Main Menu

Местные бюджеты — это наши деньги

Обнародованы результаты совместного исследования Всемирного банка и исследовательского проекта «Жизнь в Кыргызстане», определяющего степень активности граждан страны в процессе формирования местных бюджетов.

В Бишкеке прошла презентация результатов исследования Всемирного банка и исследовательского проекта «Жизнь в Кыргызстане», авторы которой — эксперт Дамир Есеналиев, старший научный сотрудник Стокгольмского института исследования проблем мира (Швеция), и Григорий Кисунько — старший специалист по государственному сектору Всемирного банка, автор нескольких исследований в нашей стране на злободневные темы. Нынешний отчет — о прозрачности местных бюджетов и участии граждан в их формировании на примере Кыргызстана.

Степень открытости бюджетных данных невысока

     Участие граждан в формировании местных бюджетов очень важно для страны — ведь местные бюджеты, как ручейки, стекаются в общий бюджет, и от степени участия граждан в формировании бюджетов на всех уровнях зависит экономика, а значит, развитие любого государства. Дамир Есеналиев отмечает: «Мотивация данного исследования простая: в демократическом обществе участие граждан в управлении, будь то на страновом или местном уровне, повышает подотчетность и обеспечивает повышение внимания к нуждам различных слоев общества. При этом степень участия людей, как показывают результаты исследования, зависит от экономического состояния, гендерной составляющей, этнической принадлежности, уровня образования, иных факторов».
В основе отчета — совместное исследование ВБ и данные исследовательского проекта «Жизнь в Кыргызстане» за 2012 год. Время обследования охватывает 2010-2013 годы, 3 тысячи домохозяйств, всего опрошены 8 тысяч человек во всех регионах.
Первая цель состояла в том, чтобы прояснить три пункта: интерес граждан, информированность граждан, участие граждан в формировании местных бюджетов в сельской местности всех регионов республики. Вторая цель — составить портрет участника (индивидуальные характеристики, сведения о домохозяйстве и населенном пункте). Особенность данной работы, как подчеркнул Д. Эсеналиев, в том, что проект панельный. Это означает: обследованию подвергались в течение трех-четырех лет одни и те же домохозяйства, это помогает легче отслеживать динамику процесса активности граждан.
Уникальность исследования, по мнению авторов, в том, что использованные данные не составлялись специально для отчета по местному бюджетированию, а являются базой данных общих обследований в населенных пунктах страны.
Кыргызстан за годы независимости, как справедливо отметил эксперт, сделал очень многое для повышения информированности граждан о том, как формируется местный бюджет. В 2006 году в стране появился закон о доступе граждан к информации государственной и местной власти по состоянию бюджетов органов управления. «Но с точки зрения открытости для граждан информации по бюджетам мы находимся невысоко среди стран мира, хотя очевидно: динамика положительная. Рейтинги страны по ряду индикаторов вскоре могут заметно повыситься. К примеру, по международному индикатору Всемирного банка, оценивающему госуправление, у Кыргызстана — 30 баллов из 100. А по мировому индексу открытости бюджетов, определяемому неправительственными организациями, наша страна набрала в 2012 году 20 баллов из 100 возможных (при среднем значении 43 балла, причем Казахстан — передовик в нашем регионе — имел 48 баллов, а Таджикистан — 17). Но с 2012 года, если судить по сайту Минфина КР, информация в стране становится более доступной и открытой. К примеру, издаваемый в этом ведомстве «Гражданский бюджет» — брошюра, написанная простым языком и понятная всем.

Неравнодушные живут лучше

      Каковы же основные выводы? Авторы исследования утверждают: во-первых, осведомленность и заинтересованность граждан в местных бюджетных процессах относительно высоки. Во-вторых, уровень участия в формировании местных бюджетов, наоборот, относительно низок.
В целом картинка вырисовывается довольно типичная. Усредненный портрет активного участника бюджетного процесса: это мужчина, который занимает активную социальную или профессиональную позицию в своем сообществе. Одновременно результаты исследования показали: есть группы населения, которые исключены из процесса формирования бюджетов своих населенных пунктов — это женщины, представители этнических меньшинств, безработные, часть молодежи, внутренние мигранты и жители населенных пунктов с неудовлетворительной инфраструктурой. Это согласуется, по мнению авторов отчета, с наличием в стране гендерного неравенства (особенно в сельской местности), слабой связью органов управления с группами национальных меньшинств и статусом внутренних мигрантов. В качестве меры повышения активности предлагаются целевые информационные кампании для женщин, молодежи, внутренних мигрантов или этнических групп на их родном языке, что могло бы смягчить   создающуюся изоляцию от общественных процессов и даже дискриминацию.
Анализируя данные опросов, авторы утверждают, что более высокий социальный статус или положение лица (возраст, образование, занятость) повышает заинтересованность людей и стимулирует участие в бюджетных процессах.      Также существует связь между повышением уровня осведомленности, степени участия в них и социально-экономическим положением людей. Лица, которые более информированы и осведомлены в местных бюджетных процессах, являются заметно более обеспеченными в экономическом плане, чем неактивные — они имеют землю, скот, часто малый бизнес. Причем активность связана с экономической стабильностью граждан не напрямую, а опосредованно — через образование, занятость и социальные связи в сообществе и регионе. В результате более активного участия в бюджетном процессе сообщества с более неравнодушными к бюджетированию на местном уровне гражданам испытывают меньше перебоев с   энергоснабжением и пользуются более широким спектром общественных услуг, таких как детские сады, питьевое и ирригационное водоснабжение, т.е. в конечном итоге живут лучше.
В целом же около 40% домохозяйств совершенно не знают, да и не интересуются тем, что происходит с денежными средствами, которые должны собираться в их сообществах и расходоваться на нужды данных населенных пунктов. Значит, остальные 60% более-менее сведущи в этом. Как же повысить градус заинтересованности людей? Безусловно, успешный опыт воздействия на решения и исполнение местного бюджета может (и должен!) способствовать укреплению доверия и репутации местных администраций. Заинтересованные и активно участвующие в бюджетных процессах граждане в свою очередь обеспечивают стимулы для прозрачной работы местных властей и роста ее эффективности, поскольку информация открыта, прозрачна, доступна с обеих сторон.
Интересен и вопрос, как повысить осведомленность людей о формировании и использовании местных бюджетов. 94% респондентов указали телевидение как основной источник информации и новостей. Газеты используют в качестве основного источника 25% опрошенных. Около 60% граждан получают информацию из неформальных источников — разговоров с друзьями и коллегами, участия в сельских сходах. Интернет, к сожалению, в большинстве местных сообществ не является источником информации в бюджетном процессе. По причине его отсутствия, скорее всего.
Так что для авторов будущих опросов такого рода есть широкие поля деятельности как по мерам повышения заинтересованности населения, так и по способам информирования.

Елена МЕШКОВА.

 






Добавить комментарий