Main Menu

Детство кричит о своей боли

Каково приходится сегодня в нашей стране детям, которым не повезло родиться  в обеспеченной семье и иметь любящих родителей?
Об этом — разговор с директором  Лиги защитников прав ребенка Назгуль ТУРДУБЕКОВОЙ.

— Наблюдая за вашей деятельностью, можно сделать вывод, что вы  категорически против того, чтобы дети из малообеспеченных  и неблагополучных семей воспитывались в детских домах. Объясните свою позицию, ведь порой ребятам  тяжело приходится в собственных семьях.
— Да, я против. Считаю, что резиденциальное учреждение — это  крайний шаг, применять его можно лишь тогда,  когда ребенка действительно некуда устроить. У нас  же  это  первичная мера. Лишать ребенка родителей только из-за их  финансовой несостоятельности — нарушение в отношении детей.
— Как часто детей отдают в приют по причине бедности?
— В республике 48% детей считаются бедными, при этом  7% живут за крайней чертой бедности. По данным мониторингов, проведенных секретариатом госпрограммы «Новое поколение», основная причина их помещения туда — несостоятельность  родителей. Были случаи, когда ребят  определяли в детдом, например, из-за того, что нечем отапливать дом или нет зимней одежды. У людей просто сдают нервы и опускаются руки. В таких случаях органы местного самоуправления должны оказать первичную помощь, но, к сожалению,  отзываются они редко, поэтому число питомцев в детдомах растет.
— Почему вы относитесь негативно к увеличению числа детдомов?
—  Мы провели мониторинг в Чуйской и Иссык-Кульской областях и вот что  выявили: бюджет школ-интернатов  за 2009 год составлял от  6,500 до  11,393 сома на одного ребенка, но до него дошло не более 40%, а остальные 60% израсходовали на содержание интерната:  зарплату персонала,  коммунальные услуги, ремонт здания и т.д.   Как вы думаете, если бы малообеспеченные семьи получали вышеназванные суммы  в виде социальных пособий,  отдавали бы они своих детей в детдом? Думаю, нет.
— Каковы сегодня  условия жизни ребенка в детдомах и как они влияют на его развитие?
— Условия  часто не соответствуют нормам.  Например, когда мы проверяли одно из учреждений Чуйской области,  нас пригласили на обед. При этом подали  хорошую еду, но, выйдя в зал, где обедали воспитанники, я обнаружила, что их пища не только не совпадала с  указанной в меню, но и вообще не соответствовала  нормам. И такова была ситуация  в день заранее доложенной проверки, можно представить, что там происходит в обычные дни. Медицинское обследование 180 детей, проведенное на базе одной из школ-интернатов при содействии международной организации «Эври Чайлд», выявило, что каждый десятый страдает заболеваниями органов слуха,  14 ребят имеют патологию органов зрения, 43 девочки-подростка нуждаются  в срочном гинекологическом лечении, у 91,8% выявлены  эндокринные заболевания. Психиатр  отметил у 36 воспитанников серьезные нарушения:  задержку в развитии, синдром утраты, умственную отсталость, судорожный синдром, фобии. Кроме этого, отрезанность от внешнего мира приводит к тому, что ребенок не подготовлен к самостоятельной жизни и не вписывается  в общество. Именно по перечисленным причинам во многих европейских странах отказались от передачи детей в интернаты.
— Встречаются  ли случаи жестокого обращения с ними?
— Их множество. Например,  в Чуйской области директора интернатов  отправляли  совершенно здоровых воспитанников в детскую психиатрическую больницу в селе Ивановка. Когда это обнаружилось,  они сослались на то,  что дети плохо себя вели.
Дело в том, что в таких условиях ребенок совершенно не защищен от насилия и жестокого обращения.
— Какая жизнь ожидает выпускников детдомов?
— Нужно срочно отменить институт прописки. Тот факт, что выпускникам не предоставляется жилье, — еще полбеды, но дело в том, что без прописки они не могут устроиться на работу. Это огромная проблема, ведь если государство не дает заработать законным путем, то подростку ничего не остается, кроме как идти по неправовому пути.  Второй по значимости трудностью можно считать отсутствие социальных услуг, нет кризисных центров, куда они могли бы обратиться  за бесплатной медицинской, юридической помощью. Доступ к образованию  ограничен, ведь оплата за учебу сегодня так высока, что порой не по карману даже детям из полноценных семей. Отсутствие высшего образования — это тоже своего рода бедность, ведь образованный человек может устроиться на работу, а вот без него уже намного сложнее.
— Существует ли в нашей стране какая-либо альтернатива детдому?
— Она всегда есть. В первую очередь, чтобы не отправлять ребенка в детский дом, нужно помогать семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Здесь большую роль играют органы местного самоуправления, как я уже говорила выше. Они должны выявлять такие семьи и оказывать первичную поддержку. Если бы местная власть выполняла  эту задачу, многих детей удалось бы оставить  в собственных семьях. Если же родителей нет, то надо искать  опеку у кровных родственников или  передать ребенка в приемную семью, где  воспитанников не должно быть больше 12. В таких семейных приютах обстановка приближена к домашней.
—  Сегодня достаточно остра и проблема нарушения прав детей в общеобразовательных школах. Как по-вашему,  возможно ли сегодня устроить ребенка в школу, обойдя поборы?
—  Результаты республиканской акции «Примите моего ребенка в школу!», ежегодно проводимой нашей лигой,  показывают, что психологическое насилие в отношении детей начинается уже при поступлении их в первый класс. Дети сдают различные незаконные тесты. Родителей заставляют покупать школьную форму единого образца,  делать  вступительные взносы. Ущемлению прав чаще всего подвергаются  ученики начальных классов в силу своей психологической и физической незрелости. А родители боятся  отстаивать права из-за элементарного страха, что после подобных попыток администрация  выживет ребенка из школы. Таким образом, они  становятся заложниками сложившейся ситуации и участниками умалчивания проблемы насилия в отношении детей.
Все более угрожающий характер приобретает школьный рэкет. Особо уязвимыми  оказываются дети сельской местности. Это связано с тем, что в регионах  на 10-13  школ   всего один инспектор ИДН, у которого нет материально-технической базы,  и приезжает он, как правило, зафиксировать уже случившийся факт.  Участились случаи суицида среди несовершеннолетних: за 2009 год и 6 месяцев 2010-го на территории Иссык-Кульской области совершено  32 самоубийства. По результатам опросов  среди детей на первом месте психологическое насилие в виде оскорблений и унижений, на втором — рэкет, вымогательство денег и вещей. Очень распространена эксплуатация младших старшеклассниками. Далее идут физическое насилие, избиения и драки.
— Как можно решить перечисленные проблемы?
— Во-первых, нужно изменить кадровую политику. Должность директора школы — огромная ответственность. И здесь должны работать не назначенцы и коррупционеры, как часто происходит, а люди, отобранные по конкурсу. Отмечено, что в школах, которыми руководят люди, не покрывающие нарушения, а пресекающие их, ребята не позволяют себе ни рэкета, ни издевательств над младшими.
Во-вторых, нужна  оптимизация структуры ИДН. Считаю, что МВД должно уделять больше внимания  детям. Однако зачастую правоохранительные органы не только не проводят профилактику правонарушений, но и сами прикрывают насильников. Конечно,  есть сотрудники, которые трудятся  исключительно в интересах детей, но их мало. Когда мы встречаем  профессионала и приверженца защиты прав ребенка,  это большая подмога.
— Какие шаги государства по защите прав ребенка в 2011 году вы бы отметили?
— Большим достижением можно считать Стратегию развития социальной защиты населения на 2012-2014 годы, недавно подписанную правительством. На ее реализацию планируется направить 26 миллиардов сомов. Согласно стратегии, будут созданы социальные службы  помощи детям  и семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Это кризисные центры, центры психологической, юридической и социальной помощи на бесплатной основе.
В четырех школах — в Оше, селах Базар-Коргон, Тюп  и столице — внедрен пилотный проект «Школа без насилия», инициированный аппаратом омбудсмена при поддержке ЮНИСЕФ. Суть новшества в том, что конфликты разрешают сами ученики 6-х-11-х классов. Конечно, под руководством куратора в лице администрации школы, ИДН, родителей. Программа заимствована из Сербии, она считается там очень эффективной, благодаря ей все элементы насилия  сведены к нулю. Сейчас идет  анализ сербского опыта с учетом условий в нашей стране. Запланировано внедрить службы примирения во всех школах Кыргызстана. Между профильными министерствами заключен меморандум о взаимопомощи  по их становлению. При желании мы тоже можем добиться такого же результата, как и в Сербии.
— Расскажите, пожалуйста, о достижениях вашей лиги за год.
— В течение 2011 года мы оказали юридическую и психологическую  помощь более чем ста детям. Были восстановлены  права пострадавших от насилия и жестокого обращения. Мы смогли провести исследование в Оше по соблюдению прав ребенка после трагических событий в июне 2010 года и оказать помощь родителям  и детям. Провели акцию «Примите моего ребенка в школу!», благодаря чему помогли родителям устроить детей в школы.
Наша организация внесла посильный вклад и в стабилизацию обстановки в стране. Так, в Маевке при поддержке ЮСАИД была построена Дорога мира длиной 2,5 километра. В акции  принимали участие молодые люди разных национальностей.
Но самым долгожданным событием стало открытие 15 декабря  Кризисного центра помощи детям. На сегодня это единственный в Кыргызстане центр, где созданы все необходимые  условия, он соответствует международным стандартам. В ЦПД принимаются все дети, подвергшиеся любому виду насилия и жестокому обращению в семье, школе, на улице. Обратиться они могут как самостоятельно, так и по инициативе родителей. Ребята посещают центр в течение необходимого времени для оказания  им как психологической, так и правовой помощи. Мобильные команды в Октябрьском, Свердловском, Первомайском, Ленинском районах столицы, состоящие из представителей органов здравоохранения, образования, социальной защиты и УВД Бишкека, оказывают экстренную помощь ребенку, попавшему в беду.
В течение двух лет модель такого центра  апробировалась мэрией Бишкека, Минсоцзащиты населения, МВД и нашей лигой при консультативной и финансовой поддержке ЮНИСЕФ. Мэрия  выделила помещение, а ЮНИСЕФ вложил 130 тысяч долларов США в ремонт, оборудование, подготовку специалистов, обучение мобильных команд, разработку методологий.
Ожидается, что подобные службы откроются по всей стране.
Обратиться за помощью можно по адресу:  г. Бишкек, ул. Карасаева, 73, восточное крыло СШ № 14 или по телефону доверия  (0312) 54-29-34.

Анна САРАЖИТИНОВА.






Добавить комментарий