Main Menu

Здоровые дети — надежное будущее

Здоровье народа, как известно, является показателем развития общества, при этом оно — состояние полного физического, умственного и социального благополучия, а не только  отсутствие болезней или физических дефектов. Это дело первостепенной важности как для индивида, так и для государства.

Поэтому необходимо формировать уже в школе желание быть здоровым и стимулировать стремление к здоровому образу жизни, учить рациональному поведению в конкретных условиях жизнедеятельности.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) считает, что если бы население мира придерживалось рекомендации по здоровому образу жизни, то человечество имело бы такие достижения в показателях здоровья, которые можно было бы сравнить с фундаментальными открытиями в области медицины.
По данным ВОЗ и проведенными исследованиями установлено, что здоровье человека зависит от образа жизни — 55%; от наследственных факторов — 18%; от среды — 17%; от состояния здравоохранения — 10%.
Считается, что эти факторы в различной степени управляемы. В возникновении большинства заболеваний и болезненных состояний считается виновным сам человек, его низкая санитарная культура.
Основными нормативными документами, определяющими право на здоровье населения в Кыргызстане, являются Конституция КР, закон об охране здоровья от 2009 года, закон об общественном здравоохранении от 2009 года, Кодекс КР о детях от 2006 года и др.
В течение 2013-2014 годов  я посетила школы Бишкека, чтобы выяснить, как проводятся уроки здорового образа жизни.
В целом программа обучения по курсу ЗОЖ в школах ведется на основе совместного плана мероприятий в рамках проекта «Здоровые школы», реализуемого совместно с Министерством здравоохранения. Один раз в неделю классные руководители 1-11-х классов проводят тематические мероприятия. В проект была включена 21 школа по республике. Было выпущено методическое пособие для учителей общеобразовательных школ «Культура здоровья» на русском и кыргызском языках.
Что же я увидела в тех школах, где побывала? В каждой  оформлен уголок здоровья и в каждом классе свой по темам ЗОЖ.      Учебно-методического пособия нет, но очень много дополнительного раздаточного  материала: плакатов, статей, лекционного материала, который поступает по линии МЗ и международных организаций. В преподавании участвуют и медицинские работники городского центра укрепления здоровья или центров семейной медицины.
Процесс обучения курсу ЗОЖ предусматривает лекционные и практические занятия, учебные экскурсии, различные виды творческих работ, написание рефератов и сочинений, беседы, анкетирование, мини-лекции, беседы врачей отдельно с девочками и мальчиками, проведение спортивных эстафет и соревнований по футболу, волейболу.
Вместе с тем все учителя отметили, что трудно работать без методических пособий. Кроме того, отсутствие  единой учебной программы осложняет  работу с 10-11-ми классами, так как их интересуют подростковые вопросы, и полового воспитания в том числе.  Со слов учителей, учащимся  нравятся уроки здоровья. Но одного часа в неделю  недостаточно, предлагают увеличить его до двух часов.
За 20 лет в Кыргызстане по программе ЗОЖ работали и работают различные проекты, в рамках которых были выпущены методические пособия для классных руководителей;  обучены учителя, заместители  директоров по воспитательной части   на семинарах-тренингах, на которых тоже предлагали раздаточные материалы по теме семинаров. Но, несмотря на это,  главной остается проблема:  нет конкретных утвержденных часов и нет стандартного учебного плана по ведению уроков ЗОЖ.  Каждая школа само-стоятельно разрабатывает программы, и на методическом совете школы директор утверждает их.  Классные руководители проводят классные часы в среднем 2 раза в месяц, что никак не отражается на  эффективности  урока.   Мы изучаем и адаптируем  опыт других стран, используя их инновационные подходы. С одной стороны, это хорошо, потому что мы используем новые методики: интерактив равный-равному и т.д.
Но у кыргызов очень богатые история,  культура,   язык, традиции. Почему бы нам не разработать материал на основе традиционных культурных ценностей  кыргызского народа и на уроках ЗОЖ преподносить темы гигиены,  взаимоотношений старших и младших, семейных традиций здорового питания, любви к  окружающему  миру.   Наши предки  питались здоровой пищей: молоко, айран, кымыз, жарма, хлеб из натуральной  муки пекли на  открытом огне, мясо (баранина, конина,  телятина). Целый день занимались физическим трудом: выпас скота и уход за ним. Общение между ними было открытым и  живым,  они жили дружно: старшие по возрасту решали общие проблемы,  младшие слушались и выполняли задания старших. Все друг друга знали и старались помочь, обменивались своим жизненным опытом.
Эти же традиции сохранились по сей день. Предлагаю на основе наших традиций разработать концепцию и учебную программу по ЗОЖ для общеобразовательных школ нашей республики, применяя  сравнительные элементы из жизни кыргызского народа, дать иллюстрации, рисунки учащихся.  Думаю, это будет хорошая связь с историей,  географией  и языком.

Д. ЖУМАБАЕВА,
научный сотрудник лаборатории педагогики
и профессионального образования КАО.



« (Previous News)



Добавить комментарий