Main Menu

Кардиохирургия: реставрация сердца

Этот год в системе отечественного здравоохранения посвящен здоровому сердцу. А оно нам ой как необходимо. Ведь в Кыргызстане сердечные недуги занимают первое место по смертности среди других болезней. Одна из причин, приводящая к инфарктам, — ишемическая болезнь сердца.

— Количество больных ишемией с каждым годом больше, — говорит директор Научно-исследовательского института хирургии сердца и трансплантации органов Талгат Осмонов. — Увеличение числа пациентов с такими показателями связано с различными факторами. Прежде всего негативно влияют малоподвижный образ жизни, употребление пищи, содержащей животный жир, курение. Ишемическая болезнь сердца  развивается незаметно. Первые симптомы могут проявиться в виде боли, перебоев при физической и эмоциональной нагрузке. А порой ишемия проявляется сразу как инфаркт.

При ишемии сердечные сосуды оказываются суженными холестерином, оседающим на их стенках. Сердечная ткань должна получать определенное количество крови. В мышцы сердца в спокойном состоянии поступает около литра крови в минуту, при позитивных или отрицательных эмоциях ему необходимо примерно три-пять литров в минуту. А когда сердечные сосуды не могут пропустить нужного количества крови, наступает омертвление участков сердечной мышцы. Это и вызывает инфаркт миокарда.
Способы лечения коронарной болезни сердца — так еще называют ишемию — достаточно сложны, и если участки сосудов сердца сужены, то терапевтическое лечение бесполезно, нужно хирургическое вмешательство. Теоретически преодолеть «пробку» в сосуде просто: открыть просвет, и тогда кровь начнет питать жизненно важный орган. Но вот исполнение подобного является высокотехнологичной операцией.
У нас в стране делают операции двух типов. Одна из них — рентген-эндоваскулярное вмешательство с установкой стентов. Стент — пружинка, которая устанавливается в суженное место кровеносного сосуда и расширяет его. Толщина проволоки, из которой сделано это устройство, в 10 раз тоньше человеческого волоса. Это устройство проводят в кровеносную систему через артерию в бедре. И за его продвижением следят на рентген-телевизионной установке, когда баллон со стентом попадает в закупоренное место, пружинка раздвигает стенки сосудов.
— После этого человек может продолжать жить, возможно, не так активно, как раньше, но каждая такая операция — это одна спасенная человеческая жизнь, — говорит Т. Осмонов. — Пациенты, кому у нас в стране первыми сделали подобные операции много лет назад, сегодня чувствуют себя достаточно неплохо.
Если по медицинским показаниям невозможно поставить стент, прибегают к аортокоронарному шунтированию. А это весьма непросто. Вскрывается грудина, и операция  проводится на открытом сердце с его остановкой. Суженный участок сердечного сосуда обходят отрезком вены, взятой с ноги или руки пациента.
В республике в год делается 35-37 открытых операций больным ишемией, хотя количество нуждающихся в подобном лечении в сотни раз больше.
— К сожалению, не все больные в Кыргызстане знают, что у нас есть  Институт хирургии сердца, где проводят операции по предотвращению инфаркта миокарда, — считает директор НИИ хирургии сердца и трансплантации органов. —  Даже не все кардиологи в регионах обладают такой информацией. В силу этого многие пациенты уезжают оперироваться в соседний Казахстан, Россию, Турцию. Но там это стоит намного дороже, чем в Кыргызстане.
Надо признать, что расходные материалы для подобных операций дороги, их производят за границей. Например, один стент может стоить до     3 тысяч долларов, а их порой необходимо поставить только одному пациенту несколько штук.
— Поскольку эндоваскулярные операции относятся к высокотехнологичным, часть расходов берет на себя государство, — рассказывает мой собеседник. — Деньги поступают из Фонда высоких технологий. Пациентам из Кыргызстана фонд оплачивает от 50 до 100 процентов от стоимости расходных материалов. Поэтому подобные операции стоят около тысячи долларов. Если учесть, что это высокотехнологичный способ лечения, то обходится он у нас в республике  достаточно недорого.
Но немало и проблем в кардиохирургической хирургии.  И прежде всего это касается технического оснащения.
— В оптимальном варианте как только больной поступил в реанимацию, сразу нужно делать коронарографию: снять рисунок сосудов сердца. К сожалению, в стране только два таких аппарата: в Национальном центре кардиологии и терапии им. Миррахимова и у нас, в Институте хирургии сердца, — говорит Т. Осмонов.
Совсем недавно в столице проходил  благотворительный сбор средств для приобретения аппаратов искусственного дыхания. Их было четыре. Из-за нехватки медтехники взрослые и дети, чьи жизни напрямую зависели от того, насколько быстро будет проведена операция,  ждали своей очереди. Недавно Минздрав помог нашему НИИ приобрести два новых аппарата. Сейчас ждут еще два, средства на них выделил Алмазбек Атамбаев.
— Восемь аппаратов искусственного дыхания не идеал, но это количество даст возможность увеличить количество операций, — считает директор НИИ хирургии сердца. — Привлечение к проблемам технического оснащения общества и чиновников позволило нам получить наркозные аппараты. Но этим наши нужды не ограничиваются. Например, в институте всего один аппарат искусственного кровообращения. На службу он поступил еще в 1985 году и с тех пор находится в постоянной эксплуатации. Не хватает мониторов слежения за состоянием больного. Эта техника дает показания пульса, давления, потребления кислорода. Когда проводим операцию, из реанимации несем аппарат в операционную. Провели операцию — несем назад. От этого техника портится. Недавно сломался ультразвуковой аппарат, его также приходилось часто транспортировать. Пришлось отложить операции, начался скандал. Поэтому мы нуждаемся в портативных  ультразвуковых аппаратах для наблюдения за больными.
И все-таки, несмотря на это, Т. Осмонов считает, что у кардиохирургов есть возможность проводить больше операций. Чтобы увеличить охват пациентов, открыли филиал кардиохирургической службы в городе Джалал-Абаде. Там уже провели успешные операции. Готовится к открытию кардиохирургическое отделение на базе Ошской областной больницы. Во второй половине года оно начнет работать. Но, конечно же, основная часть  нагрузки по количеству операций лежит на нашем Институте хирургии сердца как на головном учреждении республики.
— Таким образом, мы планируем  в этом году провести около 600 операций с искусственным кровообращением. В это число входят и дети, и взрослые с ишемической болезнью. И врачи, и пациенты должны поверить в нашу кардиохирургическую службу. Сейчас мы начали вести работу с кардиологическими отделениями столицы, чтобы донести информацию до медиков, а через них и до сердечников, о том, какими возможностями обладает отечественная кардиохирургия, — говорит профессор Т. Осмонов.

Дмитрий АЩЕУЛОВ.
Фото Нины ГОРШКОВОЙ.






Добавить комментарий