Main Menu

КЫРГЫЗСТАН — РЕАЛЬНЫЙ СУБЪЕКТ НА МЕЖДУНАРОДНОЙ АРЕНЕ

Внешняя политика  — огромнейшая  и важнейшая сфера деятельности, во многом определяющая  место страны в мировом сообществе, уровень и степень  политического,  экономического, правового  взаимодействия с дальними и ближними соседями, возможность влияния на процессы, происходящие на планете. Согласно закону, внешнюю политику Кыргызской Республики определяет Президент. Он же утверждает концепцию  и осуществляет общее руководство ею,  согласовывая своё мнение  с правительством и Жогорку Кенешем.  Нынешний год по многим аспектам можно считать прорывом во внешнеполитической жизни Кыргызстана, позволяющим заявить, что наша страна стала реальным субъектом на международной арене. Нужны примеры? Пожалуйста…

РОССИЯ — КЫРГЫЗСТАН: РАЗВИТИЕ НА ОСНОВЕ ДРУЖБЫ И ВЗАИМОПОНИМАНИЯ

     Взаимоотношения Кыргызстана с Россией имеют давнюю историю.  И они всегда строились на основе дружбы и взаимопонимания. Были, конечно, времена, когда руководство нашей страны несколько ослабило связи с РФ. Но с приходом к власти Президента Алмазбека Атамбаева этот вектор выровнялся, и сегодня можно с уверенностью говорить об упрочении взаимовыгодных отношений  двух стран. Об этом шла речь на прошедшей на днях IV российско-кыргызской межрегиональной конференции «Евразийский экономический союз. Новые перспективы межрегионального сотрудничества».
На ней, в частности,  было подчеркнуто, что Кыргызстан для России является важным стратегическим партнером. Сотрудничество развивается во многих направлениях. На сегодня более 60 субъектов РФ имеют устойчивые отношения с КР. Что касается статистики, то она свидетельствует о динамичном развитии торговых отношений, существенном и стабильном увеличении количества совместных предприятий, осуществляемых проектов. Общее членство в Евразийском экономическом союзе поднимает эти отношения на новый уровень.
В своем обращении к участникам конференции Президент Атамбаев, в частности, отметил, что  «Кыргызстан и Россию связывают многовековые торгово-экономические, социальные и культурные отношения. Взятый государствами курс на стратегическое партнерство служит хорошей основой для их дальнейшего развития и роста благосостояния граждан». Новый импульс двусторонним отношениям придало вступление нашей страны в ЕАЭС. По этому поводу Президент страны сказал: «Первые шаги, сделанные в качестве полноправного члена организации, говорят о правильном выборе. Для наших производителей открылись новые рынки сбыта, усиливается экспортный потенциал экономик. За месяц выросли таможенные платежи и зафиксирована активная предпринимательская деятельность. Подписаны соглашения между Российско-Кыргызским фондом развития и кыргызстанскими коммерческими банками для кредитования малого и среднего бизнеса. Значительно улучшилось положение трудовых мигрантов. Предпринятые шаги и задуманные планы дадут возможность создать все необходимые условия для работы российского бизнеса в нашей стране»…

ЕАЭС — ШАНС НА РАЗВИТИЕ

     Вступление в Евразийский экономический союз  —  безусловное  достижение внешней политики страны за последние годы, давшее  возможность не только существенно углубить интеграционные связи со странами-участницами, но и получить вполне реальный шанс  вывести отечественную экономику на новые пути развития. Процесс этот только начался, ему всего-то полтора месяца, и ожидать сиюминутных результатов было бы наивно. Однако уже слышатся голоса, дескать, надежды не оправдались, мы ничего не получили. Такие скороспелые выводы явственно свидетельствуют, что  противников у этого интеграционного вектора в стране хватает и они всячески стараются принизить судьбоносное значение курса, избранного  Президентом Атамбаевым, на евразийскую консолидацию. Вполне естественно, что эта тема широко обсуждается  в период выборов, когда каждая партия, претендующая на парламентские мандаты, готова использовать любую возможность, чтобы выделиться из массы конкурентов и популистскими методами заручиться поддержкой электората. А как заметил сам Президент, самая выигрышная позиция — это безоглядная критика действующей власти и попытка опорочить любые ее действия. Как отразятся выборы нового созыва ЖК на интеграции страны в ЕАЭС? Этот вопрос интересует многих как внутри страны, так и за ее пределами. Не случайно же на днях  в Оренбурге состоялся международный  круглый стол на тему: «Укрепление интеграционных связей Кыргызстана и ЕАЭС в контексте предстоящих парламентских выборов», в котором приняли участие эксперты России и Кыргызстана.
«По последним данным, более 80% кыргызстанцев поддерживают идею евразийской интеграции. За нее выступают и все лидирующие в стране политические силы. После вступления в ЕАЭС у Кыргызстана появляются реальные перспективы развития энергетики и агропромышленного комплекса.  Общий рост экономического потенциала страны может составить 20-25 процентов, что повлечет за собой не только качественные сдвиги в развитии народного хозяйства страны, но и подъем уровня жизни всех кыргызстанцев», — заявил на круглом столе  профессор  Веналий Амелин — директор АНО «Содружество народов Евразии», президент Ассамблеи народов Оренбургской области, доктор исторических наук.
«Кыргызстан является ключевым партнером России на юге Центральной Азии. А вступление страны  в ЕАЭС открыло новые возможности для сотрудничества в двустороннем и многостороннем форматах», — отметил вице-губернатор — заместитель председателя правительства  Оренбургской области Дмитрий Кулагин.
Наш политолог Болот Айткулов  подчеркнул, что членство в ЕАЭС открывает для страны выход на консолидированный рынок со 180-миллионным населением, переход на новый уровень стандартов таможенного и налогового администрирования, качественно новые отношения со странами-участницами и в первую очередь с  Россией, которая уже сейчас является главным инвестором Кыргызстана и  ключевым внешнеэкономическим партнером.  При ее непосредственном содействии реализуются проекты в энергетической и газовой сферах. Успешно функционирует  совместный   фонд развития,  финансирующий различные инвестиционные проекты в Кыргызстане.
Представитель Кыргызско-Российского Славянского университета (КРСУ) Токтогул Какчекеев заострил внимание на существенных выгодах для страны в сфере развития трудовой миграции: «Граждане КР, как страны-участницы союза,   освобождены от получения патентов и иных разрешительных документов. На них более не распространяется трудовое квотирование. А дипломы кыргызстанских вузов и других образовательных учреждений отныне признаются в странах ЕАЭС. Все эти начинания дают надежду кыргызстанцам быть более защищенными за рубежом, успешно реализовать свое стремление к труду и учебе», — подчеркнул он.
Эксперты сошлись во мнении, что только продолжение курса на углубление евразийской интеграции, начатого Президентом Атамбаевым, позволит стране выйти на новый уровень развития, как экономического, так и внешнеполитического, укрепит статус Кыргызстана как независимого субъекта международных отношений.  Кроме того, они  отметили, что успех на парламентских выборах 4 октября тех политических сил, которые нацелены на евразийскую интеграцию и многостороннее партнерство, станет залогом устойчивого развития страны на много лет вперед. И в этой связи важно сохранить преемственность политического курса — только при этом можно рассчитывать на стабильность и максимальное использование выгод и преференций, которые обеспечивает Кыргызстану укрепление связей с Россией и другими членами ЕАЭС.
Аналитики, как кыргызские, так и российские, уверены, что результаты выборов на  углубление евразийской интеграции не смогут отрицательно повлиять. И нам, обывателям-избирателям, остается только верить этим авторитетным выводам.

АРАБСКИЙ МИР — РЕАНИМАЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА

     Отношения Кыргызстана со странами арабского мира закладывались еще в начале 90-х, но за все это время трудно было говорить о каком-либо сотрудничестве. И только в этом году Президент предпринял шаги к реанимации отношений, совершив ряд официальных визитов, в том числе в Саудовскую Аравию, Объединенные Арабские Эмираты, Катар, Иран. По результатам этих визитов можно с уверенностью говорить, что  Кыргызстан начал новую страницу отношений с этими странами.
В частности, с Президентом Ирана Хасаном Роухани обсуждались вопросы реализации проекта по строительству железной дороги Китай — Кыргызстан — Таджикистан — Афганистан — Иран и  открытия прямого авиарейса между странами, расширения сотрудничества в торгово-экономической, культурно-гуманитарной,  научно-технической сферах, а также в области безопасности. Были подписаны документы о сотрудничестве в этих направлениях.
Кроме того, Президент Алмазбек Атамбаев встретился с духовным лидером Ирана Али Хосейни Хоменеи, спикером Межлиса Али Лариджани и экс-президентом страны Али Акбар Хошеми Рафсанджани, с которыми также обсудил вопросы расширения двусторонних отношений Кыргызстана и Ирана.
По результатам визита главы страны в ОАЭ ратифицировано соглашение о поощрении и защите инвестиций между правительствами Кыргызстана и ОАЭ, направленное на создание правовой базы в этой сфере, а также обеспечение защиты прав и интересов инвесторов, создание благоприятных условий и уменьшение возможных рисков. Кроме того, достигнута договоренность об образовании  в Абу-Даби посольства Кыргызстана. На встречах с различными представителями правительства ОАЭ обсуждались вопросы развития контактов между бизнес-кругами, конкретные планы экономического сотрудничества двух стран, инвестиционных возможностей Кыргызстана. При этом со стороны  ОАЭ был выражен интерес к проектам в сферах транспорта и логистики, перерабатывающей и сельскохозяйственной промышленности, взаимной правовой помощи в раскрытии уголовных дел.
Были еще  многочисленные  официальные деловые встречи с главами и членами правительств  различных  стран Европы и Азии,  позволяющие констатировать, что нынешний год  стал  поистине прорывом  во внешней политике Кыргызстана, вывел страну на новый уровень взаимоотношений, укрепил статус реального, независимого субъекта  международного сотрудничества.

Татьяна ПОПОВА.






Добавить комментарий