Main Menu

Подрубим корни коррупции

Автоперевозки, международные транспортные коридоры  — кровеносная система  рынков сбыта продукции, кто бы  спорил. От их состояния   зависят размер товарооборотов между странами, рост   отечественной  экономики,  пополнение доходов бюджета.

Транспортники сегодня бьют тревогу: в отрасли  назревает кризис,  не выполняются  постановления правительства,  доставку товаров и продуктов в Афганистан перехватили   таджикские коллеги, недобросовестная конкуренция с китайскими  перевозчиками, на которую смотрит сквозь пальцы нынешнее руководство Министерства транспорта и  коммуникаций, грозит безработицей сотням  кыргызстанских водителей-дальнобойщиков.
К нам в редакцию обратились представители  семи  общественных объединений, среди которых Ассоциация перевозчиков Кыргызстана, молодежный профсоюз железнодорожников, экспедиторы Ошского «Трансордо», руководители ОФ «Айдочу-Нарын, Иссык-Кол», а также  ОО «Калык». Они рассказали о проблемах в грузоперевозках. Наши дороги, не выдерживая  огромной тяжести  китайских  большегрузных машин, приходят в негодность, их не успевают ремонтировать. Недавний рейд, проведенный на  КПП «Еркештам» и на трассе Торугарт — Нарын, выявил 52 машины,  которые двигались по шоссе со значительным перевесом груза от 13 до 17,2 тонны.
А ведь существует  распоряжение правительства (сентябрь  2010 г.), запрещающее  передвижение    груза весом  более 44 тонн по нашим дорогам. Несмотря на это,  китайских дальнобойщиков с грузом   60-80 тонн по пути  в Бишкек и  Ош никто не остановил, что демонстрирует неспособность  или нежелание нынешнего руководства Министерства транспорта и коммуникаций   наладить надлежащий контроль,   дает право заподозрить  высшее руководство  транспортного ведомства в  наличии их коррупционных интересов.
— За почти двухлетний период  управления и. о. министра транспорта и коммуникаций     Э. Исаков не принял никаких мер по восстановлению  на пропускных пунктах специальных контрольных весов, ликвидированных  командой беглого президента К. Бакиева. Такие весы имеются только в транспортном ведомстве, их обслуживают 200 человек, получающих  нехилую заработную плату из республиканского бюджета, — сообщили визитеры. —  Сегодня, как и в прежние времена, таможенники продолжают использовать свои весы и на  Торугарте,  и на Еркештаме, что не исключает  провоза  больших  грузов   на территорию нашей республики за взятки.
Обычно китайские дальнобойщики следуют до оптовых рынков «Дордой» в Бишкеке и «Кара-Суу» в Оше. Незащищенность внутреннего транспортного рынка от иностранных перевозчиков вынуждает  кыргызских водителей  мигрировать  в столицу в поисках работы, усугубляя и без того сложную  социальную ситуацию в Кыргызстане.
Нельзя  допустить монополизации одной иностранной фирмой и  дорожно-строительного рынка страны,  справедливо считают  транспортники, необходимо дать возможность  отечественным подрядным организациям  участвовать в тендерах.
В доказательство  люди приводят китайскую компанию «Чайна-Роуд», получившую  работу  на  участке Бишкек — Токмок без всякого тендера.  При   заключении контрактов и договоров с подразделениями  Министерства транспорта и коммуникаций представители  отраслевых общественных ассоциаций  требуют защитить интересы страны, пересмотреть существующий порядок  пассажирских перевозок, постоянно вести конструктивный диалог с профсоюзными организациями, создать площадку для обмена опытом, привлечь к решению  отраслевых задач  специалистов-интеллектуалов.
Руководители отраслевого министерства так и не разработали стратегию развития транспортной отрасли страны,  меры  защиты  кыргызстанских перевозчиков  внутри страны и за ее пределами; отсутствуют также  соответствующие сегодняшнему дню законы  об автомобильном транспорте и   экспедировании.
Общественные деятели обращаются к  Президенту            А. Атамбаеву, депутатам Жогорку Кенеша,  правительству с просьбой   остановить развал и поднять транспортную отрасль на былую высоту. Они считают, что коррупционные финансовые потоки необходимо перенаправить в бюджет, обязать таможенную службу проводить все  процедуры  таможенной очистки товаров на ТПК «Торугарт» и «Еркештам»,  прибывающий груз распределять по машинам на границе, вести  строгий учет. Таким образом подрубим  корни коррупции на таможне.
В рамках государственно-частного партнерства нужно передать  право  на строительство перегрузочных терминалов на ПП «Торугарт» и «Еркештам» ассоциациям перевозчиков Кыргызстана. Для этого обязать Нарынскую и Таласскую обладминистрации  оперативно решить вопрос выделения земельных участков.
Общественные организации  предлагают также  снять с занимаемых должностей отдельных  руководителей  ГП «НК “Кыргыз  темир жолу».
Падает имидж государственного предприятия в системе  железнодорожного транспорта СНГ. Предприятие «НК “Кыргыз темир жолу”  имеет колоссальные долги  перед администрациями   железных дорог соседних государств,  утверждают  председатели  общественных организаций и фондов, остро переживающих за судьбу  транспортной отрасли, составляющей единое целое с производственной и сельскохозяйственной  сферами, которые невозможно  разобщить.

Подготовила
Галина ЛУНЕВА.






Добавить комментарий