Main Menu

Динамика доходов госбюджета стабильна, и это обнадёживает

начальник управления прогнозирования доходов Министерства финансов КР Бекболот АЛИЕВ

Из года в год растут доходы бюджета Кыргызстана. О динамике пополнения государственной казны, проблемах и тенденциях этого важнейшего для любой страны процесса рассказывает начальник управления прогнозирования доходов Министерства финансов КР Бекболот АЛИЕВ.


— Уважаемый Бекболот Абдыганыевич! Сегодня мы беседуем о динамике прироста доходной части государственного бюджета за последние пять-шесть лет. За счет каких статей доходов происходит прирост? Перечислите, пожалуйста, основные направления и особенности формирования бюджета в последние годы.

— Начнем с того, что общий объем доходов бюджета страны (с учетом грантов) с 2009-го по 2015 год вырос в 2,4 раза: в 2015 году в госказну собрано 128,3 млрд. против 55,4 млрд. сомов в 2009-м. Прирост общих доходов госбюджета за эти годы составил почти 73 млрд. сомов. Отмечу, что для полной картины притока поступлений надо рассмотреть доходную часть государственного бюджета (в который включены еще и доходы местных бюджетов). За этот период отмечена позитивная тенденция ежегодного роста доходов бюджета. Основную их долю, конечно же, составляют налоговые доходы. Объем налоговых сборов за эти годы увеличился с 36,1 млрд. сомов в 2009 году до 84,7 млрд. в 2015-м (прирост на 48,6 млрд.). А по отношению к ВВП прирост суммы собранных налогов составил 2,1% — с 17,9 до 20%.

Отметим, что за указанный период отмечался постоянный опережающий рост налоговых доходов по сравнению с ростом экономики. Так, если ВВП за период 2009-2015 годы вырос в 2,1 раза, то по налоговым сборам наблюдается рост в 2,3 раза.
Таких результатов, конечно же, удалось достичь в первую очередь за счет экономического развития Кыргызской Республики и, соответственно, увеличения объема экономики. Во-вторых, подчеркну: в стране проводится прогрессивная налоговая политика, улучшается администрирование, совершенствуются механизмы сборов налогов, причем без увеличения налоговой нагрузки. Растет и объем охвата налоговой базы — путем вывода многих предприятий из сферы теневой экономики.

Каковы же меры в области увеличения объемов налоговых доходов? Это, во-первых, перевод трудно администрируемых секторов (строительство, общественное питание, пансионаты) на контрактную основу налогообложения. Во-вторых, это дифференцирование ставок налогов: для высокорентабельных секторов устанавливаются более высокие (повышение налога с продаж до 5% для сотовой связи, увеличение акциза для табачной продукции и алкоголя). А для низкорентабельных и социальных секторов, наоборот, — установление ставок пониженных налогов, например, освобождение от НДС и налога на прибыль переработчиков сельхозпродукции, отмена налога на спецсредства, что в основном коснулось секторов образования и здравоохранения. В-третьих, это упрощение налоговых процедур — переход на ежеквартальную форму отчетности вместо ежемесячной для субъектов малого и среднего предпринимательства, также в этой части — и переход на электронные виды отчетов.

— А как обстоит дело с тенденциями роста неналоговых доходов?

— Заметный вклад в рост бюджетных доходов внесли также и неналоговые поступления. Их объем за 2009-2015 годы вырос на 25,3 млрд. сомов. В 2009 году неналоговые доходы госбюджета составили 9,1 млрд. сомов, а в 2015 году — уже 34,3 млрд. В результате доля неналоговых поступлений выросла с 4,5% ВВП в 2009 году до 8,1% ВВП в 2015-м.

Начиная с 2010 года финансисты страны изучают и открывают новые направления дополнительных финансовых ресурсов в доходную часть бюджета. Среди них — более эффективное управление собственными активами и ресурсами, в том числе улучшение управления госсобственностью для роста поступлений дивидендов от деятельности акционерных обществ. Посмотрите: если до 2009 года поступления дивидендов, начисленных на государственный пакет акций, составляли всего лишь 100-150 млн. сомов, то к 2015 году этот объем вырос до 2 млрд. сомов!

Сыграло заметную роль и внедрение механизма отчислений в бюджет от чистой прибыли госпредприятий в размере 50%. Согласно постановлению Правительства КР от 22 февраля 2011 года №62 «О совершенствовании управления госпредприятиями», с 2012 года эти предприятия стали производить отчисления в доходную часть бюджета от полученной прибыли, и уже в 2013 году их сумма достигла 1,5 млрд. сомов.

В этом же ряду — и внедрение новых подходов к предоставлению права на разработку месторождений полезных ископаемых. C 2012 года у нас внедрены принципы передачи прав на недропользование (в целях как геологического изучения, так и разработки месторождений) путем проведения конкурсов и аукционов. Результат существенный: приток денежных средств в доходную часть госбюджета к 2015 году приблизился к 10 млрд. сомов. Тогда как до 2012 года право на недропользование (в виде платы за лицензию) стоило всего лишь 300 сомов.

— Стабилен ли рост налоговых и неналоговых платежей? За счет чего он обеспечен и как удавалось преодолеть сложности ряда лет?

— В основном ежегодный рост налоговых и неналоговых доходов стабилен. При этом существенный рост налоговых доходов госбюджета отмечается в 2011 году, когда впервые за многие годы налоговые сборы выросли на 13,7 млрд. сомов. Такие результаты — следствие устойчивой динамики экономического роста, увеличения объема импорта, а также проведения кардинальных мер по росту доходной части бюджета. Все помнят тяжелую политическую и экономическую ситуацию в нашей стране в 2010 году. Ее преодоление требовало конкретных шагов для поднятия экономики, увеличения поступлений в бюджет. Тогда правительство разработало и приняло план мероприятий, основными направлениями которого стало улучшение управления госсобственностью, совершенствование администрирования налогов, раскрытие и ликвидация коррупционных схем, позволяющих уходить от налогообложения. Результаты реализации этих мер не заставили себя долго ждать! В качестве примера можно привести показатели таможенной службы: в 2010-2012 годы сборы таможенных органов страны выросли почти вдвое — с 15,9 до 30,1 млрд. сомов.

Что касается неналоговых доходов, по этой статье весьма особенным стал прошлый, 2015 год. Неналоговые доходы госбюджета по итогам 2015-го выросли, в сравнении с фактическими поступлениями 2014-го, на 7,5 млрд. сомов. Такой заметный рост в основном обеспечен поступлениями средств по новым векторам управления ресурсами государства. Существенные доходы в 2015 году принесли проведенные конкурсы на право пользования недрами (Джеруй, Тереккан) и поступление средств от проведения конкурсов на право пользования полосами радиочастотного спектра согласно постановлению ПКР от 28 августа 2015 года №608.

— А почему таможня дает такой существенный прирост: в 2009 году — 14,2 млрд. сомов, а в 2015-м — уже 32 млрд. сомов (рост в 2,3 раза)? Возможно ли увеличивать и далее сумму таможенных сборов?

— С 2009 года наблюдается ежегодный рост объемов импорта товаров, соответственно, растут поступления таможенных платежей, их прирост за 2009-2015 годы достиг почти 18 млрд. сомов. Всем известно, что поступления таможенных доходов в основном зависят от объема импорта товаров и от эффективно организованного администрирования таможенных платежей. Соответственно, эти два фактора и повлияли на рост таможенных доходов. Будущие же объемы таможенных сборов находятся в прямой зависимости от достоверных данных об объеме грузоперевозок при пересечении границы страны, эффективности системы администрирования платежей и, естественно, эффективной антикоррупционной работы руководства Таможенной службы на всех уровнях.

— Какие проблемы уже решены и какие еще остались по таможенным отчислениям в свете присоединения Кыргызстана к ЕАЭС?

— Уже можно утверждать, что на поступления в доходную часть бюджета данный шаг повлиял положительно. Вы знаете, что кыргызская сторона проводила целую серию переговоров по вопросу таможенных пошлин. В результате для нас определен норматив распределения от общего консолидированного объема таможенных пошлин стран ЕАЭС в размере 1,9%. Согласно оценкам, это должно существенно повлиять на рост доходов бюджета от таможни.

Но вместе с тем мы пока не получаем доходы по таможенным пошлинам в тех объемах, которых мы ожидали вначале. Почему? За последние два года резко сократились объемы импорта из третьих стран в страны ЕАЭС. Так, по итогам 2015 года консолидированный объем импорта стран ЕАЭС из третьих стран сократился более чем на 35%, а в январе-феврале текущего года — на 19%. Данные факторы повлияли, конечно же, на уровень получаемых доходов.

Тем не менее уже проявилась положительная динамика поступлений в госбюджет. Думаю, что по итогам 2016 года сравнение и сопоставление уровней доходов с предыдущими годами покажет закономерные тенденции.

— Спасибо за беседу.

Елена МЕШКОВА,
экономический обозреватель.
Фото предоставлено пресс-службой Минфина КР.






Добавить комментарий