Main Menu

Трагедия, которая не должна повториться

Туркестанская трагедия 1916 года болью отзывается в общественном сознании и через сто лет. Многотысячные безвозвратные потери людей, населявших северные регионы страны, как с одной, так и с другой стороны заставляют потомков задуматься о происшедшем. История учит необходимости бережного отношения к единству народов, населяющих нашу страну. 

В стихии восстания 1916 года творились чудовищные зверства как со стороны восставших, так и со стороны карательных отрядов царских войск. Столкновения противоборствующих сторон нередко принимали характер межнациональной агрессии и были направлены на физическое истребление друг друга. Как показывает история, именно такая вражда рождает чудовищную жестокость. Ее природа не ясна. Так было в Карабахе и Сумгаите, так было в Фергане, так было совсем недавно у нас в Ошской области.

Можно ли было избежать трагических событий 1916 года? Последние публикации отечественных историков и публицистов, обнародованные воспоминания современников тех событий свидетельствуют, что такая возможность была. Ведь сумел же авторитетный вождь Таласской долины Кызылбаш Кудайберген не допустить кровопролития в Таласской долине. Так же поступил грамотнейший для своего времени волостной управитель Талкановской волости Ашым Алымбеков. Разве не мудрость и дальновидность подвигли знаменитого Кадыр аке с Иссык-Куля предостеречь земляков от убийств и жестокости, которые бы имели тяжелейшие последствия для них самих.
Разве можно обвинить Биялы бия, вождя суусамырских саяков, предотвратившего убийство безвинных русских людей и тем самым спасшего население целой долины от истребления карательными отрядами царских войск, в коллаборционизме?

Однако мы нередко слышим именно такие оценки новоявленных «экспертов», пытающихся на этой теме реанимировать свой обветшалый политический имидж.

Причины восстания до сих пор не изучены полностью, как и его связь с событиями Первой мировой войны, с противостоянием России с Германией и Турцией, роль турецких эмиссаров, религиозный фактор восстания. Между тем за годы независимости как в Кыргызстане, так и в России и Турции опубликовано много новых источников. Чего стоят, например, воспоминания 97-летнего живого очевидца трагедии Мамбетсадыка Омуралы уулу о восстании кыргызов в Кочкорской долине, опубликованные в начале 90-х годов. Они весьма правдивы и лишены ретуши цензуры.

Как выпускник исторического факультета советского периода, смею заметить, что мы до сих пор в освещении событий прошлого находимся в плену ленинской догматики о классовой борьбе и национальных освободительных движениях. Так происходит и в трактовке хода восстания 1916 года. Большинство исследователей темы подтягивают свои анализы к подтверждению тезисов классиков. В их числе, что интересно, и отечественные историки с антисоветским уклоном. Везде против Ленина и Советов, а тут за! Где логика?

В связи с изложенным я обращаю внимание на интервью эксперта по вопросам истории, автора и редактора исторического ресурса «1916» Назимбека Кыдырмышева, данное газете «Новые лица». Говоря о восстании 1916 года, он пишет:

«…разные группы делают акценты на различные факты, подтасовывая выводы. Мне кажется, что можно понять желание сделать из событий 1916 года народно-освободительное движение — это воспитание патриотизма, умения пожертвовать собой во имя родной земли. Несомненно, это присутствовало. Но для меня важнее извлечь уроки, которые могут и должны воспитать прежде всего человека. А человек сам по себе будет хорошим гражданином, и даже больше».

Какие уроки прежде всего мы должны извлечь из этих событий?

Я думаю, что здесь речь идет об очень большой человеческой трагедии. И выводы должны быть соответствующими: что каждый из нас сделал бы, если б оказался в такой ситуации? Память о подобных трагедиях не может быть идеологизированной или служить политическим целям.
События 1916 года раскрывают перед нами целый пласт проблем кыргызского общества, которые привели к той трагедии, — это вопросы международной политики, власти, отношений внутри общества, ценностей, морали и так далее. Все это и есть осмысление событий столетней давности, все это — призрак, постоянно задающий нам вновь и вновь вопрос о том пути, по которому мы следуем.
Об этом предпочитают не говорить открыто. Но часть общества с некоторой тревогой смотрит на повышенный интерес к этим событиям, опасаясь проявлений негативных настроений и эмоций в обществе…

Эти опасения имеют реальную почву. В исследованиях конфликтов важна деконструкция таких парных связей, как «мы и они», когда конфликт рассматривается не с точки зрения двух сторон и противоборствующих мнений.

Нужно находить другие принципы рассмотрения таких событий. И поиск человечности в том кошмаре — одна из возможностей извлечь уроки.

Накануне 100-летия восстания 1916 года в Кыргызстане проходит Международный караван мира и единства народов «Сказ о Манасе на Великом Шелковом пути». По словам организатора тура известной правозащитницы Токтоайым Уметалиевой, целью каравана является посещение мест, связанных с именем Манаса, в том числе описанных в повествованиях прославленных манасчы Саякбая Каралаева и Жусупа Мамая. В числе участников каравана — известные отечественные и зарубежные историки-кыргызоведы, писатели, журналисты. Так, в Кыргызстан приехали с доброй миссией профессора университета Кохот из Внутренней Монголии (КНР) Ван Жие и Ма Хайшан, писатель Макелек Омурбай (КНР), писательница Алиман Садык кызы (КНР), профессор Синьцзянского университета Мамбет Турду (КНР) и целый ряд представителей творческой и научной интеллигенции.

В ходе пребывания в Кыргызстане участники Каравана мира и единства планируют встречи с местными аксакалами, санжырачы, молодежью.

По словам Токтоайым Уметалиевой, из 200-тысячной кыргызской диаспоры Китая 30 тысяч являются потомками тех, кто пережил трагедию 1916 года. Сейчас ее пытаются показывать как бедствие только одного народа — кыргызов, что может вызвать напряженность и перерасти в открытую вражду с другим народом — русским.

История совместной жизни двух народов, как и всех национальностей, населяющих Кыргызстан, имеет много положительного как в плане обмена хозяйственным опытом, так и во взаимообогащении культур, в совместном труде по экономическому обустройству республики. Единство народов Кыргызстана и СССР прошло и суровое испытание в годы Великой Отечественной войны.

Продвижение идей дружбы и единства народов является первостепенной задачей идеологических институтов Кыргызстана, его гражданского сектора. Мы не можем допустить повторения столкновений на межнациональной почве, как это было в 1916 году, как это затем дважды повторялось на ошской земле.

Государство, общественность, историки, писатели и журналисты, каждый из нас должен извлекать уроки из истории своего Отечества, принимать меры по недопущению тех трагических событий, которые были, к великому сожалению, на нашей земле, призывать к бдительности. У нас и так немало внешних и внутренних сил, готовых нарушить мир и покой граждан, натравить людей друг на друга.

Кемелбек КОЖОМКУЛОВ,
историк.






Добавить комментарий