Main Menu

ЗНАКОВЫЕ ФИГУРЫ. Повысят ли они рейтинги партий?

Предвыборная кампания набирает силу. Однако отличительной её чертой на текущий момент является вовсе не работа с электоратом — похоже, в регионах она пока ограничилась проведением так называемых партийных ярмарок, кпд от которых ничтожен. А сами соискатели депутатских мандатов — и партии в целом, и отдельные их субъекты — всецело заняты поиском «лучшей доли». 

То и дело слышим о «перебежчиках» из одной партийной группировки в другую. Неустойчивость партийных составов, желание переметнуться туда, где больше шансов попасть в партийные списки под благовидным предлогом «укрупнения» и «усиления», говорят более всего, что «партийное строительство» у нас в стране активизируется в период предвыборных баталий. Партийные ряды хрупки, их членам не свойственны чувства преданности и верности избранной групповой идее, строгая партийная дисциплина, как прописано в уставах. Отсюда не трудно сделать вывод, что многопартийность у нас в стране — тоже весьма условное понятие, полностью зависящее от сиюминутных интересов топовых политиков и вверенных им коллективов «единомышленников». Но если еще недавно речь шла о коллективных демаршах, преследующих  цель присоединения к более ангажированной партийной группе типа «Ата Мекен» и СДПК, то сейчас их лидеры делают ставку на привлечение в свои ряды отдельных знаковых фигур, способных так или иначе повлиять на имидж партий и усилить их позиции как внутри страны, так и за ее пределами.

 «ЭКС» ДЛЯ СОЛИДНОСТИ

     Буквально на днях стало известно, что экс-премьер Джоомарт Оторбаев пойдет на выборы в списках «Ата Мекена». Казалось бы, ничего особенного, ведь его и так считают ставленником социалистов. Эксперты уверены, что дополнительных голосов он партии не принесет, так как в должности премьера имел, мягко говоря, много нареканий. Кстати, в «Ата Мекен» вошел и экс-глава Минюста Алманбет Шыкмаматов. По поводу этих двух «новобранцев» весьма скептически высказался политолог Марат Казакпаев, подчеркнувший, что они оба «неудачно поработали на доверенных им должностях». «…Да и в целом ставленники социалистов проявляют себя не очень хорошо. Ничего положительного в этой новости я не вижу, потому что ничего не изменится, старые кадры остаются. «Ата Мекен» не способна толково работать, в её силах только плести интриги. Ее участники борются только за собственные интересы. А власть в партии сконцентрирована в одних руках — Омурбека Текебаева», — уверен он.
Иначе смотрит на ситуацию экс-депутат Исхак Масалиев, считающий, что «Ата Мекен» решила использовать «международный ресурс» экс-премьера. «Он не публичный, интеллигентный человек, не думаю, что принесет много голосов партии. Ну, конечно, определенная часть интеллигенции пойдет за ним и проголосует за социали-стов. Но «Ата Мекен» больше заинтересована в международных связах Оторбаева. Ведь за рубежом Джоомарт Каипович достаточно уважаемый человек. Кроме того, звание экс-премьер-министра придает определённую солидность партии», — считает он.
Последняя фраза вызывает по меньшей мере недоумение — какую «солидность» могут принести партии «бывшие», да еще с репутацией «не очень хорошо поработавших»? У электората к приставке «экс» отношение однозначно негативное. Впрочем, господина Текебаева это, похоже, не очень удручает. Если он даже не исключает, что беглый экс-мэр Оша Мелис Мырзакматов может быть выдвинут на выборы от «Ата Мекена». Правда, сейчас партийный лидер более осторожен в высказываниях, подчеркивая, что этот момент пока в состоянии неопределенности… При этом не разъясняется, у кого этой «неопределенности» больше — у него как вожака партии или у экс-мэра как фигуранта уголовного дела? Ведь совсем недавно эксперт по правовым вопросам Светлана Осауленко компетентно заявила, что обвинения с Мырзакматова сняты не будут и уголовное дело не закроют, даже если вдруг он станет парламентарием: «Он может вести свою предвыборную деятельность под подпиской о невыезде. Пока судом не будет доказана его вина, он может принимать активное участие в политической жизни страны. Но если Мырзакматов станет депутатом и его вина будет доказана, то его автоматически лишат неприкосновенности, и он понесет установленное судом наказание», — уверяет она. Осталось только отыскать на мировых просторах беглого подследственного и принудить вести предвыборную работу под подпиской. В свете этих разъяснений можно предположить, что в большей растерянности пребывает экс-мэр, видимо, понимающий, что «как не кинь — всюду клин»: конечно, мечты о статусе парламентария сильно греют, но стоит ли рисковать, коли надеждам на неприкосновенность осуществиться не дано?
И вот самая свежая новость — в ряды партии «Кыргызстан» вступил Султан Раев — известный драматург и режиссер, экс-министр культуры. И вот в этом случае эксперты единодушны: столь весомая фигура несомненно усилит позиции «Кыргызстана». Видимо, очень рассчитывают на это и партийцы — Раева сразу же включили в политсовет и предложили координировать работу Кара-Сууйского представительства. Комментируя свой выбор, новый «кыргызстанец» подчеркнул: «Партия «Кыргызстан» — сравнительно молодое политическое объединение, цель которого — укрепление государственности и стабильности в обществе, подготовка к экономическому и социальному подъему Кыргызстана»… Что ж, поживем — увидим, насколько планы партии совпадут с ее действиями.
Между прочим, ранее в партию «Кыргызстан» вошел еще один «экс» — бывший заместитель генпрокурора Темирбек Бекмаматов. «Солидность» партии растет прямо на глазах.

КОММУНИСТЫ СЕБЯ «АННУЛИРОВАЛИ»

     Как известно, еще в апреле старейшая партия страны на своем очередном съезде приняла поистине историческое (и одновременно самоубийственное) решение не участвовать в предстоящих парламентских выборах. На нем же «возникли серьезные разногласия», суть которых сводилась к одному — хоть ПКК и «наложила на себя руки», тем не менее у многих коммунистов осталась мечта о парламентских мандатах. Могут ли эти «желающие» баллотироваться по спискам других партий?        По свидетельствам СМИ, думали они, думали и решили, что если нельзя, но очень хочется, то можно. Даже «не нарушая устав собственной партии». Прямо-таки соломоново решение!
Тут же последовало признание бывшего лидера коммуни-стов Исхака Масалиева, дескать, проанализировав ситуацию, он понял, что участие в выборной гонке в качестве лидера ПКК для него неприемлемо. Типа — провал станет ударом по всем коммунистам. А поскольку он (провал) неизбежен, то экс-коммунист решил баллотироваться от партии «Онугуу Прогресс». Подозреваю, что от этого «исторического» решения отцы «марксизма-ленинизма» перевернулись в гробах. Напомним, что И. Масалиев был бессменным вожаком отечественных коммунистов с 2005 года и только в мае сего года добровольно сложил полномочия, убедив своих соратников, что «незаменимых нет». Догадываюсь, что отнюдь не партийной скромностью был продиктован этот шаг: будь ПКК на взлете, имей она реальные шансы пробиться в парламент — подобная формулировка была бы уместна и вызвала уважение, а в той ситуации, которая сложилась сейчас, это очень напоминает побег с тонущего корабля. Признаемся наконец, что партия держалась до сих пор на авторитете ее лидера, и как она «выплывет» в новых условиях — вопрос, мне кажется, ясный — никак. Можно с уверенностью говорить, что коммунисты как партийная единица сошли с политической арены страны. Ситуацию не спасают уверения И. Масалиева, что он не намерен отрекаться от идей коммунизма — в рядах другой партии, с ее уставом и программой эти идеи переводятся в категорию хобби, не более.
Объясняя свое вступление в «Онугуу Прогресс», Масалиев не удержался от кокетства: «Мне поступало большое количество предложений от разных партий, и, внимательно изучив их программы, я остановил свой выбор на «Онугуу Прогресс». На мой взгляд, эта организация занимается реализацией проектов, которые сейчас наиболее актуальны для простых граждан…».

Вот так — бывший коммунист прямо нарасхват. И нет сомнений, он устроит свою судьбу как нельзя лучше. А вот насколько укрепится авторитет партии за счет его «вливания» в новые ряды, станет ясно после выборов. Но уже сейчас слышно недовольство старшего поколения, большую часть жизни строившего коммунизм, таким поведением сбежавшего лидера. И то, что эта часть электората для экс-коммуниста (а значит, и для приютившей его на выборное время партии) потеряна, можно не сомневаться.

КТО ЕЩЁ ГОТОВ К ИЗМЕНЕ?

     Вообще, ситуация с «перебежчиками» вполне себе водевильная. И терминология соответствующая — «верность», «измена»… Но если, например, «Ата Мекен» и СДПК даже в этом жанре выглядят вполне благополучно, то о других этого не скажешь. Те, что поменьше, вообще могут исчезнуть с политического поля страны.
Ранее сообщалось, что партия «Ак-Ниет» намерена раствориться в недрах СДПК, но сейчас выясняется, что она всего лишь будет помогать ей в предвыборной гонке. И только ее лидер Дастан Бекешев, как он сам признался, уже «окончательно и бесповоротно» в списках социал-демократов. Попадет ли еще кто-нибудь из акниетовцев в эти «списки счастья», выяснится, как сказал Д. Бекешев, «по ходу дела». Формулировка насколько неопреленная, настолько и многообещающая. Свою же приверженность СДПК он объяснил просто: «Я предпочел пойти на выборы от этой партии, потому что за пять лет СДПК была одной из самых устойчивых фракций, несмотря ни на что. Кроме того, Президент страны сделал очень многое для развития Кыргызстана». Что касается СДПК, то тут Бекешеву рады. Например, депутат от социал-демократов Замирбек Алымбеков считает, что тот положительно отличился за время работы пятого созыва: «Он деятельный законотворец, поэтому мы будем только рады его присоединению к нам. В целом я не думаю, что наша партия будет с кем-то объединяться. Мне кажется, что к нам будут присоединяться отдельные личности, как Бекешев…», — заметил он.
Кстати, интересно отреагировал на хэдхантинг главы «Ак-Ниет» Феликс Кулов: «Ну что ж, я считаю, что таким образом идет укрепление СДПК за счет партии «Ар-Намыс». Как выясняется, у нас есть хорошие кадры, которых не хватает другим… Все эти депутаты уходят как союзники, а не как враги и благодарят партию за возможность стать депутатами, что расцвели на нашем политическом поле», — иронизировал он. Не пугает лидера «Ар-Намыса», что такими «уходами» его детище обескровят: «Во-первых, я рад, что наши кадры востребованны. Во-вторых, на их место придут еще более сильные», — пообещал политик.
Есть и такие «перебежчики», которые пока вроде как «выбирают». Арнамысовец Анвар Артыков, атажуртовцы Дастан Джумабеков и Азамат Аралбаев точно знают, что вступят в борьбу за парламентский мандат, но вот пока не решили, от какой партии. Такая туманная неопределенность предполагает только два варианта: либо выбор слишком велик, либо его нет совсем. Эксперты склоняются к последнему.

ДАЁШЬ МОЛОДЕЖЬ!

     Не остались в стороне от предвыборного ажиотажа и юные члены партийных формирований. На прошедшей неделе молодежные крылья восьми партий объявили о своем намерении объединиться. Чтобы, значит, избежать манипулирования со стороны партийных лидеров. Молодые, но весьма амбициозные политики не согласны быть на задворках партийной жизни, а поскольку «гуртом и батьку бить хорошо», предпринимают попытки укрупнения. Может, пойти дальше и наконец создать что-то вроде комсомола? Ведь хотя в советской табели о рангах он и считался «юным другом КПСС», но представительство в советах всех уровней имел гарантированное. И хоть голоса из его рядов звучали в унисон с «руководящей и направляющей», но право-то было неукоснительным. В современных условиях, когда уровень гласности полностью зависит от желания субъекта, такая форма молодежного объединения была бы весьма продуктивна. Сейчас же молодежная инициатива полностью растворена в недрах партийных группировок, где, чего греха таить, действует правило аксакала. Сколько времени должно пройти, чтобы из «молодежного крыла» выбиться хотя бы на последние строчки предвыборных списков партий, не говоря уже о лидирующих позициях?
Одна из молодежных активисток Айсулуу Курманбекова считает, что хоть молодые люди и надеются, что когда-нибудь станут лидерами партий, молодежные крылья которых сейчас представляют, сегодняшнему руководству партий не позволят «манипулировать своими голосами для достижения личных целей»: «Я понимаю опасения своих сверстников, почему они не хотят участвовать в политике — боятся, что более опытные люди могут украсть их идеи. Но нужно понимать, что только амбициозный, трудолюбивый человек может построить себе карьеру на партийном поприще и не позволить старшим товарищам использовать себя», — заявила она. Ей вторит другой молодой активист Айдыл Бактыбек уулу, выразивший надежду, что в новый парламент «придут силы, готовые реформировать систему образования, и будут проводить политику по продвижению молодежи». Ну-ну… надежды юношей питают… Судя по тому, как «зрелые мужи»  мечутся между партиями в стремлении попасть в списки на избрание, новому парламенту будет тоже не до чаяний и надежд молодежи. Как говорится, спасение утопающих — дело рук самих утопающих.

У ПРЕЗИДЕНТА ПРОСЯТ ОТСРОЧКУ

     Что касается даты выборов, то с нею опять неразбериха. Лидер партии «Ар-Намыс» Феликс Кулов направил Президенту письмо с просьбой определить 1 ноября днем выборов. В качестве аргумента — постановление Верховного суда от 2005 года, согласно которому срок депутатских полномочий отсчитывается с того месяца, когда ЦИК огласил результаты выборов, а не со дня голосования. Однако существует конституционный Закон «О выборах президента и парламента», где четко указано, что срок избрания депутатов истекает в тот месяц, когда проходило голосование. «То есть предстоящие выборы должны состояться 4 октября, — разъясняет член ЦИК Алмаз Асаналиев. — Есть некие разночтения в Основном законе. Но мы свое предложение уже отправили Президенту страны. Дело в том, что если следовать логике Кулова, то каждые 5 лет у нас выборы будут сдвигаться, грубо говоря, на месяц. Это как Орозо айт. И может получиться так, что какой-нибудь созыв просидит в парламенте 6 лет. Поэтому, согласно закону, выборы должны пройти в октябре». И добавил, что если правительство не успевает с подготовкой, то ЦИК готова перенести выборы на 24 или 25 октября… Вообще, странная арифметика: если возможно перенести на 25 октября, то почему не на 1 ноября? Насколько существенна неделя, разделяющая эти две даты? Что она дает? Тем более что, как заметил член ЦИК, в Основном законе все же на этот счет имеются разночтения. И столь ли существенна для действующих пока депутатов та неделя, на которой так настаивает господин Кулов? Создается впечатление, что этот спор ради спора. И насколько несущественны аргументы сторон, настолько бестолков и сам спор. Впрочем, решать Президенту. А мы ждем-с…

Татьяна ПОПОВА.






Добавить комментарий