Main Menu

Новая угроза миру: экстремизм с высшим образованием

В Бишкеке состоялся круглый стол по актуальной теме «Университеты как площадки формирования ценностей и смыслов солидарного межнационального и межконфессионального существования». В дискуссии приняли участие 17 экспертов и студентов из Кыргызстана и России.

Фактически обсуждался один главный вопрос: как в университетской среде формировать и развивать гармоничные межнациональные и межконфессиональные отношения на основе общих ценностей, тем самым противодействуя национализму и религиозному экстремизму?

Участники при помощи телемоста обменялись информацией по вопросам толерантности, межнациональных и межконфессиональных проблем. В разговоре приняли участие эксперты, представители вузовской среды Томска, администрации Томской области и общественных организаций, вузовской среды, государственных органов и экспертное сообщество из Кыргызстана.

Акцент в обсуждении сделан на профилактику распространения идей религиозного экстремизма в молодежной среде. Не секрет, что Всемирная паутина со своими социальными сетями является мощной площадкой для вербовки молодых в различные радикальные и экстремистские группы, чему пример последние сообщения из горячих точек планеты. Причем среди неофитов (новообращенных) растет количество имеющих высшее образование. Это и понятно: одно дело — пушечное мясо, которое кидают в пекло как расходный материал, и другое дело — специалисты, интеллектуалы, способные решать задачи, непосильные для большинства. Причинам попадания молодых людей в сети вербовщиков и проникновения радикальных и экстремистских идей в их разум посвящались практически все доклады с обеих сторон.

Специалист из 10-го Главного управления МВД Бектур Саражиев в докладе отметил:

«Значимость антиэкстремистской и антитеррористистической деятельности для нашего региона особо отмечается в условиях продолжающегося роста напряженности обстановки на Ближнем Востоке, а также потенциальных угроз со стороны афгано-пакистанской зоны».

По его словам, на учете в органах внутренних дел Кыргызстана состоит около 2 тысяч активных членов из 19 экстремистских организаций. Подавляющее большинство — члены религиозно-экстремистской организации «Хизб ут-Тахрир».

Экстремизм делает акцент на молодежь. В Кыргызстане пик криминальной активности приходится на возраст 20-29 лет, а затем следует возрастная группа 30-39 лет. Причина в том, что юности и молодости свойственны максимализм, обостренное чувство справедливости. Она не хочет ждать и готова ради идеалов жертвовать собой. В эту благодатную почву экстремисты и сеют семена.

Наиболее легкой целью для них являются несовершеннолетние, особенно неблагополучные. В нашем обществе немало семей, в которых дети практически беспризорны, а родители не в состоянии рассказать им о традициях, обычаях, культуре других народов и религий. Более того, многие не интересуются, где и с кем проводят свободное время их дети.

Спецслужбы выявили три основных канала вербовки наших граждан экстремистами и террористами. Во-первых, это радикальные религиозные организации. На территории ШОС и ОДКБ осуществляют подрывную деятельность более 50 экстремистских, террористических и сепаратистских организаций. Второй канал рекрутирования — виртуальное пространство.

Поскольку в мире идут «гибридные войны», отслеживать каналы вербовки становится все сложнее. Системы ее разрабатывают креативные профессионалы, по Сети ходят хэдхантеры — охотники за головами (HeadHunter), которые говорят на одном языке с интеллектуалами.

В мировой паутине появились и широко действуют интернет-имамы. В подготовке материалов для экстремистских сайтов активно участвуют опытные психологи, способные манипулировать общественным настроением в глобальной сети. Третий канал — мелкие джамааты и отдельные имамы с радикальными взглядами.

Мы иногда успокаиваем себя тем, что радикальные террористические и экстремистские организации на территории государств СНГ запрещены. Однако они есть и распространяют свою идеологию.

Более того, она может распространяться и без организации — усилиями пилигримов-странников.

«Особую опасность представляет процесс распространения радикально-салафитских идей среди молодежи»,

— сказал Саражиев.

Статистика показывает, после освобождения из мест заключения экстремисты совершают преступления вновь, при этом более жестоко, сказал Саражиев.

«Любой экстремизм есть ущербная религиозность»,

— подвел черту доктор философских наук профессор Томского государственного политехнического университета Сергей Аванесов.

Студенты Кыргызско-Российского Славянского университета, Международного университета Кыргызстана (МУК) и Восточного университета имени Кашгари Барскани, принимавшие участие в обсуждении темы, также подготовили доклады и исследования по теме, которая напрямую касается студенческой молодежи и нашего общества. Молодые философы и политологи, религиоведы и культурологи представили весьма обстоятельные и глубокие работы.

На основе выступлений и дискуссий эксперты и студенты обозначили основные причины, по которым высокообразованная молодежь, владеющая философией, точными науками, охотно интересуется экстремистскими идеями и вступает в эти организации.

После окончания вузов поиск работы занимает годы, нет возможности сразу трудоустроиться по специальности или вообще найти любую работу, чтобы прокормить семью. Вторая проблема — жилье, невозможность найти работу и создать семью.

Третья проблема: нечем занять ум из-за идеологического, культурного и духовного вакуума. Молодежь начинает искать хобби, интересы, нечто новое и увлекательное и тут попадает в грамотно расставленные сети вербовщиков. Те предлагают четкие и простые цели, возможность проявить, реализовать себя и обещают достойную оплату.

В результате государство получает образованных людей, которых не может ничем занять, увлечь, направить к высокой цели, ничего не может предложить в плане идей. Они и загружают мозг по своему разумению.

Проблема заключается и в том, что полученное образование оказывается явно недостаточным и поверхностным. Часть молодежи не умеет мыслить, нахватавшись только поверхностных знаний, считает директор центра перспективных исследований РИСИ Сергей Масаулов.

Рассмотрели участники круглого стола и тему предстоящего введения религиоведения в школе. Эти попытки продолжаются более 10 лет, но пока неудачно. Студенты считают, что преподаватели религиоведения должны обладать как светским, так и религиозным образованием. Некоторым такое требование показалось чрезмерным. Но как может преподавать незрелым умам такой сложный предмет малограмотный или односторонне образованный человек? Немало вопросов вызвала также тема перечня религий, с которыми важно познакомить школьников.

Павел РЯЗАНОВ.






Добавить комментарий