Main Menu

Успех регионов — успех страны

Исполняющий обязанности вице-премьер-министра Валерий Диль принял участие  в Международной конференции "Стратегия устойчивого развития экономики в условиях глобализации", которая прошла в Кыргызском экономическом университете имени Мусы Рыскулбекова. 

2     В своем выступлении В. Диль отметил, что свыше 90% территории Кыргызстана занимают горы, где жизнедеятельность и экономическая активность людей затруднены. Страна в условиях функционирования рыночной экономики вынуждена решать вопросы расселения людей и размещения производств в основном на оставшихся 10 процентах своей территории. При этом существует ряд проблем, способствующих неравномерному развитию регионов. Либеральный подход к экономическому развитию страны и отсутствие четкой и сбалансированной региональной политики в течение 20 лет не привели к пропорциональному подъему регионов. Поэтому в настоящее время происходит "выпадение" отдельных городов и территорий из экономической системы страны. Причем сейчас диспропорция в развитии регионов принимает угрожающие масштабы. Наблюдается существенная дифференциация по валовому региональному продукту (ВРП) на душу населения между ними. Так, к примеру, сегодня разница между ВРП Бишкека и Ошской областью почти в 6 раз, Баткенской — в 4,5 раза. Это дает основание считать, что экономически люди проживают в разных странах.
     Вместе с тем в одни регионы направлялись инвестиции, в другие нет, какие-то оказались  перенаселены, другие — оголены, произошло смещение направлений внутренней миграции в сторону Бишкека, возросла маятниковая миграция. В дополнение ситуация здесь усугубляется снижением экономической активности в моногородах, которые появились на базе месторождений минерального сырья и градообразующих предприятий, таких как Сулюкта, Кок-Жангак, Мин-Куш, Кара-Балта и Каджи-Сай.
1     Еще одной проблемой регионального развития является то, что из общего числа сельских управ лишь 14% (или 66 сельских управ) являются недотационными. Остальные  86% (или 393) —  дотационные, которые формируют лишь 55% доходов.
     Наряду с этим с момента обретения независимости правительство страны неоднократно предпринимало шаги по разработке и проведению эффективной государственной региональной политики. Однако проведенный анализ принятых документов и программ показал, что в Кыргызстане стало традицией в рамках таких подходов формировать для их реализации не менее десятка региональных приоритетов при отсутствии реальных источников финансирования для их продвижения. Это привело к тому, что прежние стратегии и программы, разработанные без учёта рыночных принципов, заведомо стали неосуществимыми. 
     Есть несколько основных причин, по которым эти документы не доведены до логического завершения и не реализованы. В частности, речь идет о декларативности этих программ, оторванности от ключевых современных принципов рыночной экономики, основанных на конкурентных преимуществах и специализации того или иного региона, "распылении" дотационных бюджетных средств в условиях их ограниченности и о низком уровне координации внешней помощи на цели регионального развития.
     Международный опыт показывает, что устойчивое развитие страны обеспечивается тогда, когда она имеет сбалансированную, системную региональную политику. Вместе с тем ни одну существующую модель нельзя механически перенести в Кыргызстан в силу того, что каждое государство имеет свои специфические особенности. 
     В связи с этим назрела необходимость перехода к созданию и реализации модели, основанной на развитии определенных городов  — "точек роста", которые станут "локомотивом" и соберут вокруг себя предприятия по своей специализации. 
     В качестве ключевых моментов этой модели надо выделить развитие опорных городов — "точек роста", которые могли бы взять часть социально-экономической нагрузки на столицу и удерживать вокруг себя трудовые ресурсы. Выделить таковых от пяти до десяти,  чтобы они могли стать локомотивами развития для окрестных территорий (на первом этапе это Ош, Каракол, Баткен, Талас, Нарын). Сконцентрировать бюджетные средства в условиях их ограниченности и осуществлять капитальные вложения в инфраструктуру (дороги, производственные мощности, объекты здравоохранения  и образования) "опорных городов", не распыляя их. Пересмотреть налоговую политику в пользу региона, поскольку сегодня она не создает стимулов для самостоятельного развития региона, с одной стороны, из-за перекоса в пользу "центра" при расщеплении общереспубликанских налогов (около 70 % сбора налогов приходятся на Бишкек), с другой — выравнивающие гранты поощряют иждивенческое поведение органов местной власти и местного населения. Надо расширить возможности кредитования и доступа к финансовым ресурсам на селе для развития малого и среднего бизнеса. Источником длинных и доступных кредитов могут и должны служить ресурсы фондов развития регионов и Кыргызско-Российского фонда развития. Следует повысить уровень координации внешней помощи на цели регионального развития и перейти на целевую направленность средств партнеров по развитию (АБР, ПРООН, Всемирный банк)  на конкретные  проекты в опорных городах. Новую региональную политику надо основать на  экономической специализации городов — "точек роста". Исходя из географических и природно-климатических  условий, необходимо определить специализацию, кластерное развитие и государственное стимулирование развития выбранного направления. При этом в зависимости от избыточности или нехватки  трудовых ресурсов посодействовать развитию трудоемких или иных производств. Новая региональная политика должна обеспечить тесную экономическую связанность двух частей страны. Требуется  и кардинальный пересмотр существующих подходов развития областей с учетом настоящих и будущих вызовов и вхождения в Евразийский экономический союз, начатые проекты и меры надо завершить. 
     Намечаемые действия должны служить ориентиром для предпринимательского сектора, в том числе  для внешних инвесторов при разработке и реализации текущих планов и долгосрочных стратегий развития.

Соб. инф. 






Добавить комментарий