Main Menu

Кыргызстан «идёт в ногу» с мировыми тенденциями

Партнерство государства и бизнеса — тема актуальная

В конце апреля в Бишкеке экономисты, предприниматели, чиновники и депутаты всех уровней, представители международных организаций и экспертного сообщества в очередной раз обсуждали за круглым столом степень реализации проектов государственно-частного партнерства (ГЧП) в Кыргызстане.

Заместитель министра экономики КР Алмаз Сазбаков проинформировал участников, какова современная ситуация в сфере реализации проектов ГЧП, в частности, рассказав о законопроекте по ГЧП, обсуждаемом в настоящее время в парламенте Кыргызстана, и следующих шагах в этом направлении.

Чиновник подчеркнул: вопрос развития ГЧП актуален как в развитых, так и в развивающихся странах мира:

«Международный и отечественный опыт свидетельствует — одним из основных механизмов расширения и мобилизации ресурсов для экономического развития и повышения эффективности управления государственной и муниципальной (иными словами, общественной) собственностью является именно государственно-частное партнерство. Концепция ГЧП зародилась в развитых странах, но в настоящее время активно адаптируется и используется и в развивающихся, причем государственные партнеры проявляют все больший интерес к развитию такого взаимодействия. Кыргызстан также идет «в ногу» с новыми мировыми тенденциями. Как активизировать ГЧП? Объединив усилия исполнительной и законодательной властей, чтобы создать ясную и предсказуемую среду, которая позволит инвесторам полноценно готовить и реализовать проекты государства и бизнеса в интересах народа».

В чем интерес инвесторов?

Очевидно, что для эффективного участия в проектах ГЧП как государственных, так и частных партнеров требуется всестороннее развитие и адекватное меж-отраслевое взаимодействие. В чем заинтересованы частные инвесторы? В наличии стабильной и комплексной законодательной базы, которая обеспечивает понятную и предсказуемую инвестиционную среду для финансирования и управления проектами. Поэтому следует обеспечить справедливую правоприменительную практику при запуске и реализации проектов ГЧП.

Крайне важно, чтобы общество, фактически все население страны, понимало суть и значение партнерства. И информирующая роль СМИ в этой цепочке взаимодействия велика. Как улучшить понимание механизмов партнерства органами государственной власти и МСУ, а также частным сектором?

Шаги со стороны государства — это, в первую очередь, создание благоприятной законодательной среды, которая сможет обеспечить защиту прав как частных инвесторов, так и всех участников процесса. Законность, прозрачность, конкуренция, свобода договора, экологичность — принципы ГЧП.

Для государства привлекательность таких проектов заключается, во-первых, в значительной экономии средств госбюджета; во-вторых, в реализации социально значимых проектов, а значит, возможности обеспечить качество и количество публичных услуг населению; в-третьих, в стимулировании экономической активности в стране; в-четвертых, в обеспечении эффективного использования имущества, находящегося в собственности государства; а в-пятых, в привлечении инвестиций в страну, регион, город.

Для частного же бизнеса партнерство такого рода — это предоставление возможностей вложения крупных инвестиций и получения соответствующей прибыли в течение немалого периода времени, длительный срок контрактов, отсутствие конкуренции за рынок сбыта соответствующих услуг (поясним, что в рамках проектов ГЧП государство гарантирует сбыт услуг, о которых договаривается с частным инвестором). Немаловажно и то, что государство согласно разделить с инвестором экономические риски проекта в случаях форс-мажоров.

Область применения проектов ГЧП в Кыргызстане весьма широка — это транспорт (авто- и железные дороги), аэропорты; энергетика — это системы центрального отопления, освещение улиц, энергораспределение; коммунальные услуги, водоснабжение, управление отходами, канализация; объекты базовых социальных услуг (школы, больницы, стадионы, дома культуры, туристические объекты) и другие важные для людей и экономики направления.

Вполне понятны опасения имеющихся и будущих инвесторов: насколько законы КР защищают интересы не только государства, но и тех, кто уже здесь работает, а также намерен прийти в страну со своими вложениями?

Укрепление законодательной базы в настоящее время предполагает реализацию уже утвержденных правительством изменений в действующий закон о ГЧП (февраль 2012 г.). Требуется внести изменения, откорректировать 11 нормативно-правовых актов — Налоговый, Земельный кодексы, ряд законов, в том числе о таможенном регулировании, статусе столицы, основных принципах бюджетного права, муниципальной собственности и т. д. Минэкономики и Минфин являются уполномоченными госорганами в решении вопросов и продвижении проектов ГЧП. С ними работают отраслевые министерства и Агентство по продвижению инвестиций.

Предполагается обновить закон о ГЧП, внеся в него ряд важнейших изменений, в частности, по упрощению требований, если проект инициирует частный инвестор, но и по усилению полномочий госоргана, инициирующего проект. Сроки рассмотрения проектов намечено сократить вдвое — с 60 до 30 дней.

Специалисты Минэкономики, участвующие в подготовке обновленного закона, намерены перейти к разработке отраслевых, инвестиционных, региональных долгосрочных стратегий (программ) в сфере ГЧП, планируют расширять сотрудничество с другими странами мира, где развита форма ГЧП — для развивающегося Кыргызстана не будет лишним передовой опыт.

Государство готово поддерживать проекты

В ходе дискуссий чиновники подчеркивали важные аспекты процесса укрепления партнерства. В частности, господдержка заключается в финансировании и экономическом стимулировании государственно-частных проектов. В сфере финансирования — это займы на льготных условиях; госгарантии; тарифные субсидии; финансирование части средств; льготы и/или отсрочка по уплате налогов и таможенных платежей. В сфере экономической поддержки государство обеспечивает предоставление прав на имущество; содействие в получении лицензий, разрешений, согласований; право на сбор тарифа и получение доходов от других видов деятельности; льготы по арендной ставке; исключительные права на деятельность.

К примеру, в Бишкеке уполномоченным муниципальным органом в сфере ГЧП является Агентство развития города.

Среди актуальных на сегодня инициированных им пилотных проектов государственно-частного партнерства — внедрение электронных билетов в общественном транспорте; улучшение городского транспорта (закуп новых машин); организация парковок вдоль дорог; строительство дошкольных учреждений. Первый проект требует почти 3 миллиона долларов на внедрение, второй — 3,12 млн., третий — 28 млн. на покупку 400 автобусов, четвертый — 7-8 млн. на строительство 10 частных детсадов по 250 детей в каждом. Понятно, что каждый из предложенных проектов — не бесспорный, имеет плюсы и минусы, сторонников и противников. Но дискуссии по их поводу уместны, так как в любом случае реализация столичных проектов — пилотные образцы для остальных городов страны, да и хороший способ поиска инвестиций и инвесторов.

Остается добавить, что Минэкономики и Агентство по продвижению инвестиций выпустили Руководство по реализации проектов ГЧП в Кыргызстане — красочную и полезную брошюру, в которой детально рассказывается, в чем выгоды, преимущества проектов в этой сфере, как государство будет поддерживать инвесторов и обеспечивать им гарантии, как отбирать частных партнеров, проводить тендеры, заключать соглашения и о многом другом.

Елена МЕШКОВА.






Добавить комментарий