Main Menu

Таможенный союз: не все вопросы заданы и не все ответы получены. Готов ли Кыргызстан на все 100% к преодолению новых трудностей?

В Бишкеке прошла многочасовая  дискуссия  за круглым столом на тему «Таможенный союз: требования к внешнеэкономической деятельности». Ее  участники — представители бизнес-сообществ Кыргызстана и Казахстана, госчиновники, регулирующие внешнеторговую деятельность двух стран, независимые эксперты. Организаторами выступили Минэкономики Кыргызстана при технической поддержке программы Германского экономического сотрудничества (GIZ) «Содействие региональной торговле в Центральной Азии».

Подводные камни, пороги и водопады ЕАЭС

images     Кто лучше, чем бизнесмены Казахстана,  может всесторонне консультировать наших предпринимателей  о сложностях вступления в ТС, о подводных камнях, водопадах и порогах на этом тернистом пути? Казахстан начал продвижение по этой дороге с 2010 года, а с середины 2011-го подключился  уже в полном объеме.                                          Цель организованной в Минэкономики КР дискуссии — предоставление бизнес-сообществу  всеохватывающей  и объемной информации об изменениях в сфере ВЭД. Эти перемены  охватывают регулирование сферы внешней торговли, таможенные процедуры, новые требования к налогообложению, статистическому учету, сценарии тарифного и нетарифного регулирования ВЭД, сертификацию товаров,  соблюдение экологических, фитосанитарных и ветеринарных мер.
Глава Минэкономики Темир Сариев, обращаясь к участникам совещания, сказал: «В декабре 2014 года  в Москве главы стран-участниц ТС подписали  Соглашение о присоединении Кыргызстана к  Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС). Следующий этап интеграции предусматривает  осуществление четырех свобод: свободное движение капитала, товаров, услуг и трудовых ресурсов в рамках ЕАЭС. Ожидается, что 8 мая в российской столице пройдет саммит глав стран-участниц союза, где стороны подпишут соглашение об открытии  таможенной границы между Кыргызстаном и Казахстаном и о  вступлении Кыргызской Республики в ЕАЭС. С этого дня таможенные границы будут сняты, и мы вступим в объединение, обретя в полной мере все его плюсы и трудности».
Министр экономики честно подчеркнул, что нас ожидают, мягко говоря, определенные  издержки: «Объемы экономик стран отличаются в разы. Неизбежно усилится конкуренция. Предприниматели Казахстана и России намного сильнее наших в финансовом плане — емкость рынка намного шире, к тому же и платежеспособность населения там выше, чем у нас. Эта встреча проходит по инициативе бизнес-сообщества, потому что для нас очень ценен опыт Казахстана в первый период вступления в ТС, при том что именно глава РК Нурсултан Назарбаев был инициатором создания ЕАЭС еще в 90-е годы.  Для нас этот шаг —  двойная ответственность: мы вступаем в союз, три страны которого уже почти пять лет работают  бок  о бок в рамках ТС, а мы становимся членом уже более широкого объединения — ЕАЭС, стартовавшего с 2015 года. Во-вторых, мы вступаем в объединение  тогда, когда и Россия, и Казахстан испытывают сложности  в экономике при падении курса рубля и тенге, при   обвале цен на энергоносители, а для России — еще и в условиях санкций. Но новая фаза интеграционного процесса  началась, мы должны быть готовы ко всем сложностям».
Открывая дискуссию, Гульнара Ускенбаева, президент Ассоциации поставщиков Кыргызстана, конкретизировала задачу: «Предпринимателям Кыргызстана надо  знать, как будем  работать в новых условиях. Нам, малому и среднему бизнесу,  нужно по-простому объяснить:   что нас ожидает, как будем действовать, какие  разрешения оформлять, куда их нести и т.д. Объясните нам на простых примерах, что должен делать предприниматель при ввозе в Кыргызстан, к примеру, муки».
Конкретными темами обсуждения стали таможенные требования к прохождению товаров,   изменения в налогообложении, необходимость сертификации продукции,  способы урегулирования споров, антимонопольные меры.

«Завтра вам придется работать по новым законам»

4     Гость из Казахстана, представитель Департамента таможенного оформления  Госкомитета по государственным доходам Минфина РК  Кайрат Танкибаев рассказал о предыстории формирования ТС, о продолжающемся в Казахстане формировании нового таможенного кодекса ЕАЭС, о таможенных процедурах и соответствующем контроле, о внедрении опыта упрощения  этих процедур. Он напомнил, что с 1 января 2010 года в Казахстане начали действовать единый таможенный тариф и нормы таможенного регулирования, с 1 июля того же года вступил в силу Таможенный кодекс, в основу которого легла Киотская конвенция.
Казахский бизнес учился действовать в рамках ТС: был упразднен институт лицензирования в сфере таможенного дела, хотя виды деятельности остались без изменений.  Вместо термина «казахский таможенный брокер» появился «казахский таможенный представитель», новым стало введение реестров таможенных складов, складов временного хранения, свободных складов. «Мы понимаем, что казахскому бизнесу дали лучшую возможность, период адаптации — 6 месяцев. Переходный период предоставят и бизнесу Кыргызстана, я знаю, что сейчас речь идет о 18 месяцах, но, возможно, хотя в окончательном варианте будет меньше, бизнес успеет подготовиться», — сказал казахский таможенник.      Кроме того, он сообщил, что в мае прошлого года в  Астане в рамках ЕАЭС страны-участницы  решили  обновить Таможенный кодекс. Новый проект ТК содержит 9 разделов и 455 статей, сейчас его обсуждают в странах ТС. В проекте документа 16 новых соглашений, он ориентирован на электронный документооборот без участия должностных лиц. Важно, что предусмотрен обмен электронными формами таможенной переписки стран ЕАЭС. Кодекс предусматривает введение «единого окна», устанавливая права и обязанности участников процесса — таможенных органов и бизнесменов — по регистрации, декларированию, списанию платежей и т.д.
Предприниматели Кыргызстана попросили казахских коллег  ознакомить их с проектом ТК и дать право на внесение изменений, поскольку этот кодекс  очень скоро близко затронет  и нас. Партнеры ответили, что срок согласования продлен до 1 декабря 2015 года и возможность участия имеется. «Завтра вам придется работать по новым законам. Бизнесменам  Кыргызстана предстоит стать более активными и социально ориентированными», —  подчеркнули они.

Практические вопросы и ответы

3     Кыргызстанские предприниматели задавали вопросы практического плана:  каков порядок  таможенных ограничений при экспорте товаров, в том  числе при участии в торговых операциях участников ЕАЭС и неучастников союза, каковы конкретные  сроки уплаты налогов при ввозе, например, муки из Казахстана. Оказалось, что на оформление дается один месяц, причем по цене на момент ввоза. На границах ТС предпринимателям выдают талон прохождения границы (от Погранслужбы РК) в первом пограничном пункте по пути следования груза.
Асылбек Кайимов, начальник управления по работе с налогоплательщиками Госналогслужбы при правительстве КР, рассказывает: «Основной отличительной особенностью при вхождении Кыргызстана в ЕАЭС является уплата косвенных налогов — на добавленную стоимость и акцизный налог.  До 9 мая  текущего года администрирование при импорте товаров из стран ТС — России, Беларуси, Казахстана, а с 1 января — и Армении — проводилось с участием таможенных органов, с  мая оно переходит к налоговым органам.  Для субъектов РК при вхождении в ТС  (с  2010 года) льготный период оформления таможенных документов продолжался до 1 июля 2011-го. Потом еще осуществлялся таможенный контроль на границе. К сожалению, у нас этого переходного периода нет. Главная проблема  —  именно в этом. Кроме того, представитель Минфина РК отметил, что там действует соглашение для Погранслужбы РК, которая делает отметку в талоне о прохождении груза, чтобы в дальнейшем  налоговые органы имели возможность  администрирования косвенных налогов в полном объеме. У нас эта норма трудно проходит через органы Погранслужбы КР, которая не хочет брать на себя ответственность по оформлению  талонов, ссылаясь на должностные инструкции. Талон должен содержать  сведения о товаре, автотранспорте,  грузоотправителе и грузополучателе и т.д. В Кыргызстане следует быстро ввести такие нормы, чтобы качественно собирать  косвенные налоги при импорте и экспорте».
Многих интересовало, как будут страховаться  грузы. Казахские партнеры заверили, что страховой бизнес заинтересован в честном и добросовестном оформлении и его представители протягивают руку участникам ВЭД.
2     Представитель Союза птицеводов из Прииссыккулья   интересовался: «Как быть с экспортом скоропортящейся продукции, например, яиц, нежной малины, смородины, абрикосов, ведь пока их проверят в лаборатории,  все испортится, малина же — не картошка!».  Ему ответили, что сельхозпроизводителям теперь необходимо иметь сертификат соответствия на  товар, но его можно получать раз в месяц. Если продукция подлежит фитосанитарному контролю, то предприниматель должен предъявить при экспорте по правилам ТС фитосанитарный сертификат. Поэтому, требуют отечественные предприниматели, нужна как воздух система «единого окна» для минимизации затрат времени на получение разрешений на вывоз-ввоз.
Представитель Национального центра по аккредитации  РК Ринат Баутов  осветил тонкости нетарифного регулирования, а именно — сертификации продукции. Он подчеркнул: «Бизнес Казахстана вначале недооценил проблемы в сфере технического регулирования. Возникло немало  вопросов без ответов. Но все преодолено, сейчас наши сертификаты и протоколы признаются на международном уровне. Это очень важно для организации  и продвижения экспорта».
Миссия аккредитации —  оценка технической компетентности субъектов аккредитации, обеспечение доверия к результатам испытаний.  Главная цель сертификации — построение системы аккредитации. Оказывается, в Казахстане в ходе реформы  исчезли органы государственной сертификации — все центры   стали частными. В Кыргызстане же пока сохранен государственный центр, и, по мнению казахских коллег, это  сулит большие сложности.

В части динамики органов по сертификации в Казахстане  отмечена тенденция к  их снижению. В 2010 году в стране насчитывалось 120 органов сертификации, а в 2015-м — 89. До 2019 года по прогнозам, их станет 80. Зато в стране выросло число испытательных лабораторий — было 540, стало  644.
Среди проблем на рынке сертификации эксперт назвал, во-первых, недостаточную испытательную базу для обеспечения оценки соответствия товаров требованиям техрегламентов ТС и международных норм, во-вторых, недобросовестную конкуренцию субъектов аккредитации при проведении профессиональной оценки, в-третьих, низкий уровень компетенции специалистов. Он считает, что Кыргызстан также скоро столкнется с этими сложностями и поэтому следует заранее заняться подготовкой кадров, обучением сотрудников.
Что касается наличия в Кыргызстане таких лабораторий, то на их организацию и оснащение пойдет часть средств (25 млн. долларов)  российского кредита в  Фонд развития, куда с начала года уже поступило 100 млн. долларов. На днях этот вопрос обсуждали представители стран ЕАЭС в Астане. Уже к маю оборудование для испытательных лабораторий поступит в Кыргызстан.
Участница кыргызстанской фирмы по воспроизводству аква-культуры — выращиванию рыбы — интересовалась, как вывозить свою продукцию в Казахстан, какие нужны для этого документы и будут ли в нашей стране соответствующие лаборатории по проверке такого специфического товара? И  вновь вопрос уперся в детали, в первую очередь в сроки проверок, ведь, как известно, бизнес долго ждать не может: время — деньги.
1     Светлана Борцова, предприниматель, представитель Торгово-промышленной палаты КР: «Группа экспертов-юристов, пройдя тендер по отбору юридической компании, сейчас работает в партнерстве со всеми госорганами под руководством Минэкономики КР по интеграции   таможенного законодательства ТС в кыргызское таможенное законодательство. Главные проблемы на сегодня — иллюзии: вот 8 мая мы присоединимся к ЕАЭС, и все сразу само случится и решится. Конечно, это не так, каждый раз приходится учиться делать первые шаги. Любой международный союз требует и дает много и прав, и обязанностей. Насколько мы сможем использовать наши права и выполнить наши обязанности, сможем ли соответствовать своим обязательствам как субъект международного права, зависит не только от госорганов, но и от бизнеса.  Начиная свою работу, мы сравнивали обязательства ТС, нормативно-правовую базу ТС и базу Кыргызстана, анализировали, где у нас пробелы. Хотя  Кыргызстан уже давно  членствует в ВТО и у него есть какой-то люфт  и опыт действий как у международный субъекта, с другой стороны, чем ближе мы подходим к реализации наших планов, тем дальше нам до конца, на мой взгляд».
Асель Шатемирова, представитель кыргызстанского ОсОО, занимающегося  инженерными системами зданий и сооружений, отметила: «Было бы отлично, если бы на этом форуме предпринимателям  пошагово предоставили понятный и доступный инструмент по процедурам действий, которые будут приниматься при экспорте и импорте внутри евразийской зоны. Пока  я этого не услышала».
Вновь и вновь дискуссия возвращалась к вопросам налоговой, таможенной и сертификационной сферы, и оказалось: в Кыргызстане пока мало уже решенных вопросов. И  отечественный бизнес естественно озабочен, что в мае 2015 года наступит стагнация в сфере предпринимательства — по причине неповоротливости наших чиновников, госструктур, отсутствия инструкций и специалистов.
Участники ВЭД понимают, что уже менее чем через месяц  им предстоит преодолевать большие  сложности. Но пока что вопросов с нашей стороны меньше, чем ожидалось. Поэтому дискуссии в этом направлении с участием казахских партнеров и без них  продолжатся. Следующее обсуждение намечено на самый конец апреля.

Елена МЕШКОВА.
Фото автора.

 






Добавить комментарий