Main Menu

Армия: от обороны к штурму высот

Одним из первых среди силовых ведомств Министерство обороны  по-военному четко и оперативно приступило к реализации Указа Президента — Главнокомандующего Вооруженными силами  Алмазбека Атамбаева «О неотложных мерах по укреплению общественной безопасности». Мой собеседник не любит общаться с  прессой в силу своего военного характера. Послужной список  генерал-майора Таалайбека ОМУРАЛИЕВА — типичный образец восхождения по карьерной лестнице боевого офицера: от командира взвода до министра обороны. Впервые мы познакомились в феврале  прошлого года на командно-штабных учениях с органами управления соединений и частей  Минобороны под его руководством, тогда еще  в должности начальника Главного  штаба ВС. Как рассказывали  командиры, он  пользуется большим авторитетом  в войсках благодаря профессиональным качествам и чуть ли  не отцовской заботе о военнослужащих. Министр обороны не любитель давать интервью, но,  учитывая важность темы разговора  и задач, поставленных главой государства перед военными, для нашей  газеты сделал исключение.

— Таалайбек Барыктабасович,  назовите, пожалуйста, главные  приоритеты работы вашего ведомства по реализации Указа Президента.
— Этим вопросам была  посвящена последняя коллегия, на которой утвержден комплексный  план.  Рассматривался  и ход  борьбы с  коррупцией. Надо признать, что  есть  определенные проблемы: в первую очередь они касаются военных комиссариатов.  Работа Главного  организационно-мобилизационного управления и его руководства признана недостаточной. Ему  приказано в кратчайшие сроки выявить все  предпосылки коррупции в системе оказания услуг населению, в частности, в процедуре выдачи военных билетов и других документов. Рекомендовано также  внедрить в работу военкоматов принцип «единого электронного окна» во избежание взяток. Некие коррупционные схемы присутствуют и в подразделениях материально-технического снабжения при проведении тендеров на  закупку  вещевого довольствия и продуктов. Здесь мы  тоже наводим порядок.
Второй вопрос повестки дня  коллегии — состояние  сохранности,  учета, хранения огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчато-отравляющих веществ. Создана  комиссия Минобороны, которая   проверяет  сегодня соединения и части  Юго-Западного регионального командования. В конце марта  такую же работу она проведет в подразделениях, дислоцированных на  северо-востоке.
Возможности экспертно-криминалистического  центра МВД  не позволяют в установленные сроки осуществить  отстрел всего объема оружия и создать пулегильзотеку. В этой связи  достигнута договоренность с Казахстаном о закупке двух  комплектов пулеулавливателей «Тупик-2» с  необходимыми расходными материалами. На это потребуются  время и дополнительное  финансирование, но данные по количеству оружия в подразделениях Минобороны, подлежащего отстрелу, уже подготовлены. Уточнены  также боевые расчеты,  планы охраны и  обороны складов ракетно-артиллерийского  вооружения. Кстати, 70 процентов из них построены 40-50 лет назад, требуют капитального ремонта. Для этого будем привлекать внебюджетные  средства, обещала помочь и ОБСЕ.
— Если говорить о прямом  предназначении армии, то какие  задачи должны  решать военные в соответствии с Указом главы  государства?
— Прежде  всего — усилить охрану государственной  границы. Мы тесно  взаимодействуем с Пограничными войсками (ПВ) ГКНБ. Дело в том, что подготовка военнослужащих-контрактников заканчивается в июне. После индивидуальной подготовки, обучения по специальности и достижения слаженности  подразделений обычно проводим учение и совместные разведывательно-поисковые действия  с пограничниками. По постановлению правительства личный  состав горно-стрелкового батальона, дислоцированный в с. Бужум Баткенской области, участвует в  пресечении контрабанды ГСМ. Военнослужащими Минобороны усилены  практически все пункты  прохода и проезда на границе. Мною подписан приказ, согласно которому командирам частей  и соединений предписано основные усилия сосредоточить на своевременном добывании достоверной информации о деятельности террористических, религиозно-экстремистских и других деструктивных сил с целью принятия  упреждающих мер.
— Товарищ министр, давайте вернемся к повседневным армейским будням. Если мы  говорим сегодня о создании профессиональной армии, то каковы,  на ваш взгляд, главные приоритеты реформирования Вооруженных сил?
— Опыт событий 2010 года показал, что в структуре  Министерства обороны должны быть боевые части, способные в  максимально короткие сроки приступить к выполнению возникающих задач и действовать автономно на отдельных направлениях в отрыве от главных  сил, то есть обученные, хорошо вооруженные и мобильные  войска. В наших планах — увеличение до максимума доли военнослужащих, проходящих службу на контрактной основе. Уже свыше 70 процентов  личного состава в войсках составляют контрактники, а на юге  во всех соединениях и частях  их почти 90 процентов. Но это вовсе не означает, что в армии не будет военнослужащих срочной службы. Прослужив  год и получив определенные  военные навыки, они представляют собой хорошую базу для  подготовки контрактников. В этих целях в каждой воинской части сегодня планируется создать учебные центры  для дальнейшего обучения солдат-срочников. С другой стороны,  мы обязаны обеспечить  для  граждан условия по выполнению конституционного долга — службы  в Вооруженных силах страны, что закреплено Законом «О всеобщей воинской  обязанности граждан Кыргызской Республики, о военной  и альтернативной службах». Но еще раз хочу повторить,  костяк армии должен состоять из высококлассных специалистов-контрактников: механиков-водителей,  наводчиков-операторов системы ПВО, артиллеристов и других.  Такие сборы прошли уже  свыше 100 военнослужащих. Я поставил задачу  в первую очередь полностью  укомплектовать  ими  наиболее важные воинские части, в том числе специального назначения, боевые единицы, способные решать самые сложные задачи, и только потом  приступить к укомплектованию подразделений второго эшелона.
— Много споров и нареканий вызвала так называемая  служба в призыве мобилизационного резерва (МПР). Разве можно за один месяц,  как это было раньше, подготовить  специалиста или хотя бы даже  научить военнослужащего толком держать в руках автомат?
— Мы  приняли решение  сохранить систему подготовки  ПМР, но передать ее  военным кафедрам высших учебных заведений. Пройдя  теоретическую подготовку в течение восьми-девяти месяцев, студенты пройдут  сборы в учебном центре  Минобороны, после чего будут поставлены на  учет как солдаты-сержанты. Если кто-то захочет продолжить  военное образование по какой-нибудь специальности и  получить звание лейтенанта, необходимо  пройти добровольно курс обучения в том же центре подготовки мобилизационного ресурса. В учебных центрах при вузах будут работать военнослужащие, ушедшие в запас, чтобы реализовать свои  профессиональные знания, в частности, по военно-патриотическому  воспитанию молодежи.
— С вашим приходом  произошли какие-то глобальные кадровые перестановки, чтобы создать единую команду?
— Она у нас была и  есть. Сегодня в министерстве  служат только  патриоты  воинского долга. Рубить с плеча — не  в моем характере. Каждого офицера сначала надо проверить на деле, а также его  профессиональные качества  и умение  принимать самостоятельные решения. Я  озвучил свои требования и поставил задачи перед личным составом центрального аппарата, а также командирами частей  и соединений, дав  для исполнения трехмесячный срок. На ближайшей  коллегии  должностные лица — от моих заместителей до начальников  управлений — отчитаются  о проделанной работе.
— Как стало известно, министр обороны выступает  инициатором увеличения норм солдатского пайка…
— Сегодня они соответствуют условиям выполнения боевых задач, но в то же время  требуют повышения калорийности. Такого  напряженного темпа   обучения и подготовки раньше не наблюдалось. Если говорить, например, о тактике, то прежде отрабатывались только оборонные  мероприятия:  солдат вырыл окоп и спал себе спокойно до появления противника. Сегодня  превалируют поисковые и штурмовые  действия, а также  наступательные операции, что требует больших физических усилий. Необходимо пересмотреть  и нормы вещевого довольствия. Например, министру обороны ботинки выдаются на пять лет, это  нормально, но военнослужащие должны быть обеспечены обувью не на год-два, а не больше, чем на  полгода. Все эти задачи планируем решить за счет внутренних ресурсов.
— Вопрос из числа неудобных, товарищ генерал:  недавно в очередном ЧП опять отличился  Военный институт Минобороны: один из курсантов  совершил суицид…
— Я пока воздержусь от комментариев, потому что  идет следствие. Правда,  не дожидаясь его окончания, определенные оргвыводы уже сделаны: отстранены от  должностей руководство вуза, командиры батальона, роты и взвода, где произошло ЧП. По итогам работы  комиссии Минобороны будут приняты  дополнительные меры.
— По мнению председателя Общественного объединения  солдатских матерей Галины Афониной, «проблемы дедовщины и неуставных отношений в армии уже не стоят так остро, как  раньше…».
— Действительно, имеют место только единичные  проявления дедовщины. Они жестко пресекаются, а виновные  привлекаются к  дисциплинарной и уголовной ответственности. Решено усилить  персональную ответственность командиров частей и соединений за соблюдение уставного порядка среди  военнослужащих, а также лиц, совершивших противоправные деяния. Строгий спрос ждет  за укрывательство  фактов правонарушения. Сразу же через несколько дней после моего  назначения встретился  с  Галиной Федоровной Афониной, чтобы обсудить совместный план мероприятий по улучшению условий службы и искоренению негатива. Практически по всем этим вопросам у нас полное взаимопонимание  и доверительные отношения.
— Где живете, Таалайбек Барыктабасович,  устраивают ли вас жилищные условия?
— Нормальное  жилье я  получил, уже будучи начальником Главного штаба ВС. Но речь сегодня  не обо мне, а о тех офицерах, которые всю жизнь  отдали  армии, но до сих пор  со своими семьями живут у родственников, в общежитиях или на съемных квартирах. Большие проблемы имеются в социальной защищенности военнослужащих. В рамках договоренностей по военно-техническому сотрудничеству конструктивно работаем в  этом вопросе с зарубежными донорами и ищем внебюджетные средства. Так, с китайскими коллегами достигнуто соглашение о строительстве в Бишкеке двух 105-квартирных жилых домов,  возведение их начнется уже  в апреле, что на пятьдесят процентов решит жилищные проблемы военнослужащих Бишкекского гарнизона. В Ошском  и Токмокском — более  300 детей офицеров и контрактников не имеют возможности посещать детские сады, места для них не предусмотрены по причине переполнения. Как  только будет утвержден бюджет, постараемся изыскать собственные  средства.
В заключение хочу  отметить, что сегодня Вооруженные силы  страны уже не те, что несколько лет назад. Армия не только  выстояла, но и поднялась с колен, доказав,  что является надежным защитником безопасности государства  и его граждан. Поэтому  нет ничего особенного в том, что к людям в погонах у нашего народа традиционно теплое отношение.

Сергей СИДОРОВ.
Фото предоставлено пресс-службой Министерства обороны КР.






Добавить комментарий