Подрубим корни коррупции
Автоперевозки, международные транспортные коридоры — кровеносная система рынков сбыта продукции, кто бы спорил. От их состояния зависят размер товарооборотов между странами, рост отечественной экономики, пополнение доходов бюджета.
Транспортники сегодня бьют тревогу: в отрасли назревает кризис, не выполняются постановления правительства, доставку товаров и продуктов в Афганистан перехватили таджикские коллеги, недобросовестная конкуренция с китайскими перевозчиками, на которую смотрит сквозь пальцы нынешнее руководство Министерства транспорта и коммуникаций, грозит безработицей сотням кыргызстанских водителей-дальнобойщиков.
К нам в редакцию обратились представители семи общественных объединений, среди которых Ассоциация перевозчиков Кыргызстана, молодежный профсоюз железнодорожников, экспедиторы Ошского «Трансордо», руководители ОФ «Айдочу-Нарын, Иссык-Кол», а также ОО «Калык». Они рассказали о проблемах в грузоперевозках. Наши дороги, не выдерживая огромной тяжести китайских большегрузных машин, приходят в негодность, их не успевают ремонтировать. Недавний рейд, проведенный на КПП «Еркештам» и на трассе Торугарт — Нарын, выявил 52 машины, которые двигались по шоссе со значительным перевесом груза от 13 до 17,2 тонны.
А ведь существует распоряжение правительства (сентябрь 2010 г.), запрещающее передвижение груза весом более 44 тонн по нашим дорогам. Несмотря на это, китайских дальнобойщиков с грузом 60-80 тонн по пути в Бишкек и Ош никто не остановил, что демонстрирует неспособность или нежелание нынешнего руководства Министерства транспорта и коммуникаций наладить надлежащий контроль, дает право заподозрить высшее руководство транспортного ведомства в наличии их коррупционных интересов.
— За почти двухлетний период управления и. о. министра транспорта и коммуникаций Э. Исаков не принял никаких мер по восстановлению на пропускных пунктах специальных контрольных весов, ликвидированных командой беглого президента К. Бакиева. Такие весы имеются только в транспортном ведомстве, их обслуживают 200 человек, получающих нехилую заработную плату из республиканского бюджета, — сообщили визитеры. — Сегодня, как и в прежние времена, таможенники продолжают использовать свои весы и на Торугарте, и на Еркештаме, что не исключает провоза больших грузов на территорию нашей республики за взятки.
Обычно китайские дальнобойщики следуют до оптовых рынков «Дордой» в Бишкеке и «Кара-Суу» в Оше. Незащищенность внутреннего транспортного рынка от иностранных перевозчиков вынуждает кыргызских водителей мигрировать в столицу в поисках работы, усугубляя и без того сложную социальную ситуацию в Кыргызстане.
Нельзя допустить монополизации одной иностранной фирмой и дорожно-строительного рынка страны, справедливо считают транспортники, необходимо дать возможность отечественным подрядным организациям участвовать в тендерах.
В доказательство люди приводят китайскую компанию «Чайна-Роуд», получившую работу на участке Бишкек — Токмок без всякого тендера. При заключении контрактов и договоров с подразделениями Министерства транспорта и коммуникаций представители отраслевых общественных ассоциаций требуют защитить интересы страны, пересмотреть существующий порядок пассажирских перевозок, постоянно вести конструктивный диалог с профсоюзными организациями, создать площадку для обмена опытом, привлечь к решению отраслевых задач специалистов-интеллектуалов.
Руководители отраслевого министерства так и не разработали стратегию развития транспортной отрасли страны, меры защиты кыргызстанских перевозчиков внутри страны и за ее пределами; отсутствуют также соответствующие сегодняшнему дню законы об автомобильном транспорте и экспедировании.
Общественные деятели обращаются к Президенту А. Атамбаеву, депутатам Жогорку Кенеша, правительству с просьбой остановить развал и поднять транспортную отрасль на былую высоту. Они считают, что коррупционные финансовые потоки необходимо перенаправить в бюджет, обязать таможенную службу проводить все процедуры таможенной очистки товаров на ТПК «Торугарт» и «Еркештам», прибывающий груз распределять по машинам на границе, вести строгий учет. Таким образом подрубим корни коррупции на таможне.
В рамках государственно-частного партнерства нужно передать право на строительство перегрузочных терминалов на ПП «Торугарт» и «Еркештам» ассоциациям перевозчиков Кыргызстана. Для этого обязать Нарынскую и Таласскую обладминистрации оперативно решить вопрос выделения земельных участков.
Общественные организации предлагают также снять с занимаемых должностей отдельных руководителей ГП «НК “Кыргыз темир жолу».
Падает имидж государственного предприятия в системе железнодорожного транспорта СНГ. Предприятие «НК “Кыргыз темир жолу” имеет колоссальные долги перед администрациями железных дорог соседних государств, утверждают председатели общественных организаций и фондов, остро переживающих за судьбу транспортной отрасли, составляющей единое целое с производственной и сельскохозяйственной сферами, которые невозможно разобщить.
Подготовила
Галина ЛУНЕВА.
Related News
В ожидании чуда
С наступлением зимы наверняка многие задумались о том, как будут встречать Новый год. Хозяйки шерстятRead More
Гори, гори ярко
Вот и подходит к концу последний месяц года. Снега в городе практически нет, но инейRead More