Main Menu

Дороги выбрали нас

заместитель директора проектного института "Кыргыздортранспроект" Леван Алибегашвили и главный инженер Талант Солтабаев о Боомском ущелье

Мы не хотим терять скорости

В этих словах, пожалуй, кроется самая суть характеров героев моей нынешней публикации. Оба они инженеры-дорожники, профессионалы с большой буквы, любящие свою неспокойную работу и свою родину — Кыргызстан. Знакомьтесь: заместитель директора проектного института «Кыргыздортранспроект» Леван Алибегашвили и главный инженер Талант Солтабаев.

У них огромная разница в возрасте — одному 35, другому далеко за 60, разный житейский и профессиональный опыт, наконец, мои герои — кыргызстанцы, представители разных национальностей, но их объединяет одно: преданность родине, абсолютная уверенность, что находятся они на своем месте, служат стране, как говорится, верой и правдой. На сложном этапе реформ республике не обойтись без таких специалистов. Уезжать из страны, искать «теплое» местечко никто из них и не помышляет.

Талант рассказывает о себе: после школы собрался было поступать на популярный в 90-е годы юридический факультет. Отец, ветеран-дорожник, отговорил, просил продолжить семейную династию. Сын согласился и ни разу об этом не пожалел. Инженеры сегодня — самая востребованная профессия, работы — через край, только успевай, страна-то у нас горная, держится на автомобильном транспорте. По словам Т. Солтабаева, после вуза времени на раскачку у молодого человека не было. Трудился вместе со своими однокурсниками, работали слаженно, одной командой. Потом друзей пораскидало по миру, Талант остался в проектном институте, стал главным инженером.

О своем наставнике Леване Алибегашвили говорит восторженно и с любовью, уверен: второго специалиста с таким уникальным опытом в республике просто не найти! Беседуем в кабинете заместителя директора проектного института «Кыргыздортранспроект». В его руках — карта с обозначенными автомобильными маршрутами, на стенах — фотоиллюстрации заснеженных горных вершин: пик Победы, Хан-Тенгри, пик имени Ленина, живописные ущелья, бурные реки Чу, Ала-Арча и др. Я сразу почувствовала себя в своей тарелке, так как в молодости занималась альпинизмом и вот встретила настоящего «снежного барса». Перед мужеством и отвагой людей, носящих это гордое звание, преклоняются все спортсмены-горновосходители.

В ГОСТЯХ У «СНЕЖНОГО БАРСА»

Привела меня к проектировщикам вот какая причина: я ехала за официальным ответом на критическую статью нашего внештатного автора Рената Рахматулина «Превыше всего безопасность», опубликованную в «СК» 5 июля. В ней шла речь о необходимости разгрузить известную всем дорогу через Боомское ущелье, построить альтернативную, через перевал Шамши, дескать, будет она короче и безопаснее, позволит разграничить мощные потоки транспорта, доставляющего грузы в Нарынскую область, Китай, и машин с отдыхающими, теми, кто стремится на Иссык-Куль окунуться в озеро, поваляться на пляже.

Автор — член ассоциации ветеранов-дорожников, заслуженный строитель республики, обвинял сотрудников «Кыргыздортранспроекта» в «безнравственности» и «монополизме», так как инженеры-проектировщики имели на сей счет свое особое мнение, отказывались делать проект и составлять смету.

Кстати, Леван Алибегашвили с большим уважением относится к ветеранам-дорожникам, своим коллегам, но совершенно не согласен с их бездоказательным обвинением в монополизме. Привожу его веские аргументы:

«Непонятно, почему автор статьи считает мнение института по поводу строительства предлагаемой дороги «безнравственным» и обвиняет нас в монополизме? На самом деле это не так. Наш институт таковым вовсе не является.

Проектированием дорожных объектов кроме наших сотрудников сегодня занимаются и зарубежные компании.

Высота перевала Шамши — 3 570 метров, для подъема на него с нормативными уклонами необходимо увеличить протяженность трассы, что не позволит существенно сократить ее длину. Неизбежные при возведении дорожного полотна в горной местности серпантины, кривые малого радиуса, большое количество углов поворота обязательно ухудшат трассу. К тому же по извилистой дороге не разгонишься: опасно, особенно для грузовых машин. Выигрыша во времени тоже не стоит ожидать.

Эксплуатировать предлагаемую ветеранами альтернативную магистраль в холодное время года (ноябрь-май) будет невозможно из-за ветровых заносов и возможного схода лавин. Зимой не исключаю частые перерывы в движении, остановки, транспортные пробки, ведь перевал довольно высокий.

Теперь рассмотрим проблему с точки зрения экологии. Живописное, любимое жителями Чуйской долины ущелье Шамши, в котором они привыкли отдыхать семьями, считается одним из красивейших в республике. Его флоре и фауне нанесем значительный ущерб альтернативным дорожным сообщением. Предлагаемый ветеранами новый маршрут в Нарынскую область считаю необходимым согласовать со специалистами-экологами.

Пойдем дальше. Для воплощения задуманного потребуются немалые деньги: ориентировочно 210 млн. долларов. Средства эти вряд ли скоро окупятся из-за прогнозируемой сотрудниками нашего института малой интенсивности движения транспорта. К тому же водители легковых автомобилей, доставляющих туристов на Иссык-Куль, вряд ли по ней поедут, как полагают коллеги, ведь в этом случае значительно увеличится время в пути, а он и так неблизок и нелегок.

По серпантину в Нарынскую область машины тоже не поедут, водители знают: преодоление перевала потребует дополнительного расхода бензина, не сэкономят они и времени в пути.

Что касается основного потока грузового транспорта из Торугарта и Нарына, то тяжеловесные фуры тем более не поедут по опасной дороге, благоразумно предпочтут ей существующую, так что одна из целей, обозначенная в статье Р. Рахматулина, а именно разгрузка Боомского ущелья, решена не будет.

Отремонтированная, реконструированная и расширенная автомагистраль Боомского ущелья сегодня не нуждается в разгрузке. Четыре полосы движения с разделением транспортных потоков обеспечивают комфорт и безопасность — таково мнение бишкекчан и гостей столицы, пользующихся старым испытанным маршрутом.

Скажу про безопасность, это главное. Наш институт сомневается, что предлагаемая альтернативная дорога окажется безопаснее существующей. Скорее, наоборот, станет еще опаснее, так как на ее перевальном участке (и вообще в горах) действуют те же экзогенные процессы, сейсмика, а потому вполне вероятны и сели, и лавины, а также оползни, осыпи, камнепады.

Теперь относительно того, что обе дороги — и автомобильная, и железнодорожная — проходят параллельно. Никаких проблем в этом нет, при реабилитации автодороги в Бооме безопасность уже была обеспечена.

Еще в советские времена мы искали приемлемые решения обхода Боома. Считаем, что на протяжении всего Кыргызского хребта, от Сосновского ущелья до Боомского, без тоннеля альтернативный обход ущелья невозможен.

Что касается аудита безопасности проезда через Боомское ущелье, то его периодически проводят соответствующие службы эксплуатации дорог Минтранса, ГАИ и МЧС, так что создавать какие-то дополнительные структуры излишне».

МЫ ЗАЛОЖИЛИ СТАНДАРТЫ

Итак, исходя из вышеизложенного, институт «Кыргыздортранспроект» считает строительство магистрали по ущелью Шамши нецелесообразным: новая дорогостоящая трасса не достигает декларируемых в статье целей. Вот заключение проектировщиков: подобная дорога никак не может стать альтернативой уже существующей. Леван Алибегашвили приводит наглядный пример: «В советские времена через перевал Кегеты возвели сельскую трассу Токмок — Кочкор, она быстро пришла в негодность, так как о ее содержании никто не заботился. Если и есть какая-то целесообразность вновь восстановить дорогу, то альтернативной, повторюсь, она никогда не станет».

На этом наш разговор с Леваном Алибегашвили не закончился. Я убедилась, что именно советские инженеры-проектировщики в лице сотрудников «Кыргыздортранспроекта» заложили надежную основу строительства международных транспортных коридоров в нашем горном крае, так называемую опорную сеть. Теперь все дороги «сажают» на эту прочную сеть, ставшую стандартной, незаменимой. При возведении трасс местного значения строители обязаны непременно соблюдать все стандартные требования к качеству магистралей.

Мой собеседник с удовольствием констатирует: правительство не оставляет без внимания важную коммуникативную отрасль, финансирование работ с каждым годом только растет, и это правильно.

Леван Алибегашвили увлеченно рассказывает об истории знаменитой дороги Бишкек — Ош, о строительстве альтернативной трассы север — юг, которая поможет ее разгрузить.

Делится своими впечатлениями:

Когда мчишься по хорошей дороге, за окном — живописный пейзаж: горы, бушующие реки, — усталость проходит сама собой, остается только теплое чувство к родному краю.

Хотя и родился Леван в далекой от Кыргызстана Грузии, Бишкек считает вторым домом, встречается здесь с альпинистами, приезжающими к нему со всех концов бывшего Советского Союза.

Пользуясь случаем, запоминаю его слова:

Не стоит суетиться, нервничать, торопиться; главное — честно, добросовестно делать свою работу. Остальное — придет.

И еще:

Ученик всегда превосходит своего учителя, иначе нет прогресса.

Галина ЛУНЕВА.
Фото из Интернета.






Добавить комментарий