Main Menu

О налогах, мясе и пробирном надзоре

шла речь  в ходе очередного заседания Совета по развитию бизнеса и инвестициям. Темы, крайне значимые на сегодня для бизнес-среды, определила сама жизнь. 

Начиная обсуждение, премьер-министр  Джоомарт    Оторбаев подчеркнул, что правительство в Кыргызстане бизнес-ориентированно, поэтому возрастает  роль данного совета как удобной для всех сторон площадки, на которой можно обсуждать любые вопросы, связанные с укреплением делового климата. Он  сообщил, что уже  утверждена созданная при участии местных и иностранных  экспертов (и при поддержке доноров) программа развития частного сектора и это своего рода конституция  для развития бизнеса в Кыргызстане.

Еще раз о налоговом учете

     Президент Ассоциации поставщиков и дистрибьюторов Гульнара Ускенбаева выступила с сообщением  по предлагаемым мерам улучшения учета налогоплательщиков и совершенствования  администрирования налогов и социальных отчислений. «Инициируется законопроект, вносящий изменения в Налоговый кодекс. Бизнес-сообщество,  обсудив их на двух дискуссиях, вносит возражения, 26 пунктов,  и мы готовы работать с правительством по каждому из них в рабочем порядке и без излишней бюрократии. Ряд  предложений касается уплаты НДС, сдачи Единой налоговой декларации, концепции фискальной политики, нарушения банковской тайны», — сказала она.
В частности, одно из предложений — отказ от бланков счетов-фактур при одновременном усилении администрирования сбора налогов. Бизнес согласен, по словам Г. Ускенбаевой, нести некоторые издержки при таком администрировании, но не готов к тому, что в предложенном законопроекте эти излишки увеличены чрезмерно как в  финансовом плане, так и в плане удвоения проверок. Предлагаемые дополнительные требования увеличивают нагрузку на добросовестных налогоплательщиков и снижают инвестпривлекательность страны: «Где смысл в том, что НДС будет проверяться дважды одним и тем же органом? Во-вторых, отсутствует сбалансированность действий налогоплательщиков и налоговой службы.  Предусмотрена ответственность налогоплательщиков за сдачу отчетов в электронной форме и в срок. Но у нас нередки отключения электроэнергии, и плательщик может задержаться с отчетом по не зависящим от него причинам. В проекте закона это не отражено».
Говоря о концепции фискальной политики, глава Ассоциации поставщиков отметила, что правительство уже ранее принимало постановление о передаче администрирования социальных платежей налоговым органам, но это не осуществилось по ряду причин. Она сообщила также, что ассоциацией проведены опросы по социальным платежам, выводы представлены правительству и  сейчас надо рассмотреть вопрос процентной ставки по социальным отчислениям как один из резервов поступлений в бюджет. К примеру, снижение ставки по НДС привело к росту  поступлений в абсолютных цифрах.
Что касается ЕНД, которую впервые в этом году сдавала почти вся страна, сразу же выявились некоторые проблемные пункты:  «Хотя ЕНД сдавать можно было в упрощенной форме,  от нас тут же потребовали подавать дополнительные сведения, что усложнило процесс. ЕНД — декларация по доходам, а от нас требовали фактически и декларацию по расходам, чего закон не устанавливает.  К тому же хромает сопряженность баз данных — в    Минюсте своя, в Соцфонде, НСК, Минфине — свои. Следует продолжить приостановленную в 2011 году работу по идентификации баз данных», — сказала Г. Ускенбаева.
Министр экономики Темир Сариев подчеркнул, что, хотя он и поддерживает позицию бизнеса, но надо учитывать и государственные интересы,  балансировать их и защищать.  В отношении ЕНД он отметил, что без расходной части ЕНД — фикция и это установлено ст. 10 Закона  2010 года «О подготовке и сдаче ЕНД». Мы будем проверять размеры доходов и расходов чиновников, и если они не совпадут, будем принимать меры».
В итоге участники решили в ближайшие два месяца разработать конкретные шаги по реализации предложений бизнес-сообщества.

Мясная отрасль как локомотив экономики

     Как в условиях вхождения в ЕАЭС будет работать мясная отрасль Кыргызстана — этот вопрос стал следующим в повестке дня. В презентации глава Ассоциации производителей и переработчиков мяса «Кыргыз — Эт» Ырысбек Абдурасулов напомнил: горный Кыргызстан и раньше имел, и сейчас имеет огромные возможности  в производстве мяса. «Мясная отрасль может стать локомотивом экономики!» — уверен он. Напомним, что ассоциация действует уже третий год, с 2013-го, и включает шесть областных ассоциаций мясопроизводителей и переработчиков.
На начало января 2015 года в Кыргызстане насчитывалось: крупного рогатого скота — 1,4 млн. голов, овец и коз — 5,6, лошадей — 400 тыс., свиней — 50 тыс., птицы — 5,4 млн. голов. Ежегодно в Кыргызстане производится  200 тыс. т мяса, экспортируется около 80 тыс. т и столько же импортируется. Кроме того, контрабандой мясо из Кыргызстана вывозят в Казахстан, Таджикистан, Узбекистан, Россию, Китай, Иран, Катар и др., что для государства и самих фермеров  оборачивается  масштабной потерей добавленной стоимости.
Главные проблемы: ветеринарное неблагополучие; отсутствие системы идентификации животных; слабый потенциал лабораторий, которые определяют параметры безопасности мяса; отсутствие глубокой переработки мяса в соответствии с требованиями ЕАЭС и ТС (убойные цеха, мясокомбинаты); отсутствие оценки качества мяса и продукции в соответствии с требованиями ТС, ЕАЭС, мировых стандартов (лаборатории); планируемый аудит системы ветконтроля ТС и ЕАЭС — последствия; отсутствие логистических центров; плохая информированность как местных производителей, так и инвесторов (инфосистема); отсутствие современного маркетинга и менеджмента в отрасли (возможность роста потенциала местных ассоциаций животноводства); низкая продуктивность скота (тоже можно решить силами ассоциаций).
Как решить эти проблемы и эффективно  наладить работу отрасли? По мнению главы ассоциации, следует, во-первых, улучшать эпизоотическую ситуацию. Во-вторых, проблему идентификации скота решать на местах убоя и переработки, не ожидая, когда система идентификации заработает во всей стране. В-третьих, оснастить убойные цеха и мини-мясокомбинаты своими лабораториями качества, а для этого они должны иметь штат и оборудование для проведения тестов. В-четвертых, нельзя откладывать создание центров логистики (в них будет  храниться и накапливаться готовая к отправке продукция, которая фасуется, маркируется и отправляется в срок потребителям). В-пятых, для всего этого требуется информационная система, а в-шестых, надо давать больше самостоятельности фермерским ассоциациям по животноводству, кто, как не они сами, лучше всех знает свои  узкие места? К тому же это разгрузит ряд госорганов от  мелких функций.
Ы. Абдурасулов передал премьер-министру обращение фермеров с предложениями по оптимизации отрасли и их просьбу взять это под личный контроль.
Премьер по этой теме отметил:  «Отрасль стратегическая, потенциал высокий, а результатов пока нет» и предложил выслушать министра сельского хозяйства Таалайбека Айдаралиева. Министр согласился, что проблем много и их надо решать. Он сообщил, что за последние годы во всех регионах страны наблюдается рост поголовья всех видов скота: «Динамика производства мяса (в убойном весе)  показывает рост производства всей продукции, кроме свинины. 49 процентов мяса производят личные  подсобные хозяйства и столько же — фермерские.       Если в 2008 году было переработано 5 тысяч тонн, то в 2014-м — вдвое больше.  Сегодня в отрасли действуют 206 юридических лиц и более 360 индивидуальных предпринимателей. Большая часть из них — мини-цеха. Отмечен рост колбасного производства, появляются новые компании, причем их товар пользуется спросом и на внутреннем, и на внешнем рынках (в Казахстане). Экспорт мяса  и мясопродуктов мог бы быть выше, но действующий с 2009 года запрет на ввоз мяса из КР в РК сдерживает рост поставок. Экспорт мяса снизился с 9 тысяч тонн в 2008 году до 343 тонн в прошлом. Импорт же вырос с  50 тысяч в 2008-м до 69  тысяч тонн мяса в 2014-м. Большую часть в нем составляет импорт мяса птицы, причем по 46 процентов его составляют доли Китая и США. Обеспеченность же мясом населения  страны составила 71 процент, причем за счет собственного производства — чуть более половины потребности, остальное — импортный товар».                    Также он отметил как негативный фактор высокий процент теневой экономики в отрасли. По итогам дискуссии  главы Совета по инвестициям рекомендовали Минсельхозу вместе с ассоциацией «Кыргыз — Эт» в течение месяца разработать план создания мини-комбинатов и логистических центров, способных проводить необходимую проверку и тестирование продукции, что  требуется для экспорта мяса и продукции, и указать, откуда брать на это деньги.  Следует  создать и единую инфосистему в сфере производства, переработки и сбыта мяса и мясопродуктов.

Ювелиры как альтернатива управлению драгметаллов

     Последним вопросом стало обсуждение вероятности (и возможностей) передачи функций пробирного надзора от Управления драгоценных металлов при Минфине Ассоциации ювелиров Кыргызстана. Как уже ранее сообщалось, сейчас идет процесс ликвидации управления в рамках оптимизации структур госорганов. Пробирный надзор — это контроль за  соблюдением стандартов качества. По мнению  главы Ассоциации ювелиров  Вячеслава Стрельникова, такая передача вполне оправданна международным опытом, к примеру, в Италии и Турции пробирный надзор как функция саморегулирования успешно делается силами  ассоциаций. По мнению ювелиров, управление Минфина не охватывает своим контролем весь рынок драгметаллов,  в результате растет число недобросовестных ювелиров, завышающих пробу металла на изделии и  вводящих потребителей в заблуждение. Это наносит урон честно работающим производителям на отечественном рынке, усиливает недобросовестную конкуренцию. Да и процент теневиков высок на сегодня, что влияет на недобор налогов в госказну. В случае же реализации предложения Ассоциации ювелиров, считают они, снизится число недобросовестных ювелиров, охват рынка повысится, конкуренция станет честной, что в итоге приведет к росту продаж и поступлению налогов, сокращению тени и коррупции.
Ювелиры просят правительство  установить двухлетний переходный период, в течение которого они будут делать пробирный надзор вместе с сотрудниками госоргана, которому передадут функции управления драгметаллов. Вопрос был поддержан.
Дж. Оторбаев подчеркнул, что «работа ювелирных ассоциаций и недавно созданного Союза ювелиров должна консолидироваться, представлять одну позицию.  Промежуточный переходный срок нужен, но если вы сделаете всю работу  за год вместо двух, это будет лучше, а мы будем помогать». Теперь ювелиры должны внести в правительство свои предложения в более конкретном виде.

Елена МЕШКОВА.






Добавить комментарий