Main Menu

О поиске точки опоры в стране меняющихся ценностей

рассказывает новый остросюжетный роман «Апрель» кыргызской писательницы Илимкан Лайлиевой. Споры с реальностью, неравнодушие  к сегодняшним проблемам — основные черты этого романа. Как, впрочем, и всех предыдущих ее произведений.

Много на наших просторах писателей. Некоторые из них действительно таковыми являются, а большая часть, к сожалению, мнит о себе слишком много, написав в лучшем случае пару-тройку очерков и репортажей. А вот Михаил Жванецкий, в принадлежности которого к писательскому сословию, причем  элитной его части, никто не сомневается, сказал о себе: «Я не писатель, а просто одаренный житель».
Но  о нашей соотечественнице и современнице Илимкан Лайлиевой, которая недавно представила на суд читателей  нашей страны уже пятую свою книгу за последние двенадцать лет, можно сказать, что этот автор — уникальное явление в современной литературе Кыргызстана. Герои ее книг  — персонажи невымышленные, они прямо срисованы с наших друзей, близких, соседей, коллег и просто современников. И действуют они не в надуманных или просто далеких от нас реалиях, а именно в нашей жизни, в некоем срезе наших событий.
Новый роман «Апрель», вышедший из типографии в конце 2014 года, — волнующее души произведение, повествующее о жизни конкретных людей, переживших одно из самых драматических событий в новейшей истории Кыргызстана — кровавые события апреля 2010 года. Как говорит сама И. Лайлиева, это «роман  о тех, кто потерял своих близких в апреле 2010-го, роман о том, что было до и после трагической даты в конкретных семьях, о том, как  живут и выживают в нелегкой действительности жены, сестры, матери, невесты, оставшиеся без своих мужчин. Что необходимо предпринять, чтобы подобные трагедии никогда более не случались в нашем государстве, и почему такое вообще стало возможно?»
Роман основан на реальных событиях, но сама И. Лайлиева предостерегает от аналогий и поисков реальных персон, зато она в своей оригинальной авторской манере рассказывает то, о чем пока никто в серьезной литературе не говорил.
В предисловии к  роману  известный прозаик  Казат Акматов  подчеркивает: «Меня, как писателя, здорово зацепили рассуждения автора о том, как далеко может зайти человек в своей жажде возмездия, стремлении свершить собственное правосудие. Ведь еще О. де Бальзак утверждал, что «отсутствие доверия к судебной власти есть начало конца общества». При этом я убежден, что осуществлять правосудие и определять степень вины человека должно все-таки государство. Мы, граждане, наделили его такими полномочиями. Цель автора — донести до подготовленного, современного, думающего читателя суть личной человеческой трагедии в ее многосложных, разнообразных аспектах на фоне драматических событий апреля 2010 года, когда наш народ в полной мере продемонстрировал  героизм, несломленное достоинство, патриотизм и безмерную доблесть».
«Сложно определить жанровую разновидность романа «Апрель», — говорит М. Сыдыков, кандидат филологических наук. — С одной стороны, это роман о чувствах четырех разных женщин, об их мыслях и переживаниях, с другой — условно-метафорическое произведение с элементами мистики и публицистики».
На мой взгляд, пятая книга Илимкан Джумакановны — несомненная удача, необходимое обществу произведение, в котором сделана попытка анализа предыстории апрельского политического катаклизма, который я лично избегаю называть революцией. Скорее, это переворот,  а по морской терминологии — оверкиль.
Лично для меня литературное творчество одаренного филолога, доктора наук, профессора, вузовского преподавателя с огромным стажем И. Лайлиевой, с которой мы знакомы уже более  тридцати лет,  стало неожиданным подарком в 2003 году с выходом первой ее книги, несомненного бестселлера «Уик-энд в Чикаго».   Я определила бы жанр этого романа просто — женский любовный остросюжетный роман с элементами публицистического анализа. В этой книге, от которой невозможно оторваться, автор  сквозь фабулу захватывающей истории молодой кыргызской женщины, ненадолго прибывшей в США на стажировку и неожиданно для себя полюбившей американского  преподавателя-куратора, сравнивает  положение американских и кыргызстанских женщин, анализируя, почему  у нас все не так, как у них. Для большинства читавших этот роман чувства и рассуждения героини становятся  концом логической цепочки мыслей и вопросов, которую ставит  перед собой  на жизненном пути каждая женщина Кыргызстана.
В 2004 году свет увидел новый роман И. Лайлиевой «Звезда ночного эфира». Прошло уже более десяти лет с момента моего прочтения этой книги, но многое осталось в памяти навсегда — какие-то персонажи,  какие-то эпизоды. Так бывает отнюдь не с каждой прочитанной книгой. К примеру, к книгам Донцовой и  многих прочих детективщиков, наводнивших книжные развалы постсоветского пространства в последние лет 20, можно  возвращаться ежегодно — память не сохраняет  нить сюжетов. С книгами же нашей отечественной романистки Лайлиевой все не так. Иногда в связи с определенными событиями нашей жизни вдруг вспоминаются те или иные эпизоды ее произведений. А роман «Звезда ночного эфира» тем более интересен, что рассказывает  не только о любви, дружбе, предательстве, но и о сложной жизни простого народа в конце «акаевского» периода, а также о развитии журналистики в стране и открытии новых талантов. Сама Илимкан в предисловии пишет: «Это роман о наших современниках, героях и типажах, о масс-медиа, о звездах телеэфира и политики, о рыночных торговцах и безработных, о богатых и бедных, словом, это роман о нашей сегодняшней реальности».
Следующее произведение писательницы — небольшой роман «Полет бабочки», увидевший свет в 2007 году. Это откровенное и честное исследование современной эпохи,  роман о современной женщине нашей страны, несущей на своих плечах всю тяжесть мира. Одновременно книга — и портрет поколения людей Кыргызстана, ищущих точку опоры в стране меняющихся ценностей. На фоне житейской  истории автор, как всегда в ее книгах,  приводит разные точки зрения  и позиции на события марта 2005 года.
В 2010-м вышел новый роман И. Лайлиевой  «Мигранты, или Everything is possible». В этой книге, как говорит автор, отражен срез современной жизни —  миграция сотен тысяч кыргызстанцев в поисках  лучшей жизни или заработка в сопредельные страны: «Наступило такое время — период великой миграции. Люди, ранее и не помышлявшие ни о чем таком, садятся в поезда и едут туда, где их никто не ждет, чтобы заработать и прислать домой немного денег, потому что на своей земле у них нет возможности получить работу. Почему государство перестало думать о людях, почему люди не  ощущают   на себе внимания и защиты  правительства, почему они предоставлены самим себе и брошены на произвол судьбы — эти вопросы  волнуют сегодня многих, и автор книги — в их числе». И  вновь повествование ведется на фоне житейской истории молодой журналистки, вынужденной уехать из страны в поисках лучшей жизни и встретившей в другой стране земляков и свою любовь, а  параллельно идет анализ ситуации: почему возникли и сохраняются миграционные процессы в Кыргызстане. А третья параллель — еще и остросюжетно-детективная.
На мой взгляд, книги И. Лайлиевой — почти готовые киносценарии, на которые следовало бы обратить внимание отечественной кинематографии — настолько  важна смысловая канва и ярки  детали.  Кроме того, хочу отметить,  что писательские проекты Илимкан Лайлиевой — чистый альтруизм, она издает свои романы  маленьким тиражом на собственные деньги и потом раздаривает своим друзьям и студентам. Меценаты-бизнесмены — это ваша тема!

 Елена МЕШКОВА.

Фото автора.






Добавить комментарий