Main Menu

Сезон мертвых взяточников. Наступит ли он в Кыргызстане?

Город-государство в Юго-Восточной Азии Сингапур запросто избавилось от хапуг во власти: уволило прежнюю полицию, посадило в тюрьму министров и заставило чиновников доказывать свою честность. Оказалось, это не так уж трудно…

1     В Кыргызстане пошли другим путем: вышел Указ Президента Алмазбека Атамбаева «О противодействии системной коррупции», депутаты Жогорку Кенеша приняли Закон «О государственных закупках», которые должны перейти в электронный формат. Национальный банк продвигает программу платежей безналичным способом, началась ревизия всех нормативно-правовых документов, мешающих работать бизнесменам, создающих лазейки для дачи взяток чиновникам, и, конечно же, главное — подал свой голос гражданский сектор: при министерствах и ведомствах созданы общественные наблюдательные советы.
Они независимы, работают на добровольной основе, зарплаты не получают, а потому представляют начальству свои альтернативные отчеты, исследования, мониторинги движения денежных потоков — бюджетных, донорских, инвестиционных.
У правительства есть своя антикоррупционная программа, более того, каждое министерство или агентство тоже имеет планы борьбы со мздоимством, нечестностью и недобросовестностью. О результатах чиновники обязаны регулярно отчитываться перед Министерством экономики, спрос с них жесткий, вплоть до увольнения. Общими словами, отговорками здесь не обойдешься: премьер-министр Темир Сариев самолично следит за исполнением каждого конкретного индикатора, прописанного в антикоррупционной программе действий.

Есть ли результаты? Конечно! Газеты ежедневно пишут о задержанных чиновниках всех рангов, схваченных за руку при получении «подарков», возбуждаются гражданские и уголовные дела, ведутся следственные мероприятия. За решеткой сидят и экс-депутаты Жогорку Кенеша, и экс-мэр Бишкека, другие должностные лица. С начала года органами прокуратуры возбуждено более 700 уголовных дел, связанных с коррупцией. Государству возмещен ущерб почти на 44,5 миллиона сомов. Это ли не успех?
Расследуется уголовное дело в отношении судьи Сукулукского района Нурлана Мусаева, он вынес более 20 заведомо неправосудных решений, в результате чего свыше 400 гектаров пахотных земель перешло в чью-то частную собственность.
В Государственной регистрационной службе выявили нарушения при закупке оборудования для сбора биометрических данных; Государственный фонд развития экономики при Министерстве финансов в нарушение всех правительственных постановлений в 2013 году исправно выплачивал премии своим сотрудникам к праздникам, сумма вышла солидная: почти 12 миллионов сомов. Кроме этого, чиновники выписывали себе компенсации за проезд и питание в радиусе 9 миллионов (сравните: лишь 3 миллиона сомов они выдали в качестве материальной помощи на заготовку сельхозпродукции). Можно продолжать и продолжать…
Какая экономика это выдержит? Кыргызстан, настойчиво продвигаясь вперед в рейтинге Всемирного банка «Ведение бизнеса», продолжает числиться в международном коррупционном списке.

Так где же собака зарыта? 

     По словам профессионального, с огромным опытом работы эксперта Антикоррупционного делового совета Кыргызстана Ивана Дробитько, который провел собственное расследование положения дел в этой области, правительству в 2014 году удалось воплотить в жизнь лишь 35% намеченного. Низкий процент выполненных антикоррупционных мероприятий аналитик объясняет отсутствием ответственности чиновников на законодательном уровне (соответствующий проект находится у парламентариев). Нет у нас такого правила, нормативной инструкции, чтобы наказать виновного. Поэтому мздоимцы вольготно себя чувствуют. А гражданское общество не настолько созрело, чтобы окружить взяточника всеобщей нетерпимостью и неприятием, создать ему атмосферу ненависти и презрения.
Постсоветское сознание скорее позавидует «карьере» такого госслужащего — молодец, хорошо устроился, станет богатым, недаром же молодые люди всеми силами стремятся попасть в номенклатуру и строгий кадровый отбор их не смущает.
Как правило, коррупционеры «сдают мелкую рыбку», тех, кто утратил их доверие или перестал делиться. Иван Дробитько готов помочь правительству увидеть реальную картину антикоррупционной борьбы: здесь необходим не только сбор фактуры, но и ее осмысление, системный анализ. Сам эксперт делает его ежеквартально. Обращает внимание на трудности сбора правдивых достоверных данных: в министерствах зачастую общественным организациям выдают выборочную, локальную информацию, выгодную начальству. Просто не все говорят, скрывают нелицеприятное. Отсюда неточности, а ведь прежде чем сделать выводы и дать рекомендации, сначала нужно выстроить экспертную цепочку последовательных действий чиновника, понять, почему он так поступает.
Большинство клерков, уверен Иван Дробитько, работают в госучреждениях не ради служения народу, а чтобы набить собственные карманы за счет бюджетных средств, или решает личные проблемы на государственном уровне.
Вспомним, как депутаты Жогорку Кенеша пятого созыва при рокировке всеми силами старались пристроить в министерства своих консультантов и помощников. Многие тогда заняли посты статс-секретарей, то есть первых заместителей министров, перечеркнув результаты конкурсного отбора кандидатов. Понятна реакция на этот пассаж старых сотрудников: непрофессионализм вторых лиц в ведомствах вызывал отвращение и неприятие, да и сами новоявленные управленцы, не будучи специалистами, чувствовали себя «не в своей тарелке».
Как известно, министры у нас — фигуры политические, назначаются парламентской коалицией. Они в свою очередь выбирают начальников отделов, а те подчиняются приказам своего хозяина, иначе могут лишиться работы. Вот где собака коррупции зарыта! Те самые невидимые на первый взгляд «серые кардиналы», которые упорно сопротивляются проводимым правительством реформам. Положительные результаты антикоррупционной деятельности ждут вверху руководители нашего государства. Изменений с нетерпением ожидает и народ, связывая с ними рост своего благосостояния, а среднее звено управленческой лестницы, как правило, без имен и фамилий тянет назад и остается при этом безответственным и безнаказанным.
— Проверяя в качестве члена общественного наблюдательного совета выполнение правительственных поручений в одном из ведомств, я с удивлением обнаружил, что чиновники в глаза не видели документов, спущенных им Министерством экономики, при мне начинали их изучать, читать законы, — признается Иван Дробитько. — Собирая данные для исследования, постоянно слышал просьбы чиновников, откровенно признавших свои грехи, не обнародовать их имен.
Эксперт говорит о наличии твердой политической воли в стране, стабильности, сожалеет, что судебная реформа зашла в тупик, огромную надежду возлагает на новый институт общественных наблюдательных советов, инициатором создания которых выступила экс-президент Кыргызской Республики Роза Отунбаева.
Доверие населения нельзя купить, его можно только заслужить, предоставляя качественные государственные и муниципальные услуги, считает Иван Дробитько. У нас амбициозные планы на будущее: хотим видеть свою страну в ранге преуспевающих демократических государств, в первых рядах борцов с коррупционными схемами, отмыванием денег, полученных незаконным путем. А на деле что? Плетемся в хвосте…
Чем можно подкрепить слова главы государства Алмазбека Атамбаева, зовущего страну к прогрессу и процветанию? Только громкими разоблачениями мошенников, беззастенчиво запустивших свои руки в народную казну, которую регулярно пополняют добросовестные налогоплательщики.
Мой собеседник приводит красноречивый пример: частная строительная компания возводит жилой дом впритык к дороге, по которой беспрерывно мчатся автомобили и большегрузные фуры. При высокой сейсмической чувствительности Бишкека недалеко и до беды. И ведь крайних потом не сыщешь.
Корреспондента «СК» пригласили на тренинг, организованный для членов общественных наблюдательных советов по государственным закупкам. Коррупционная составляющая здесь велика, особенно когда госучреждения закупают не товары (их можно рассмотреть, пощупать), а услуги. Проложить кабель, провести водопровод, подключить к отоплению жилой дом и т. д. Качество сервиса лежит на совести подрядчиков, но все ли они добропорядочные?
Вспоминается история финансирования Азиатским банком развития (по просьбе правительства) проекта «Чистая вода». Миллионы сомов пошли на закупку бывшего в употреблении водопроводного оборудования, в результате чего не хватило средств на выполнение всех запланированных работ. Жители сотен сел, проживающие на юге, продолжают и сегодня пользоваться арычной водой, рискуя подхватить инфекцию. А международный финансовый институт, обнаружив аферу, прекратил финансирование очень нужного стране проекта.
По словам Ивана Дробитько, 40-45% государственных закупок по-прежнему аффилированы, проходят за закрытыми от общества дверями, несмотря на требование правительства проводить торги в электронном формате. Кто с кем вступает в преступный сговор?
Ответ на этот вопрос обязательно найдут члены общественных наблюдательных советов, неподкупные, неравнодушные к судьбе своей родины люди.
     СПРАВКА «СК». Общественный фонд «Содействие экономическому развитию и образованию» реализует проект «Общественный контроль и прозрачность в системе государственных закупок». Его цель — качественные электронные торги, повышение прозрачности, сокращение коррупционных рисков в системе государственных закупок. 

Галина ЛУНЕВА.
На фото Ф. КАСМАКУЛОВА — И. Дробитько (справа).

     P.S. Из числа представителей общественных советов госорганов, Жогорку Кенеша и бизнес-ассоциаций создана группа по мониторингу государственных закупок на электронном портале Министерства финансов, что свидетельствует о том, что Минфин и общественный совет этого ведомства открыты всем кыргызстанцам.
Сегодня, 9 декабря, в День международной борьбы с коррупцией, в Бишкеке проходит форум с участием аппарата правительства, депутатов Жогорку Кенеша, гражданского общества, бизнеса и НПО. В его резолюции — официальное создание при кабинете министров антикоррупционного совета. 






Добавить комментарий