Main Menu

Здесь вам не равнина

Уникальную операцию по спасению оказавшихся в снежном плену людей провели сотрудники Тогуз-Тороуского РОВД.

Перевал  Сары-Кыр — единственная трасса, связывающая отдаленный Тогуз-Тороуский район с Джалал-Абадской областью. У местных жителей он пользуется дурной славой: аксакалы окрестили эту местность «дорогой смерти». И она вполне оправдывает такое название.  Дорога здесь действует всего два летних месяца, все остальное время  перевал закрыт. Зимой  высота снежного покрова в некоторых местах достигает восьми метров.

Отправившись в рейс с грузом строительных материалов для районного центра, в пункт назначения водитель и его сменщик добрались без приключений. Разгрузившись, засобирались домой. Но стала резко портиться погода, пошел  мелкий снег.  Местные жители посоветовали переждать непогоду, потому что ехать придется  окружным путем через Нарын.  Но делать огромный крюк смельчаки  не собирались. Они решили рискнуть и прорваться  короткой дорогой  по заснеженному  горному серпантину.  Безрассудная  смелость едва не стоила им жизни.
Об их исчезновении стало известно, когда все сроки возвращения уже прошли. В УВД  Джалал-Абада  обратились родители.  Его руководство  связалось с Тогуз-Тороуским РОВД и попросило помочь найти пропавших водителей.
«Высота перевала — около 4 000 метров, а трасса столь узкая, что на ней не смогут разъехаться  даже две машины, — рассказывает начальник райотдела милиции Жениш Джоробеков. — С одной стороны отвесная скала, с другой — глубокая пропасть. В летнее время  водителей на трассе подстерегают камнепады, а зимой другая беда — снежные лавины.
Связь по всей протяженности сложной трассы  практически отсутствует. Единственное место, где берет рация,  — релейная станция на самой вершине.
Мы связались с ее рабочими  и узнали, что КамАЗ  здесь не проезжал, — продолжает Жениш Джоробеков. — А это значит, люди застряли по дороге.  А так  как парни были одеты совсем не по-зимнему (в легких куртках, рубашках и кроссовках), стало ясно, что они попали в серьезную беду, ведь шанс выжить  в такой экипировке в горах практически  сводился к нулю. Руководство милиции обратилось за советом к аксакалам. Последние вынесли вердикт: если ребята  в снежной западне, то найти их практически невозможно. На перевале уже гибли так люди. Раздавленные снежной массой машины местные жители находили только летом. И сейчас, когда в горах обильные снегопады,  рисковать жизнями других людей — непростительная ошибка.
Но все же решил рискнуть. Перед утренним разводом сказал, что нужно семь добровольцев, — вспоминает Жениш. — И хотя оказалось намного больше,   отобрали только молодых и физически крепких ребят.
К подножью перевала  добрались на машине к четырем утра. Дальше предстояло идти пешком. В путь  двинулись с первыми лучами солнца. До вечера необходимо  было пройти по засыпанной снегом трассе более восьми километров.
Когда  осилили примерно половину пути, впереди на горной дороге  заметили наполовину засыпанный снегом КамАЗ. К счастью, ребята оказались живы. Они уже готовились к худшему: солярка  в машине давно закончилась, без еды и горячего питья находились в холодной кабине более  двух суток, а мороз после захода солнца в горах достигал минус тридцати. При нашем появлении пленники гор не смогли скрыть слез, — рассказывает полковник  Джоробеков. — Спустили их вниз без происшествий».
На следующий день среди местного населения распространился слух о спасении шоферов. Многие не верили и приходили  воочию убедиться в этом. Несколько суток они  приходили в себя от пережитого.
А тут  новый поворот. Придя в райотдел, водители заявили: «Без грузовика нам никак нельзя. Он наш кормилец. Без него наши семьи не выживут!». Пришлось опять собирать людей. Набрали группу из сорока человек, в основном сотрудников райотдела  милиции, остальные — местные охотники.    На перевал тащили 40 литров солярки — нужно было заправить грузовик, паяльные лампы, взяли железные  цепи, каждая из которых весит больше десяти килограммов.
Каждый метр давался с боем. До КамАЗа отряд добрался засветло. Залили в бак солярку, мотор завелся не сразу. Оставалось самое сложное —  развернуть огромную машину в противоположную сторону. Лопатами расчистили площадки для маневра. Почти час потребовался на это.
Однако  никто не  предполагал, сколько еще сюрпризов будет на обратном пути.
«Только когда начали подъем, узнали, что следом сошло  сразу семь  лавин, — вспоминает один из милиционеров. — Огромная снежная масса могла бы накрыть всю группу!»
Отряд разбили на пары. Живая цепочка растянулась  на  сорок метров. Много времени  ушло на расчистку трассы. И вновь  милиционеры попали в огромный  снежный затор, из которого едва выбрались.
Спасенных водителей отправили домой на КамАЗЕ окружной дорогой, до Нарына их сопровождала машина ГАИ.

Рассказ милиционеров подготовил к печати  Сергей СИДОРОВ.






Добавить комментарий