Main Menu

Мой друг — художник и солдат

Нынешняя весна была особенной:  конкурсы школьных сочинений, посвященные Великой Отечественной войне, песенные  фестивали, марш «Бессмертный полк», реквиемы памяти и парады Победы на всем пространстве бывшего Советского Союза — в малых селах и больших городах, где  помнят и ценят великий подвиг народа. Нахлынуло:  вспомнил своего друга — Ивана Михайловича Соловьева, прошедшего две войны — Великую Отечественную и японскую,  захотелось о нем рассказать.

1     … Между Михайловичем и мной была разница ровно в 20 лет, мы относились к разным поколениям: он — к тому, которое приняло на себя удар гитлеровцев и выиграло Великую Отечественную войну, я — дитя 40-х годов. Тем не менее мы нашли много общего, что связывало нас всю жизнь.
Мой отец Иван Захарович и Иван Михайлович в детстве жили на одной улице во Фрунзе. Спустя годы нас сведет случай: меня замучила боль в спине — ни согнуться, ни разогнуться — и отец под руки привел меня на прием к Ивану Михайловичу — известному к тому времени лекарю-костоправу. С того дня каждый раз, когда давала знать о себе спина, меня выручал Михайлович. С первой встречи я был поражен его бравым видом, немногословностью, простотой в общении, добротой и каким-то внутренним достоинством. В доме удивило большое количество живописных полотен. Внимание привлек натюрморт с изображением огромного, килограммов на семь, сазана. Оказалось, хозяин дома, как и я, страстный рыбак. Впоследствии он стал почетным членом нашего рыбацкого коллектива на Карпинке, по его предложению мы разработали и внедрили орден «Дружба рыбаков», заслужить который было непросто.
Меня удивило также наличие в доме многих музыкальных инструментов: баяна, аккордеона, гитары, балалайки и мандолины.      «Это мой отдых, когда устаю рисовать», — признавался Иван Михайлович. Особенно хорошо он играл на баяне. Мне, игравшему на трех инструментах из его «арсенала», было очень интересно с ним музицировать. Естественно, у нас завязалась дружба и, как оказалось, навсегда.
… В армию Иван Соловьев ушел в 1940 г. Распределили его в Ленинград в зенитные войска. Здесь и застала его война. Он прошел через все испытания ленинградской блокады — от первого и до последнего дня. Воевал наводчиком зенитного расчета, а если точно, то орудийным номером 206 отдельного зенитного дивизиона Краснознаменной 90-й гвардейской дивизии, которая в 1943 г. была переформирована в седьмую зенитную Краснознаменную Пушкинскую дивизию. Потом Ивана Соловьева перебросили на Дальний Восток — он участвовал в войне с Японией на территории Китая и Кореи. Вернулся с фронта в 1946 году.
3     Родина наградила его 14 боевыми наградами. В том числе медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За оборону Ленинграда», а также грамотами Верховного главнокомандующего И. В. Сталина «За освобождение г. Пушкина», «За освобождение оз. Эзель» и «За освобождение Маньчжурии от японских захватчиков». Но самой дорогой наградой для моего друга была медаль «В память о 250-летии Ленинграда». Столько лет исполнилось городу в 1943-м, когда он был осажден. Но отметили дату через два года после Победы — в 1947-м.
После войны Иван Михайлович работал художником-оформителем. Как художник он получил известность в 1975 г., когда состоялась его первая персональная выставка, посвященная 30-летию Победы. На ней были представлены портреты, натюрморты, пейзажи родного края и, конечно же, картины, запечатлевшие войну. Эпизоды фронтовых лет пришлось восстанавливать по памяти или по редким карандашным эскизам, которые успел сделать в передышках между боями.
Иван Михайлович считал себя самодеятельным художником, однако его творчество получило заслуженное признание. Неоднократно его работы демонстрировались в школах и кинотеатрах города Фрунзе. На выставке 1982 г., посвященной 60-летию образования СССР, картину «Прорыв блокады Ленинграда» отметили дипломом второй степени. По итогам республиканской выставки самодеятельных художников 1985 г. часть полотен ветерана также отметили премией и включили в каталог.
Он писал полотна на тему военных лет с благоговением перед теми, кого уже не было в живых, и чувством долга перед потомками, которые будут смотреть на картины уже после него. В памяти все сохранилось так, как будто было вчера: и ожесточенные бои с фашистскими самолетами в районах Иваново, Ялы-Ижоры, Усть-Ижоры, Колкино, и сильно пострадавшие от бомбежки улицы Ленинграда, и горы трупов на них, и медленно бредущие голодные, замерзающие люди, похожие на скелеты, и дорога жизни на Ладоге… По сути, картины Соловьева это не только живописные полотна, но и документальные свидетельства: настолько ощутимо в деталях, в настроении тех лет они воссоздают события. На одной из картин изображена пушка-мортира, врезавшаяся ему в память в боях на Вороньей горе. Это одно из мощнейших орудий, которые фашисты подтянули к Ленинграду, чтобы уничтожить его. Однако и монстр оказался бессильным перед людской стойкостью.
Пушка поражает своими размерами по сравнению с бегущими вперед, в атаку, советскими бойцами, но она уже разбита и никому не внушает страха.
2     Помнится, Иван Михайлович мечтал о том, чтобы нарисовать рыб, собственноручно пойманных в прудах и озерах в тех краях, где пришлось воевать. Своих-то сазанов  и сомов давно нарисовал! Мечтал также о том, чтобы передать свои картины в военный музей Ленинграда, но не успел этого сделать.
Он был надежным другом, заботливым, любящим отцом и дедом. Вырастил и воспитал двух сыновей, двух внучек, внука и двух правнучек. Очень любил свою жену Клавдию Николаевну, с которой познакомился еще до войны. Свадьбу они сыграли после его возвращения с Дальнего Востока.
Умер Михайлович, не дожив всего два дня до 60-летия Победы. Всегда крепкий, жизнерадостный, здоровый телом и духом, после смерти Клавдии Николаевны он буквально «сгорел», прожив всего пять месяцев, как тот лебедь — ушел вслед за своей лебедушкой. Хоронили его 9 Мая, на всех улицах и площадях города звучали военные марши.
Труд ветерана-художника не пропал даром, и его самого не забыли. В январе прошлого года в Русском драмтеатре была организована его персональная выставка, посвященная 70-летию освобождения Ленинграда. На ней представили около 20 полотен, отражающих хронику блокады, пейзажи послевоенного времени, красоту родного Кыргызстана, а также серию работ под общим названием «Хлеб». Хлеб для Ивана Михайловича был священным. «Более красивого предмета для своих натюрмортов, чем хлеб, я не знаю», — говорил он. Особым гражданским пафосом и трогательностью наполнена картина «Хлеб блокадный»: материнские руки бережно держат на ладонях кусочек блокадного черного хлеба (125 граммов), которого так не хватало в то время. В противовес этому была представлена серия картин на тему «Хлеб насущный»: здесь и белые караваи, и сдобные булочки, калачи, и аккуратно нарезанные белые и ржаные ломтики, национальные лепешки… — целая поэма о хлебе.   Помню, когда на рыбалке все доставали свои запасы, у Ивана Михайловича был всегда белый хлеб. Он говорил, что, когда голодал в блокаду, то дал клятву есть только белый, а черный даже в рот не брать.
12 мая этого года в лицее № 13, где существует музей блокады Ленинграда, состоялась встреча членов Кыргызского общества блокадников Ленинграда с родственниками ветеранов, которые защищали  город. Музей организован в 2010 г. по инициативе завуча лицея Светланы Ивановны Аристовой. Семья Ивана Михайловича Соловьева безвозмездно передала ему 17 картин отца: хронику выживания и героического противостояния ленинградцев. Обрамленные красивыми багетами, полотна заиграли новыми цветами в конференц-зале лицея, где проходила встреча. Там же поместили 7 больших, специально написанных портретов ветеранов блокады: со стен на нас смотрели М.А. Александров, Н. И. Имшенецкий, Т. Б. Байзаков, Х. А. Калимов, А. З. Быстрицкая, В. В. Образцов и, конечно, Иван Михайлович Соловьев.
В память о друге я организовал мини-музей на Станции юных техников Ленинского района столицы, где руковожу фотокружком. Выставил подаренные им картины «Зимний пейзаж», «Натюрморт с фруктами», репродукции других его работ, разместил вырезки газетных статей о нем и книги, посвященные Великой Оте-чественной войне и блокадному Ленинграду.
Пока мы помним, мы живем.

Владислав ШИШКАНОВ.
Подготовила Кифаят АСКЕРОВА.
г. Бишкек.






Добавить комментарий