашими странами, большинство соглашений и контрактов попросту не работают».

В России до сих пор не было выработано аналитическими центрами системных, стратегических и политических подходов во взаимоотношениях со странами Центральной Азии. «Дипломатически выдержанные, деликатные, а на деле псевдобратские отношения между нашими странами в реальности не давали никакие ощутимых подвижек, — аргументирует свою позицию М. Сариев. — Как заметил сам А. Атамбаев, еще в 2009 году Кыргызстан предлагал России приобрести 100% пакета акций «Дастана», но россияне воздержались. Не было никаких реальных шагов с Русгидро по Камбар-Ате, с Газпромом и т.д. И только после встреч на высшем уровне начались реальные движения по этим и другим проектам».

К примеру, состоялись встречи с руководством Газпрома по вопросам его участия в приватизации госпакета акций «Кыргызгаза», изучении нефтегазоперспективных площадей на юге, в поставках газа к нам, передаче  под управление Газпрома подземного газохранилища «Северный Сох», в завершении строительства объекта расширения газопровода «Ташкент — Бишкек — Алматы». Два из трех зарубежных визитов было осуществлено в Россию и один — в Турцию.

«Есть политические силы как в России, так и у нас, которые не заинтересованы в продвижении реальной интеграции. Им — а это чиновники среднего звена — выгодно держать нас в состоянии перманентного кризиса, в роли вечных и бедных просителей. Застолбив определенные «участки» у нас, они продолжают ловить свою рыбку в мутной воде, скажем, в виде откатов. Об этом с тревогой говорит теперь не только наш Президент, но и высшее руководство России», — убежден М. Сариев.

В этом плане позицию А. Атамбаева можно назвать патриотичной. По выражению М. Сариева, он ломает устоявшиеся стереотипы, побуждая иных деятелей в России отказаться от имперского мышления, а нас — забыть наконец о роли бедного младшего брата. «Россия — наш стратегический партнер, — неоднократно и вполне уверенно повторяет Президент, — но партнерские отношения предусматривают равноправие и честность».

«А. Атамбаев — человек бизнеса и привык отвечать за данное слово, — рассуждает М. Сариев. — Он не отказывается от выбранного им внешнеполитического курса и стратегических соратников. Однако это не мешает Кыргызстану вести самостоятельную многовекторную внешнюю политику, исходя из общенациональных интересов. И Атамбаев не зря говорит, что все должны привыкать: Кыргызстан — независимое государство».

Иными словами, котлеты — отдельно, мухи — отдельно, как выразился известный сатирик. Ни для кого не секрет, что наша страна волею истории стала центром пересечения геополитических интересов крупных держав. Но в этой глобальной сложной игре нам все же необходимо отстоять свою самостоятельную позицию. «К примеру, в Грузии нас интересует сугубо узкий аспект успехов в борьбе с коррупцией, — говорит Марс Сариев. — В Катаре — экономический вектор сотрудничества, тем более что интерес со стороны арабских стран к нам за два десятилетия проявился впервые. Они предлагают реальные экономические проекты». Мы должны вести сбалансированную внешнюю политику, которая приведет страну к процветанию и достойной жизни, и глава государства это осознает.

Позади у Президента А. Атамбаева сто дней, впереди — шесть лет и только один срок президентства, но масштабы задач, которые надо решить, таковы, что их хватит на сто лет…

Чинара АСАНОВА.






Добавить комментарий