Main Menu

Вода как мера справедливости

Необходимо идти на компромиссы, чтобы решить продолжающиеся водные проблемы Центральной Азии. Так считает директор Центральноазиатского проекта Международной кризисной группы госпожа Дейрдре ТАЙНАН. Группа недавно опубликовала доклад «Бремя воды для Средней Азии», и директор предложила «СК» опубликовать их взгляды на пути справедливого разрешения распределения водных ресурсов в регионе. 

Со времени распада Советского Союза доноры потратили миллионы, пытаясь помочь решить хронические водные и энергетические проблемы Центральной Азии. Но, как считают международные эксперты, Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан фактически упустили предоставленную им возможность. Теперь как самим странам региона, так и тем, кто хотел бы помочь им (западным странам, России) необходим поиск новой стратегии.
После двух с лишним десятилетий независимости миллионы людей в регионе сейчас все еще не имеют доступа к чистой воде. Кыргызстан и Таджикистан могут вновь столкнуться с дефицитом энергии в этом году, несмотря на их огромные возможности по производству гидроэлектроэнергии. Есть случаи, когда водоснабжение провоцирует столкновения на границах в орошаемой Ферганской долине. До сих пор эти стычки были ограниченными, но всегда есть риск цепной реакции. Смогут ли вовремя справиться правительства стран Центральной Азии с ней? Вопрос…
Кыргызстан с низким уровнем воды в Токтогульском водохранилище стоит перед дилеммой. Из своего и без того дефицитного бюджета пытается оплатить закупки электроэнергии в соседних странах. Прошлой зимой кыргызстанцам настоятельно рекомендовали закупать уголь для отопления домов. Однако 37 процентов населения живут в бедности, часть населения проживает в многоквартирных домах, где нет возможности использовать открытый огонь. В одной из самых низкодоходных областей страны — Баткенской — люди собирают на улицах сухостой, заготавливают загодя дрова, сушат в качестве топлива навозные лепешки. Бесперебойное освещение осталось только в Бишкеке. Ну а планы о возможном повышении стоимости электроэнергии только приведут к дальнейшему недовольству населения.
В Таджикистане рядовые граждане зачастую получают электроэнергию в течение трех часов в сутки. Но наблюдатели отмечают, что в особняках политической и экономической элиты страны освещение не гаснет круглый год.
Такое отсутствие базовых услуг и падение уровня жизни вызывают понятный общественный гнев и создают новые угрозы для стабильности.
Досадно, что тем не менее государства региона не меняют выбранный ими курс в вопросах водоснабжения. Предыдущие соглашения о разделе водных ресурсов, в основном сформированные по образцу договоренностей советской эпохи, на сегодня неэффективны и не работают.
Хлопководство, требующее интенсивного орошения, остается основным источником дохода узбекского правительства в иностранной валюте. Находящиеся выше по течению Кыргызстан, Таджикистан и располагающийся ниже Узбекистан видят друг в друге не партнеров, управляющих общими ресурсами, а, скорее, противников, действующих в ущерб интересам соседей. По этому вопросу проводились регулярные встречи, есть масса постсоветских соглашений о разделе водных ресурсов, но ни одно из них не является юридически обязательным. Так что страны в этом вопросе продолжают все больше отдаляться друг от друга в принятых позициях.
К примеру, правительство Узбекистана в прошлом неоднократно использовало экономическую блокаду, чтобы оказать давление на соседей. Ташкент полагает, что Бишкек и Душанбе, возможно, планируют сделать то же самое в водном вопросе. Кто может гарантировать, что конфликт не обостриться со временем, не начнутся более активные выступления против строительства новых ГЭС и водохранилищ, планируемых в Кыргызстане и Таджикистане. Президент Узбекистана Ислам Каримов уже не раз выражал свои возражения и предупреждал о возможности конфликта и даже открытых столкновений на водной почве. Если летом этого года вода будет удерживаться в Токтогульском водохранилище, тысячи узбекских фермеров сильно от этого пострадают.
Проблема заключается не столько в том, что воды не хватает, а в том, как она используется. Очертания возможного соглашения, которого должны требовать доноры и международное сообщество, ясны. Узбекистан должен убедительно пообещать, что он положит конец массовым потерям воды из-за устаревших методов орошения и неудачных методов ведения сельского хозяйства. В то же время Кыргызстан и Таджикистан должны взять на себя обязательства ответственно управлять водохранилищами, искоренять коррупцию и неэффективное управление. Эти обязательства сторон и должны стать началом процесса урегулирования водного вопроса.
Международные доноры, включая Россию, в качестве члена Всемирного банка и Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе должны настаивать на уголовном преследовании за хищение миллионов долларов денежной помощи, выделяемой на водные проекты.
Тогда как сами проекты должны быть нацелены на работу через местные подразделения правительств стран. Финансирование городских и сельских проектов по водоснабжениию должно самым прямым образом зависеть от успешного применения мер по борьбе с коррупцией. Доноры крупных ГЭС должны настаивать на строгом финансовом надзоре и полной реформе энергетического сектора.
Россия как ведущий инвестор крупных ГЭС в Кыргызстане должна настаивать на жестком надзоре используемых средств и кардинальной реформе энергетического сектора. Камбар-Атинская ГЭС-1 и Верхне-Нарынский каскад ГЭС имеют потенциал для преобразования производства энергии в Кыргызстане, но при их себестоимости свыше трех миллиардов долларов жизненно важно не допустить, чтобы проекты стали местом для расцвета взяточничества и коррупции или были сорваны из-за бюрократических проволочек.
Факт достижения нового работающего регионального водного договора потребует много времени, но уже сейчас необходимо начать движение в этом направлении. Для начала Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан должны сосредоточиться на первых шагах по достижению согласия о четком двустороннем документе об использовании воды и ускорить затянувшийся процесс делимитации границ, отступить от конфронтации в спорных районах. Трансграничная инфраструктура и проекты  управления водными ресурсами также должны пройти определенный путь, чтобы ослабить напряженность в Ферганской долине.
Если более успешные двусторонние соглашения будут заключены, они в конечном итоге могли бы сформировать платформу для регионального соглашения. Россия, другие члены международного сообщества и доноры должны использовать все имеющиеся у них рычаги, чтобы убедить страны Центральной Азии встать на этот путь, изменить динамику, которая может угрожать прямыми конфликтами и даже вооруженными столкновениями на границах и тем самым заложить основы всеобщего процветания и справедливого водоснабжения.

Дейрдре ТАЙНАН,
директор Центральноазиатского проекта  Международной кризисной группы.

 






Добавить комментарий