Main Menu

Детство без слез и угроз

Детство без слез и угроз

Стартовала глобальная инициатива ООН по прекращению насилия в отношении детей. Данные, предоставляемые Детским фондом ООН (ЮНИСЕФ), не могут не ужасать. В мировом масштабе каждый четвертый ребенок подвергается физическому насилию, практически каждая пятая девочка по меньшей мере один раз в жизни страдает от сексуальных действий со стороны взрослых. Каждые пять минут погибает несовершеннолетний.

В нашей стране внимание общества к этой проблеме привлек ряд трагических случаев, когда от рук изуверов-родственников пострадали малыши. В СМИ все чаще стали публиковать подобные факты, после чего правительство совместно с международными организациями в экстренном порядке разработало планы мероприятий по выявлению и предотвращению детского насилия. При поддержке ЮНИСЕФ запущен детский телефон доверия 111.

Какова цель принимаемых мер и что предстоит сделать в этом направлении, мы попросили рассказать руководителя отдела по защите детей ЮНИСЕФ в Кыргызстане Мунира Мамедзаде.


— В целом задача и государственных органов, и международных организаций, и неправительственного сектора заключается в создании системы раннего выявления и быстрого реагирования на случаи, когда ребенок испытывает по отношению к себе насилие дома, на улице, в школе. При этом важно, чтобы несовершеннолетний доверял кому-то из близких или чтобы в школе имелась соответствующая служба, куда ученики могли обращаться, ощущая угрозы своей безопасности.

По статистике, в Кыргызстане более 57% подростков и детей подвергаются психологической агрессии или физическому наказанию. Каждый четвертый ребенок в возрасте от пяти до 17 лет вовлечен в детский труд. По данным еще одного исследования, более 60% ребят столкнулись с произволом в семье, 51% отметили, что к ним применялись брань и словесные оскорбления, 39% указывали на психологическое насилие, почти 37% — на физическое и около 2% — сексуальное. Как видно из исследований, именно дом является тем местом, где большинство ребят сталкиваются с грубостью и жестокостью, а родные люди, призванные защищать детвору, выступают, увы, в очень неприглядной роли. Так почему же такое происходит?

— Зачастую доминирование воспринимается взрослыми как форма воспитания, — уверен М. Мамадзаде. — У родителей имеются вроде бы хорошие намерения, поскольку, по их мнению, суровое обращение позволяет вырастить из ребенка хорошего человека. В других ситуациях такое поведение зависит от уровня образования и благосостояния семьи. Если родители в постоянном стрессе из-за нехватки денег, они могут накричать или даже ударить сына или дочь. Поэтому здесь важно развивать навыки у родителей по ненасильственному воспитанию, чтобы они могли создавать дружественную атмосферу, дети должны чувствовать себя защищенными. Даже если несовершеннолетние столкнутся с насилием или угрозами вне дома, они могут поделиться со своими родными, чтобы найти у них защиту.

Представитель Детского фонда ООН отметил, что насилие в отношении детей, помимо социальных факторов, провоцируют гендерные и культурные аспекты. Но время идет, меняется жизнь. И сегодняшние дети значительно отличаются от своих сверстников десятилетней давности. Поэтому родителям не нужно надеяться только на авторитет взрослого и пора осознать, что им нужны современные знания по воспитанию. И вполне возможно, что на такие курсы вскоре можно будет записаться.

— Представители Государственного агентства по делам молодежи, физической культуры и спорта рассказали, что создают центры для молодых родителей для обучения правильному воспитанию детей, — отметил М. Мамедзаде. — Возможно, нужна массовая кампания по пропаганде ненасильственного воспитания ребятни. В сообществах надо создавать группы авторитетных людей, куда могли бы входить руководители айыл окмоту, аксакалы, религиозные лидеры, которые рекламировали бы такое поведение.
По мнению специалиста, представляющего международную организацию, важная роль в обсуждаемом вопросе все-таки должна отдаваться государству.

— Чиновники говорят об ответственности родителей, но по международному праву и Конвенции по правам ребенка государство должно создать условия для родителей, чтобы они могли осуществлять свою роль и обязанность, — отметил мой собеседник.
К насилию в отношении детей можно отнести и ранние браки, здесь одновременно проявляется и гендерное неравенство. В последние годы в республике такие факты довольно часто отмечаются. Так, из всех вступивших в брак в 2014 году 13% составили девочки до 18 лет. Специалисты предлагают такие союзы называть детскими, чтобы подчеркнуть их неприемлемость.

— Во многих странах причины детских браков схожи. Связано это с ролью, которую отводит общество девочке, но эта роль не соответствует нынешнему времени. В этом случае законом многого не поменяешь. В основном важна работа с общинами, родителями. В разных странах применялись различные методы. Например, где-то выплачивали стипендии для того, чтобы поощрять образование девочек. Но для того чтобы говорить подробно о вопросах детских браков в Кыргызстане, необходимо провести более подробный анализ, — отметил М. Мамедзаде. — Вообще, статистика в вопросах предотвращения детского насилия важна, чтобы знать, каковы тенденции, куда мы движемся. Если мы создаем множество служб, но ситуация только ухудшается, значит, мы что-то делаем не так. Поэтому наша организация помогает Национальному статистическому комитету и другим службам. Очень актуально на данном этапе создание единой базы детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Это, по мнению сотрудника ЮНИСЕФ, зависит от эффективности взаимодействия самых различных госструктур: социальных служб, Минздрава, Министерства образования, МВД, органов местной власти. Но пока, к сожалению, у каждого из этих ведомств своя, не совпадающая с другими, статистика по таким детям.

— В прошлом году принято постановление правительства, оно касается выявления и сопровождения несовершеннолетних, оказавшихся без надзора родителей. Согласно этому документу, если на каком-то уровне одна из служб выявляет такого ребенка, запускается механизм подключения к данной проблеме различных ведомств, определяется, как должны оцениваться его нужды и какие услуги оказываются всеми сторонами. В этой деятельности хотелось бы отметить роль социального работника. Его задача привлечь все эти структуры и взаимодействовать с ними. Эти специалисты несут ответственность также и за пожилых одиноких людей, за лиц с инвалидностью. Поэтому качественного подхода в деятельности этой службы, какую подразумевает современная система соцзащиты, еще нет. И здесь нужно раскрыть и укрепить потенциал соцработников.

— Какова же роль ЮНИСЕФ в работе по предотвращению детского насилия?

— Одна из наших задач как международной организации -поддержать инициативы государства, чтобы они оказались устойчивыми и гибкими. Недавно мы проводили пилотную программу «Школа без насилия», которая осуществлялась в 38 школах республики. В рамках проекта в учебных заведениях созданы ящики для жалоб или почты доверия и службы школьного примирения, назначены ответственные за медиацию конфликтов и проведение мероприятий для школьников. Также программа способствовала пониманию, что такое насилие, каковы его формы и причины. После ее завершения проект прошел независимую оценку и оказалось, что модель эффективна и правительству стоит распространить ее по всей стране. Когда мы предлагаем новую модель или методику, обязательно пилотируем ее, чтобы доказать эффективность и выгодность.

Республика находится в начале пути борьбы за детство без слез и угроз. Сейчас в Кыргызстане разрабатывается новый долгосрочный документ «Комплексная программа по поддержке семьи и детей», ЮНИСЕФ оказывает техническую поддержку в этой работе. Главная цель программы — развитие института семьи и повышение родительских навыков, межведомственное взаимодействие, также предусматривается создание необходимых служб и услуг на местах.

Дмитрий АЩЕУЛОВ.
Фото Нины ГОРШКОВОЙ.






Добавить комментарий