Main Menu

Бишкек должен научиться разумно тратить средства

Формирование любого бюджета, по логике, должно быть непреходящим интересом общества. В последнее десятилетие в Кыргызстане многое сделано для повышения  прозрачности и подотчетности бюджетного процесса на всех уровнях. Граждан интересует ряд простых и одновременно сложных вопросов: размер казны в минувшем году, сумма заработанных доходов, направления расходов и их целесообразность, а также составные доходно-расходных частей бюджета 2015 года и многое другое. Столь же актуальны и темы городского, в данном случае бишкекского, бюджета. Об изменениях текущего и стратегического характера в формировании бюджета столицы рассказывает известный эксперт финансист Асылбек Чекиров.

1     — Вспомним реалии прошлого бюджетного процесса и причины для  изменения бюджетной политики в Бишкеке. Эксперты уже много раз подчеркивали, что отдельные депутаты, политики, чиновники, которые до сих пор трактуют ситуацию в Бишкеке по-старому, находятся в плену двух главных мифов, причем противоположных.
Первый миф: государство в лице правительства обманывает жителей столицы, на территории которой собирается огромная сумма денег, но город получает из них скудную часть, Минфин выделяет гораздо меньшие деньги, чем требуется. Это несправедливо, поэтому и живем плохо. Второй миф диаметрально противоположный: в бюджете все нормально, все честно, вся страна живет по единым правилам, но давайте научимся свои деньги правильно тратить и жить по средствам. Но где же истина? С 2007 года республиканский Минфин деньги не распределяет, а только устанавливает правила игры. Распоряжается же деньгами Казначейство, а плательщиком является человек.  Поэтому мы не согласны с утверждением, что правительство нас обманывает, давая меньше, чем может и чем нам надо.
Структура бюджета Бишкека состоит из доходов и расходов. Первые — это налоги, неналоговые платежи, трансферты и спецсредства. Вторые — зарплата, налоги и отчисления в Соцфонд,  траты на капитальные нужды, текущие расходы.  По классической схеме доходы должны быть равны расходам. Источники доходов — общегосударственные налоги, куда входят подоходный, налог с продаж, налог за добровольный патент и доход от обязательного, единый, и налог на недра (кроме стратегических  запасов: золота, нефти, газа). Местные налоги включают земельный, налог на имущество, неналоговые платежи, трансферты. В 2014 году доходы столичного бюджета составили 6,9 млрд. сомов, а в 2015-м, по недавно утвержденным данным, чуть менее 7,7 млрд., налоги в этой сумме составляют 89%, неналоговые доходы — 6, спецсредства — 5.
Сторонники первого мифа требуют больше выделять денег для столицы или увеличить  ее долю  в  бюджете. Но доля Бишкека и сейчас составляет 51% (в этом году 7,7 млрд.), а на все остальные муниципалитеты страны, которых на сегодня 452 (Ош, 35 малых городов и села) приходятся 49 %. Наша позиция: Бишкеку больше и не надо, давайте научимся  разумно тратить! — призывает эксперт Чекиров.
Также он отмечает важный момент: в Бишкеке собираются налоги, часть (львиная) которых городу не принадлежит. Это наработанные на всей территории страны  налоги от горнорудных компаний, от «Газпрома» за каждый литр бензина,  от телефонных провайдеров, наконец, и от «Кумтора», к Бишкеку никак не относящегося. И сейчас серьезно идет речь о том, что горнорудные компании следует   выводить по налогам по месту их нахождения, а не в столицу.
А. Чекиров подчеркивает: доходы бюджета города  растут постоянно, потому что развивается экономика, растут цены (а значит, и налоги). В  этом году  темп роста по ключевым налогам (подоходному и с продаж) составляет 122 %. По местным (на имущество и земельный налог) — рост 112,6 и 103,4% соответственно. А неналоговые платежи и спецсредства прирастут на 120%.
Основные изменения в бюджете Бишкека в 2015 году произошли по расходам. Конституция, закон о местном самоуправлении и ряд других четко разграничивают обязательства государства и местных органов власти. Если прерогативой государства являются оборона, безопасность, образование, соцзащита, здравоохранение, МЧС и т. д., то органы МСУ отвечают за дороги, освещение, воду, вывоз отходов, развитие культуры и спорта, теплоснабжение  и т.д.
— В последние два года в стране идет реформирование госуслуг. Их число сокращается, а по оставшимся четко регламентируются стандарты  —  они уже введены по образованию, здравоохранению и т.д. Не важно, кто на сегодня оказывает услугу  в сфере здравоохранения или образования, ответственность в конечном счете за государственным органом — за итоговый результат.  Причем законом запрещается перемешивать  расходы на госуслуги со стороны государственного и местного бюджетов. На этом построена новая бюджетная политика Бишкека. Отметим, что 64% расходов  — на образование, здравоохранение, соцзащиту, отдельные элементы безопасности. И новая бюджетная политика направлена на то, чтобы вернуть бюджетный процесс в русло закона.
—  Что изменилось в расходах столицы? Во-первых, исчез сектор расходов на безопасность.  Город до этого года содержал на своем бюджете 650 милиционеров — сотрудников МВД. Передача их из городского бюджета позволила оставить городу на развитие более 100 млн. сомов. Второе важное изменение — впервые за последние годы ЖКХ перешло по ассигнованиям на второе место (с третьего) после образования, обогнав здравоохранение. По закону, ЖКХ — главная функция органов МСУ. В этом году на данную важнейшую сферу выделяют 1,92 млрд. сомов, рост составил 134 %.  И МСУ согласны, что приоритет  именно у этой сферы. По капвложениям расходы запланированы в размере 642,6 млн. сомов с ростом 158%.
И горожане, наверное, уже заметили рост активности  — в некоторых районах ремонтируют канализацию, перекрыт ряд дорог — идет освоение капвложений на благоустройство Бишкека. Хотя есть небольшие неудобства в виде перекрытых дорог, это временно, —  говорит эксперт.
А. Чекиров отметил, что удивлен высказываниями некоторых политиков, называющих городской бюджет социально ориентированным. «На мой взгляд, это популизм. Таковым должен быть, без сомнения, республиканский бюджет. Государство за это отвечает. Но если в законе прописано, что городской бюджет отвечает за вывоз мусора, освещение улиц, работу кладбищ и т.д., не надо обманывать   людей якобы его социальной ориентированностью.  Такие лозунги-обращения к избирателям, еще раз повторю, популизм, — утверждает эксперт. — Если у нас оба бюджета социально ориентированы, кто тогда будет заниматься мусором и иными проблемами города? Сейчас мэрия держит в этом жесткую позицию — местный бюджет не должен быть социально ориентированным, и это указано в законе».
— Что касается расходов местных органов на соцзащиту, то именно в 2015 году запланирован рост  по этой статье: объем составит 320 млн. с ростом 111,2 %. Это третье важное изменение. Также очень важный шаг — перевод здравоохранения на республиканский бюджет. Это будет стоить республике 1,1 млрд. сомов.  Этому шагу очень сопротивлялся Минздрав, создавались иные различные схемы. Такое  решение не самое лучшее, но компромиссное. «Подушка безопасности» столицы до недавнего времени составляла всего 400 млн. сомов, что означало: если в городе случится крупное ЧП, Бишкек станет надолго дотационным городом, — говорит Чекиров. — Сейчас на очереди стоит образование, и правительство согласилось взять его на свой баланс. До 2018 года город отдаст республиканскому бюджету и сферу образования, в результате сэкономленные деньги пойдут на оздоровление и благоустройство столицы, чего давно ждут жители.
Новая бюджетная политика Бишкека включает семь пунктов:
1. Формирование доходов на основе  экономических показателей.
2. Улучшение администрирования налогов.
3. Оптимизация расходов: сокращение, разграничение полномочий.
4. Новая инвестиционная политика.
5. Открытость бюджетного процесса.
6. Деконцентрация  финансовых ресурсов на уровень районов и МТУ.
7. Вовлечение граждан в формирование планов работ МТУ и планов развития района, в т.ч. по бюджетным вопросам.
— Теперь изменится порядок управления административными районами, основным положением становится гармоничное сочетание деконцентрации финансовых ресурсов и децентрализации — участия граждан в бюджетном процессе. Деконцентрация подразумевает передачу управления от мэрии до МТУ. Децентрализация — передача права управления гражданам. Эти два момента уже реализуются в Бишкеке, — доволен аналитик.
В числе особенностей нового порядка управления городом ключевая задача — перейти от режима выживания к режиму развития. Запросы горожан будут решаться на каждом уровне (мэрия — район — МТУ). В числе новых инструментов развития — планы работ МТУ, программы развития района, муниципальный заказ, бюджет района, мониторинг работы органов власти жителями города.
Эксперт подчеркнул, что Бишкек должен перейти из статуса  города, принимающего донорскую помощь, в статус активного участника инвестиционного процесса.  Сейчас идут переговоры со Всемирным банком по инвестициям на покупку новых троллейбусов, в последние месяцы сдвинулась наконец с места ситуация с мусорными полигонами, все никак не решавшаяся с 2013 года, благодаря изменению концепции управления городом.
Как сообщил А. Чекиров, отныне в соответствии с законом о статусе Бишкека районы столицы будут называться административными районами, а акимиаты —  муниципальными районными  администрациями.   Вводится понятие «муниципальный заказ», включающее перечень работ,  которые требуется сделать на территории района, чтобы его жителям хорошо жилось. Теперь держателем этого заказа будет не мэр, как раньше, а аким, который хозяйским взглядом окинет   подведомственную территорию и посчитает, сколько нужно организовать  детских площадок,  сколько километров сделать ямочного ремонта дорог, сколько установить арычных лотков, сколько включить ламп, сколько требуется району дворников. Муниципальные заказы будут  продаваться муниципальному предприятию («Зеленстрою» или «Тазалыку») или частнику. Финансировать аким будет не ремонт дорог или вывоз мусора, а достигнутые результаты. К примеру,  глава  муниципальной районной администрации сформулирует задачу: на 67 улицах его района нужно два раза в неделю вывозить мусор. Экономисты посчитают, сколько для этого надо машин, людей, ГСМ, времени, сколько стоит забор  мусора. Допустим, сумма заказа определится в 50 миллионов, затем этот расчет аким выставляет на торги.  И тогда, уверяет эксперт, уйдут из обихода понятия «выгодный» или «невыгодный» маршрут.  Аким фактически покупает услугу на деньги из горбюджета. Но средства не будут распыляться по районам, как раньше.  Повышается заинтересованность акимов в «выращивании» на своей территории богатых налогоплательщиков и улучшении администрирования (сбора) налогов. Задача акимов — и в создании будущих поставщиков услуг. Так что и  к акимам теперь предъявляются новые требования.
Что касается мэрии, то в  ее бюджете остаются средства только на капстроительство (школ, дорог,  светофоров и прочего, перечень сейчас определяют специалисты) плюс содержание аппарата. Все остальное отдается на уровень районов.
Остается добавить:  народ  Бишкека так хочет верить в то, что наш любимый город наконец обретет более цивилизованный вид без дорожных ям, высохших газонов, мусора и прочего. Но народная мудрость гласит: гладко было на бумаге, да забыли про овраги. Как же хочется надеяться на позитив!

Елена МЕШКОВА.
Фото предоставлено Институтом политики развития.





Добавить комментарий