Main Menu

Голос, одухотворенный Манасом

В честь 75-летия народного артиста СССР, кыргызского певца и педагога, солиста Мариинского театра Булата Минжилкиева в Мариинском театре Санкт-Петербурга установят  его бюст и проведут  гала-концерт.

Кроме своей основной законотворческой функции, Жогорку Кенеш уделяет большое внимание вопросам культуры и ведет активную работу по популяризации культурного наследия Кыргызской Республики.

 

78149282_1316096717_Knyaz__igor__2     Так, в честь 75-летия Б. Минжилкиева по инициативе нашего парламента и при содействии спикера Асылбека Жээнбекова в Государственном академическом Мариинском театре установят бюст Б. Минжилкиева. В торжественном мероприятии, которое будет сопровождаться концертной программой Мариинского театра, ожидается участие около 70 депутатов и спикеров стран-участников МПА СНГ: Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Российской Федерации, Молдавии, Таджикистана и Кыргызстана. Приглашены в театр и представители кыргызской диаспоры Санкт-Петербурга. На торжестве ожидается выступление спикера Жогорку Кенеша Асылбека Жээнбекова и председателя МПА СНГ Валентины Матвиенко.
…Наверное, всех великих  отличает от других одно качество — они своим талантом, творчеством и жизнью объединяют людей, становятся связующим мостом между разными народами. Одним из таких людей был Булат Минжилкиев. Он родился и вырос в Кыргызстане, учился в Ташкенте и  Италии, выступал в самых разных странах мира, но последним пристанищем его стал Мариинский театр. По мнению оперной певицы Галины Горчаковой, «Булат появился здесь не случайно: он был достоин Мариинского театра, а Мариинский театр — достоин его». Поэтому открытие бюста Б. Минжилкиева именно в Мариинском театре станет символическим событием и достойной данью уважения одному из великих певцов кыргызского народа.
1     Булат Минжилкиев покинул этот бренный мир 18 лет назад в возрасте 57 лет. Вся жизнь  этого замечательного певца оказалась связана с оперным театром. Именно в исполнении Булата Минжилкиева весь мир услышал голос Ала-Тоо и кыргызского народа. Его неповторимый голос, покоривший многие театры мира, и сегодня восхищает своей мощью и удивительным свойством дарить радость слушателям. Кропотливый труд и настойчивость в достижении цели помогли ему стать выдающимся оперным певцом. Он одним из первых среди кыргызских певцов смог заявить о себе как о вокалисте самого высокого класса, что можно считать вполне закономерным, ведь кыргызский народ издревле близок к музыке, искусству. Наверное, именно поэтому  в советское время артисты из Кыргызстана чаще всех в Советском Союзе получали звание народных артистов СССР. Многие сыны и дочери кыргызского народа стали известны во всех уголках света, демонстрируя талант и одаренность в различных направлениях искусства, будь то балет, театр, кино или музыка.
Путь Булата Минжилкиева к вершинам творчества оказался  долгим и нелегким. А начался он еще в детстве, когда маленький Булат жил у своих дедушки с бабушкой на побережье Иссык-Куля в привольном и благодатном крае. И люди здесь были отзывчивые, радушные, с широкой, открытой душой, а главное —  очень музыкальные. Это родина многих выдающихся кыргызских народных певцов и музыкантов — Чалагыза Иманкулова, Карамолдо Орозова, Ибрая Туманова. Здесь жили великий сказитель, «Гомер XX века» — манасчы  Саякбай Каралаев, прославленная темир-комузистка Бурулча. Прекрасные мелодии песен и виртуозные наигрыши на комузе, старинные легенды и предания с детства окружали будущего певца. Все это волновало душу, будило воображение. Наверное, поэтому кыргызские народные песни в его исполнении отличались искренностью, живостью и передавали дух кыргызской культуры.
Несомненно, великим талантом его одарил Бог, а народные мелодии, легенды родного края, творения выдающихся музыкантов, услышанные им в детстве, разбудили  в нем  творчество, которое, возможно, восходит к эпическим сказаниям манасчы. Ведь, как писал известный музыковед В. Виноградов, если в музыкальном искусстве всего лишь 7 нот, то у манасчы Саякбая Каралаева 28 напевов, что говорит о богатой палитре кыргызского исполнения.
Булат Минжилкиев стал мощным выразителем духа кыргызского народа. Особенно ярко это проявилось в созданных им легендарных образах в спектаклях «Манас» и «Айчурек». Он обладал неповторимой индивидуальностью: артистизмом, ошеломляющим слушателя, эпическим размахом, драматическими контрастами, могучим голосом и внешним обаянием.
MINZHILKIEV_Bulat_Abdullaevich     Сцена и зрительный зал на спектаклях Минжилкиева становились единым пространством, в котором царил определённый эмоциональный настрой. Он обладал великим даром магнетизировать зал, приковывать внимание к происходящему на сцене. Оставив повседневные дела и заботы, зрители шли на его спектакли, заполняя до отказа зал театра, и, затаив дыхание, следили за каждым движением, жестом, мимикой своего кумира. А после спектакля поклонники стремились попасть за кулисы, чтобы сказать ему слова благодарности. Его любили. Любили искренне и преданно все те, кому выпало счастье работать вместе с ним, соприкасаться в повседневной жизни.
Булат был не только гениальным певцом, но и выдающимся драматическим актёром. На сцене он жил в мире своих героев, потрясая мощной силой перевоплощения. Его таланту было подвластно любое эмоциональное состояние, он владел широчайшей палитрой нюансов, оттенков и с каждым новым выступлением умел найти свежие краски для своего образа.
Он стал первым из национальных оперных артистов Союза, кто  выступил на сцене Большого театра в главной роли оперы Мусоргского — почти символической для советского оперного репертуара. Голос бархатного тембра с органными низами и мощными верхами наполнил партию почти физическим ощущением масштабности, скульптурной красоты героя оперы. Критики писали об актерской проницательности певца, создавшего сложную психологическую партитуру образа.
Репертуар Минжилкиева включал кыргызские народные песни, романсы, зарубежную и русскую вокальную классику. Концерты певца всегда обещали встречу с новыми или редко звучащими произведениями.
Широк был диапазон его гастрольной деятельности. В самых прославленных залах мира, многочисленных городах бывшего Союза, отдалённых уголках Кыргызстана с огромным успехом проходили его выступления.
Вспоминаются слова Ильи Эренбурга, который справедливо утверждал: «Чем крупнее национальный гений, тем легче он переходит границы и становится всечеловеческим». Наверное, поэтому Булата считали своим в Италии и во Франции, в Японии и Германии, в США и России, в Австрии и других странах мира. Он прошел прекрасную школу оперного искусства: Ташкентскую, Санкт-Петербургскую, итальянскую, и последним творческим пристанищем певца стал замечательный Мариинский театр оперы и балета, который во все времена считался золотой колыбелью, взлелеявшей когорту потрясающих талантов с мировыми именами. Здесь прославленный кыргызский певец как бы обрел второе дыхание и заявил о себе как один из выдающихся басов мировой оперы. Россию трудно удивить хорошим голосом. И всё же «кыргызский Орфей» пленил петербургскую публику. Хотя это одна из лучших трупп мира, но даже там такой голос был редкостью. Многие в Кыргызстане надеялись, что на берега Невы он уезжает на время. Оказалось — навсегда.
Директор Мариинского театра Валерий Гергиев, впервые пригласивший Булата в Мариинку, так вспоминает о своем друге:  «Присутствие Булата Минжилкиева в ряду самых выдающихся солистов Мариинки — это одно из самых ярких доказательств того, что великая историческая традиция российского театрального дела, которая шла от Федора Шаляпина, собирала под крыло Мариинского театра лучшие силы со всего пространства, которое ранее называлось Советским Союзом».
Голос Булата настолько естественно сливался и парил над оркестром, что дирижеру никогда не приходилось тушить пожар оркестровой игры, ведь оркестр тоже имеет душу и хочет проявить свой голос. Некоторые певцы просто не выдерживают соревнования с оркестром. К Булату это никогда не относилось, он беспроблемно царил над оркестром.
Булат Минжилкиев умер в расцвете творческих сил. Остались неосуществленными многие проекты. Запланированы были десятки спектаклей с его участием в Европе и Америке. Но судьба распорядилась по-своему.
Певец щедро отдавал людям свой талант, а его творческая деятельность являлась примером преданного служения искусству. Булат Минжилкиев прожил множество жизней своих героев, подарив стольким людям прикосновение к художественным откровениям. Он воплощал то, что принято называть творческим горением, то, что создает певца и артиста, благодаря чему жизнь длится и после его смерти. Эта новая жизнь не только в воспоминаниях друзей и коллег, но и в памяти культуры.
Сегодня имя Булата Минжилкиева вписано золотыми буквами не только в историю кыргызского театра, но и в мировое оперное искусство. Память о великом певце и человеке живет в сердцах тысяч людей.

К. ИМАНАЛИЕВ, депутат Жогорку Кенеша, доктор
политологических наук.



« (Previous News)



Добавить комментарий