Main Menu

Экономический пояс Шелкового пути

Экономический пояс Шелкового пути

Как совместить его задачи с евразийским сообществом?

Кооперация целей сократит расстояние транспортировки грузов по сравнению с маршрутом через Суэцкий канал, говорят в один голос эксперты и приводят факты: длина трассы составляет 8400 километров, из которых более трех тысяч километров уже проложено по территории Китая.

В Центральной Евразии расположены колоссальные природные ресурсы, такие как нефть, газ, редкоземельные, цветные металлы.

Через нее могут проходить наиболее рентабельные и безопасные транспортные маршруты, соединяющие два колосса мировой экономики — Европу, Восточную и Юго-Восточную Азию.

Как известно, крупнейший проект Китайской Народной Республики «Экономический пояс Шелкового пути» направлен прежде всего на решение внутренних задач. Его реализация позволит значительно расширить торговлю Китая со странами Центральной Азии, найти пути сближения также и с европейскими государствами.

Экономический пояс Шелкового путиВпервые об этом заговорили в сентябре 2013 года, когда председатель Китайской Народной Республики Си Цзиньпин публично выступил в Назарбаевском университете в Астане. Инициативу подхватил Бишкек, где недавно прошел круглый стол «Национальный проект сопряжения ЕврАзЭС, проекта «Экономический пояс Шелкового пути» и программ центральноазиатских стран». В его работе приняли участие депутаты Жогорку Кенеша, представители аппарата Президента, правительства, независимые эксперты, дипломаты заинтересованных государств.

От имени Министерства экономики с приветственным словом выступил заместитель министра Алмаз Сазбаков. Он перечислил задачи, стоящие перед странами, расположенными вдоль Шелкового пути:

  • создание транспортного коридора «от Тихого океана до Балтийского моря», который свяжет Южную, Восточную и Западную Азию;
  • укрепление партнерских связей и сокращение барьеров для торговли и инвестиций с учетом национальных интересов каждого участника глобального проекта;
  • переход на расчеты в национальных валютах, ведь у центральноазиатских стран уже есть успешный опыт сотрудничества, который в будущем позволит снизить издержки и повысить конкурентоспособность всего региона.

Экономический пояс Шелкового путиЗаметим: экономический пояс — не просто транзитно-транспортный проект, это комплексный план экономического развития целого ряда государств, включающий многочисленные программы строительства дорожной и социальной инфраструктур, промышленных и сервисных предприятий, которые и создадут стабильную и безопасную среду для развития не только западных районов Китая, но и всего центра Евразии, в полной мере раскрыв его потенциал.

С экономической точки зрения идея сближения проекта Экономического пояса Великого Шелкового пути и задач ЕАЭС не противоречит выбранным целям, они взаимно дополняют одна другую; создает предпосылки для кооперации, общего регулирования транспортно-логистических центров, не сомневается Алмаз Сазбаков. Он уверен, что от этого выиграют национальные рынки, отечественные производители, что косвенно поспособствует унификации регламентов и стандартов качества товаров и услуг, пересекающих границу.

— Страны ЕАЭС, на территории которых планируется реализация масштабных инвестиционных проектов, смогут гораздо эффективней защитить свои интересы в части соблюдения экологических и трудовых норм не напрямую, а через общесоюзное регулирование, — говорит чиновник. — Это даст толчок притоку новых капиталов в транспортную инфраструктуру и производственный потенциал, расширит и укрепит взаимную торговлю между странами Евразийского экономического союза, повысит их инвестиционную привлекательность. В долгосрочной перспективе такой подход может стать залогом роста других отраслей экономики, в том числе промышленности.

Экономический пояс Шелкового путиЕвразия располагает уникальными возможностями для развития транспортно-логистических коридоров и хабов (в том числе авиаперевозок), соединяющих производственные и потребительские потенциалы Европы и Азии.

Все это создает предпосылки к возрождению Шелкового пути в его исходном значении континентального пояса торгово-экономического и культурного взаимодействия прилегающих к нему государств, позволяющего им добиваться богатства и процветания.

Стратегическая задача сопряжения ЕАЭС и ЭПШП — превратить Центральную Евразию в зону совместного развития не менее эффективную, чем в Европейском союзе, — отметил в заключение замминистра экономики Алмаз Сазбаков.

Галина ЛУНЕВА.
Фото Игоря САПОЖНИКОВА.






Добавить комментарий