Main Menu

Молчание — знак согласия?

Масштабы школьного рэкета растут с каждым  годом и приобретают все более  угрожающий характер. Руководство школ и правоохранительные органы всерьез озабочены и изыскивают различные пути профилактики и борьбы с ним. В школах проводятся лекции для ребят и родителей. Запускаются программы и пилотные проекты,  участвуют и сами учащиеся.
Мы попытались рассмотреть проблему в корне и побеседовали с одной из жертв школьного рэкета. Ситуация необычна тем,  что родители потерпевшей девочки в случившемся винят себя.

— Расскажи, пожалуйста, в каких условиях росла и как к тебе относятся родители?
— Я выросла в замечательной семье, у меня самые любящие и заботливые  мама и папа. Уверена, о таких мечтают все дети. В доме я старший ребенок. Несмотря на то что наша семья очень обеспеченная, (меня  еще с детского сада за глаза называли «девочкой, родившейся в золотой колыбели»), родители никогда не стремились поставить меня выше других детей. Да, они меня  баловали, но всегда объясняли, что задирать нос и на каждом углу кричать, кто твои родители, — это признак крайней невоспитанности, и такое поведение никогда никому еще не сделало чести. Я ходила в государственный детский садик, потому что он находился рядом с домом. Когда пришло время пойти в первый класс, встал вопрос: отдать меня в частную школу или в государственную, а мне же было без разницы. На семейном совете решили, что частная школа — не всегда гарант хорошего образования, тем более сильных стремлений к знаниям у меня никогда не наблюдалось, и я поступила  в самое обычное учебное заведение.
— Как к тебе относились сверстники?
— Сначала все было, как обычно, ничто не предвещало беды. Мы учились, играли, ругались и даже дрались, как все маленькие дети. Я осознавала, что одноклассники немного  завидуют, потому что родители всегда привозили меня на дорогих машинах, из каждой маминой командировки мне перепадала куча красивой одежды. Но я никогда не ставила себя выше других, ведь это всего лишь материальные ценности, которые сегодня есть, а завтра могут и исчезнуть, так учили меня родители. Все началось, когда после окончания пятого класса в результате оттока учеников из трех классов сделали два. Я оказалась в одном классе с девчонками, на которых всегда смотрела с неким отвращением. Ведь, несмотря на свой возраст, они уже пили и курили во всю, красились на занятия так, будто на маскарад собрались. Я была уверена, что такие, как они, хорошо учиться не могут, но, к удивлению, вся троица училась на одни пятерки и ходила в любимчиках у классного руководителя. В классе они тоже были авторитетами, все их уважали и боялись. Никто даже в шутку не мог позволить себе сказать в их адрес  что-то обидное. В общем, эти девочки и стали моими обидчиками.
— Когда и при каких обстоятельствах это началось?
— У нас была контрольная по алгебре. Честно скажу, этот предмет мне никогда не давался. Перед уроком все ребята, как обычно, стали договариваться, кто у кого будет списывать. Наши классные авторитеты давали списывать только самым симпатичным мальчикам и девчонкам, которые ходили у них «в шестерках». Поскольку я не подходила ни по одному из параметров, списать  мне не светило. Кто-то из мальчиков бросил глупую шутку типа: «А ты заплати им, ты же крутая». Мне стало не по себе от таких слов, я покачала головой, а одна из девушек сказала: «А что, слабо тебе, только на крутых тачках можешь разъезжать и в дорогих шмотках ходить?» . Я по дурости ответила на брошенный вызов и сказала: а почему нет. «Ну тогда 200 сомов, и договорились»,- сказала она. Заплатив за контрольную, я чувствовала себя отвратительно. На следующий день все одноклассники подсмеивались надо мной, говорили обидные слова, но я не показывала, что это задевает. Через некоторое время одноклассницы, снова взяв меня на «слабо», выпросили небольшую сумму денег. Я сама не заметила, как вымогательство стало повторяться практически каждый день. Одноклассники об этом не знали, обидчицы хоть и отличались дерзостью, но все равно боялись, что пожалуюсь на них. Все делалось втихую.  Каждый раз после получения денег они угрожали, что, если кому-нибудь расскажу, мне же будет хуже. Я не знала, что делать, не хотела ходить в школу, все чаще стала обманывать родителей, говорила, что болею.
— А дома не замечали, что с тобой происходит неладное?
— Мои родители очень занятые люди. Бывало,  за день мы  ни разу не виделись, дома находилась только помощница по хозяйству. Я старалась не показывать никому, что со мной происходит.
— Никогда не было желания пожаловаться родителям или классному руководителю?
— Нет, что вы, у меня даже в мыслях такого не было. Во-первых, мне было очень стыдно, что я оказалась такой слабой и попала под влияние каких-то невоспитанных девиц. Во-вторых, я знала, что если родители узнают, то поднимут скандал, придут в школу разбираться. И самая, пожалуй, главная причина — нежелание быть доносчицей, это очень стыдно.
— Объясни, пожалуйста, почему все дети так боятся пожаловаться. Неужели лучше терпеть обиды и постоянные унижения?
— Да. Взрослые никогда  этого не поймут. В каждой школе есть свои законы и правила, но стукачей нигде не уважают. Пойти и пожаловаться считается самым низким поступком. Да и бессмысленно, ведь у меня не было никаких доказательств. Как я уже сказала, вымогатели соблюдали все меры предосторожности. Думаю,  классный руководитель мне просто не поверила бы, в чем я позже и убедилась. Уж очень она любила этих девочек. Я просто намекнула маме, что хотела бы перейти в другую школу, чтобы не выдавать себя, не настаивала, сказав, что мне там просто не нравится. Мама пообещала, что на следующий год буду учиться в другом месте. Мне оставалось только ждать.
— А что же произошло дальше?
— У меня был день рождения, родители подарили новый телефон. Через несколько дней  вымогатели подкараулили меня после уроков и впервые применили физическую силу: одна из них схватила меня за волосы, а другая вытащила из кармана телефон. Я стала плакать и просить вернуть подарок родителей, но они приказным тоном сказали, чтобы наврала  дома, что, мол, сама потеряла  телефон, и что впредь я должна давать им свои вещи поносить, а то одной мне слишком много досталось.  Мне стало очень обидно, это была последняя капля. Не знаю, что со  мной произошло, но я сказала, что не намерена давать им свои вещи, и если они подойдут ко мне еще  хоть раз,  расскажу все родителям. Две из них испугались, это было видно, а одна, та, которая отличалась особой дерзостью, ударила меня  нос и, видимо, не рассчитала силу. Когда они увидели, что я истекаю кровью, испугались и убежали, пригрозив, что если сдам их, то старшие друзья изуродуют меня и никто ничего не докажет. Мне было так больно, я думала, что умру, и позвонила папе. Он сразу приехал.
— Ты решилась рассказать, что произошло?
— Да. Было уже все равно. Терпеть издевательства я больше не собиралась.
— Что предприняли родители?
— То, что я и ожидала. Мама, несмотря на то что находилась в другом городе, немедленно приехала. Родители отправились в школу. Я умоляла их просто тихо забрать документы и уйти, но они стояли на своем. Мне пришлось снова видеть ненавистные  лица обидчиц, нам устроили очную ставку, я рассказала, что они у меня систематически вымогали деньги. Те все отрицали. Как я и ожидала, классная руководительница стала их защищать, говорила, что такого не может быть, мол, она бы заметила. Все одноклассники тоже встали на сторону вымогателей, а нос я якобы сама себе сломала. Ведь никто этого не видел. В личном разговоре директор школы сказала маме, что она сама виновата и что такие дети, как я, должны учиться в платной школе, где все одноклассники одинаково обеспечены. Мама была  в растерянности. Заявлять в милицию мы не стали. Родители, конечно, могли подключить свои связи и добиться, чтобы администрация школы понесла наказание, но решили не делать этого, а просто перевели меня в другую школу.
— Вначале разговора ты сказала, что родители винят себя в случившемся, почему?
— Потому что, решив, что я должна быть наравне с другими детьми в простой школе, они не подумали, что и внешним видом я не должна отличаться от других детей. Говорили,  сами дали повод, чтобы со мной так поступили.  Винят себя в том, что не заметили, что со мной что-то не так. Иногда мне кажется, что их психика пострадала больше, чем моя.
— А как ты сейчас себя чувствуешь?
— Уже отошла. Посещаю психолога, который  обучает меня правильному поведению со сверстниками. От страхов избавилась. В новой школе все хорошо.
— Что бы ты, как человек, который испытал на себе ужасы рэкета, посоветовала детям, которые подвергаются ему? И какими методами можно в школе повлиять на детей, чтобы предотвратить его?
— Детям советую  не давать никому денег ни под каким предлогом, ведь, получив желаемое один раз, вымогатели уже никогда не отстанут, поверьте. Я дала им деньги в первый раз, потому что мне было не жалко, но слышала о таких случаях, когда  дети воруют у родителей, чтобы отдать рэкетирам. Думаю, не надо поддаваться на угрозы и просто отказывать, а если применят физическую силу, рассказать взрослым.
Я думаю, что в школе должны работать учителя, которые не делят детей на   любимчиков и всех остальных, а относятся ко всем одинаково. Когда учитель выделяет кого-то, то  обижает других детей. И еще хорошо было бы, если бы в каждой школе работал опытный психолог. Только это должен быть человек, который после жалобы не побежит рассказывать всем подряд, а даст хороший совет и поможет найти выход из ситуации. И самое главное: чтобы ребенок не стал рэкетиром, его должны воспитывать дома. Уверена,  если с детства объяснять, что все в жизни наказуемо и обижать других нельзя, он никогда не позволит себе такого поведения.

Анна САРАЖИТИНОВА.






Добавить комментарий