Main Menu

Как улучшить работу больниц в Кыргызстане?

     Тема качества лечения пациентов в нашей стране очень популярна. Зачастую  претензии больных к врачебному персоналу поликлиник и больниц обоснованы, но бывает и так, что причинами неважного, мягко говоря, предоставления медицинских услуг являются объективные факторы — устаревшее оборудование, неумение использовать современную медтехнику, а  иногда — низкая квалификация персонала.  

3     В последнем случае немаловажную роль играет и невысокая зарплата, хотя правительство — надо отдать должное — принимает в последние годы  ряд мер для улучшения положения медперсонала лечебных учреждений. Чтобы в корне наконец изменить ситуацию в здравоохранении, Минздрав республики в партнерстве с ФОМСом и рядом международных организаций выполняет множество разных программ: это Программа госгарантий, Перинатальная программа, проект «Финансирование организаций здравоохранения, основанное на результатах», ряд проектов по Фонду ООН в области народонаселения (ЮНФПА), ЮНИСЕФ, GIZ, направленных на  охрану здоровья населения в целом и по отдельным направлениям.

По данным НСК, на  здравоохранение из госбюджета в последние годы направлялось не более 10-11% средств. Если в 2006 году на цели здравоохранения казна направила 2,5% от ВВП, в 2011-м — 2,3%,   то в 2013-м и в 2014-м — до 3%, сообщает МЗ КР.

Невыполнение  одной из Целей тысячелетия чревато последствиями

1     По показателю снижения детской и материнской смертности Кыргызстан не выполняет цель №5 мировой программы «Цели развития тысячелетия», и это опасный синдром. Что делать, как переломить ситуацию? Эту тему постоянно обсуждают в Минздраве с международными донорскими организациями, потому что финансирование отрасли из госбюджета проходит, как и раньше, по остаточному принципу, и его объемы не растут, как в других министерствах.
На днях в Бишкеке по инициативе Минздрава и Фонда ООН в области народонаселения прошла дискуссия за круглым столом по вопросам репродуктивного здоровья. Ключевыми показателями этого критерия  считают рождаемость, младенческую и материнскую смертность, уровень абортов и  частоту использования населением контрацептивных средств.
Представитель ЮНФПА Медер Омурзаков отметил: «Кыргызстан не достигает цели №5, намеченной Целями развития тысячелетия к 2015 году. Как снизить материнскую и  детскую смертность, улучшить репродуктивное здоровье населения? По  количеству случаев материнской смертности Кыргызстан, к сожалению, впереди всех стран СНГ. Причин много, и они комплексные. Ведь материнская смертность — не только медицинская, но и социальная проблема. Важно, чтобы женщины знали об опасных признаках беременности, вовремя обращались к врачам (и имели возможности для этого!), полноценно питались, становились на учет в  центрах семейной медицины (ЦСМ), фельдшерско-акушерских пунктах (ФАП). А в семьях  следует иметь понятие о планировании семьи, методах предохранения (контрацепции), необходимости перерыва между родами не менее трех лет».
Депутат ЖК, глава Комитета по социальной политике Дамира Ниязалиева  говорила о нехватке средств на развитие медучреждений, о том, что большая доля  выделяемых средств уходит на зарплату и оплату коммунальных услуг, а на приобретение оборудования, медикаментов, ремонт не хватает денег. «Программа госгарантий не выполняется даже по отношению к детям, там четко оговорено: все мамы и дети до пяти лет должны обеспечиваться всеми лекарствами и медуслугами бесплатно. А как на деле? Не хватает оборудования, машин скорой помощи, лекарств, а зачастую — и бензина, чтобы выехать на роды. Нужны обыкновенные, нормальные условия для женщин в  больницах — туалет внутри здания, обязательно горячая и холодная вода. Сегодня только 22% родильных отделений  обеспечены канализационной системой, горячей водой. Как организовать условия для рожениц и детей? В  больницах зачастую нет света — как проводить роды, не говоря об операциях? Значит, нужны генераторы. Не хватает и врачей  в регионах. Нужно совместно исправлять ситуацию и организовывать условия для  рожениц и детей», — призывает депутат.
Заместитель министра здравоохранения  Марат  Калиев подчеркивает: «Одним из приоритетов национальной программы «Ден соолук» является охрана здоровья матери и ребенка. Это приоритет  №1. Одним строительством перинатальных центров здесь не обойтись. Нужен многогранный подход со стороны многих участников».
По словам Айнуры Давлетовой, директора Джалал-Абадского областного центра репродуктивного здоровья, среди причин отставания по целям тысячелетия  крайне весомы социальные факторы. Это миграция населения (внутренняя и внешняя), безработица, недоедание, низкая информированность  будущих мам. Среди ее предложений — рассмотрение возможности увеличить трансляцию социальных ТВ-программ и рекламных роликов на центральном и региональных телеканалах, активизация работы СМИ и сельских комитетов здоровья. Надо работать с молодежью, начиная со школ,  напоминает она.

В структуре материнской смертности 40% женщин не состояли на учете у гинеколога, 37%  очень поздно обратились за медицинской помощью.

 

Хорошая работа региональных больниц — это реально!

2     В нашей стране реализуется множество проектов во всех сферах здравоохранения, и спасибо международным  донорским организациям, которые зачастую делают за наше правительство то, до чего у собственных властей руки  (да и средства!) не доходят. Это  помощь в борьбе с туберкулезом, с ВИЧ/СПИДом, многими опасными  инфекциями, помощь техническая — в виде оборудования, медсредств, лекарств. А есть и проекты, способные переломить к лучшему ситуацию в здравоохранении  как в стране, так и в регионах. Об одном из таких проектов рассказывает зам. директора проекта «Финансирование организаций здравоохранения, основанное на результатах» (ФОР) Арсен Аскеров:
«В июне  2014 года стартовал этот важнейший для страны трехлетний проект. Две его главные цели: внедрение в стационарах системы здравоохранения  на региональном уровне (районных больницах) методологии интенсивного мониторинга за качеством медуслуг; апробация новой методики оплаты больницам за достигнутые результаты.
Говоря проще, сначала в ряде пилотных больниц всех регионов Кыргызстана,  список которых  определился методом случайной выборки, проводится силами  специалистов МЗ КР и проекта ФОР обучение персонала основам такого  мониторинга, как отслеживать слабые места качества оказанных в работе больниц,  как их (слабые места) устранить».
По второй цели, поясняет А. Аскеров, сейчас  оплата идет по договоренности между ФОМСом Минздрава и больницей  в зависимости от количества пролеченных случаев и дифференцирована только  по степени сложности, новая же методология позволяет платить поставщикам медуслуг только за хорошие достигнутые результаты.

По данным НСК КР, численность врачей на 10 тысяч населения сократилась за 2009-2013 гг. на 3,2%. Правда, среднего медперсонала за это время стало на 6,4% больше.

Как же определить эти результаты? В ходе проекта разработана оценочная карта из шести разделов:
1. Грамотное управление  больницами (навыки управления, общения с персоналом, навыки  анализа статданных, прозрачности бюджета, приоритетизации по медсредствам и оборудованию и т.д.).
2. Гигиена и  мероприятия по инфекционному контролю (во-первых, чистота санузлов и душкабин). Самое главное требование — наличие во всех палатах  хороших  санитарно-гигиенических условий. В рамках проекта  больницам предстоит переоборудовать палаты не только современными санузлами, но и их постоянным обслуживанием со стороны санитарок (по примеру  хороших гостиниц, где служащая  следит за оснащением и чистотой туалетов каждые полчаса). На какие средства  все усовершенствовать? Во-первых,  больницы-участницы проекта должны сами вложить  деньги на  такие новшества, а от проекта  ФОР каждая больница  также  ежеквартально получит средства  позднее — в зависимости от достигнутых результатов. Использовать их больницы смогут по своему усмотрению на дальнейшее  улучшение работы.
3. Повышение потенциала специалистов — не просто  пригласить лектора или участвовать в конференции, а провести ряд тренингов, семинаров, причем по инициативе руководителей больниц, которым следует определить слабые места в работе больниц, и пригласить  тренеров, которые подскажут персоналу, как их преодолевать. Тут требуется активность не только главврача, но и всех подразделений — реанимации, хирургии, роддома и т.д.
4. Показатель степени удовлетворенности пациентов, но не обычным «да» или «нет», а привязкой  этого уровня удовлетворенности к деньгам — если пациент удовлетворен чистотой заведения, доволен работой персонала, всеми условиями и  качеством услуг в больнице. Тем самым больницы должны стать островками культуры, образования в какой-то степени (к примеру, дать роженицам знания по уходу за новорожденным). Если больница не отвечает всем требованиям пациента, то ей не будет квартальной премии на дальнейшие реформы.
5. Помещение пациента в ранг «главной персоны» в лечебном учреждении и стремление удовлетворить все его медицинские потребности с наивысшим качеством.
6. Самая болевая точка до сих пор — комитеты качества в больницах,  которые формально вроде работают. К сожалению, у членов этих комитетов (зав. отделениями, главный бухгалтер, главная медсестра) нет современных знаний, они не владеют новыми технологиями оказания медуслуг. В рамках ФОР мы помогаем им улучшить работу посредством усиления слабых мест — найти новое решение. Мы готовим учебное  пособие, как руководству и персоналу следует подходить к проблеме, ее решать и контролировать. И самое важное: комитеты качества должны уметь решать и немедицинские вопросы, к примеру, составить бизнес-план по определенной теме. Они должны обеспечивать  демократию и безопасность персонала.
Какие же больницы в числе пилотных отобраны для участия в проекте ФОР? Это районные больницы разного типа. Всего в Кыргызстане 65 больниц, случайным методом выбраны 42.  Надо отметить, что часть больниц получит только образовательные услуги, а остальные — образовательные плюс финансовую поддержку. В Иссык-Кульской области — 3 больницы, в Джалал-Абадской — 5, Ошской, Баткенской и Чуйской — по 4, в Таласской — 5, Нарынской — 2 больницы.
А. Аскеров  рассказал, что  аналогичный  проект осуществляется в ряде стран Африки и  Южной Америки, во Вьетнаме и Лаосе, стартует он и в Таджикистане, но там  — на амбулаторном уровне, а у нас — на больничном. Так что мы впереди всего СНГ в этом процессе.
Что касается мониторинга работы больниц, он определяется по ряду индикаторов, причем 10% из них — это оценка результатов работы больниц, 35 — индикаторы факторов управления, обеспечения безопасности и т.д., а 55 — индикаторы  качества процесса лечения.
Стоит подчеркнуть, что такие проекты Кыргызстану крайне необходимы. Я задала А. Аскерову вопрос, а что будет с этими больницами через три года? Сможет ли, привыкнет ли  их персонал к новшествам, не повернет ли на  старые рельсы после окончания финансовой подпитки? Он ответил: «В процессе всех этих новшеств  совершается если не культурная революция, то культурный сдвиг в сознании людей, изменение отношения и подходов к лечению и оказанию медуслуг. Очевидцы утверждают: происходит перелом в сознании  персонала — от главврача до санитарки, все понимают: лечить качественно — не только необходимо, но и выгодно. Мы предполагаем, что если проект покажет хорошие результаты, то вторым этапом будут охвачены все больницы страны».
А. Аскеров привел пример Чуйской областной  и Кочкорской районной больниц, где  уже 6 месяцев (с июня 2014-го) начались реформы: «В Чуйской клинике началось апробирование оценочной карты, мы увидели, где специалисты готовы к изменениям, а где нет, где нужно адаптировать и изменить условия,  как персоналу улучшить свою работу, какое оборудование  и медикаменты надо покупать. За первые три месяца работы результаты были не очень, зато по итогам полугодия они заработали 2 млн. сомов — улучшая инфраструктуру больницы (оборудование, электроснабжение, тепло, вода, канализацию, лекарственное обеспечение), а затем уже пошел качественный сдвиг — в повышении качества лечения.
В Чуйской больнице уже налажено не уравнительное, а справедливое распределение  денег, полученных по результатам первого квартала участия в проекте — выше зарплата у того, кто больше сделал вклад в лечение пациентов и в конечные результаты учреждения, на основе позабытого с советских времен КТУ — коэффициента трудового участия (полезная была штука!). В Кочкорской больнице  тоже достигли хорошего результата за полгода, заработали свыше 600 очков по всем критериям из 1 000 возможных за счет улучшения инфраструктуры, роста удовлетворенности пациентов и т.д. В деньгах они получили более 1,6 млн. сомов.
Осталось сказать, что на  все цели проекта ФОР Международная  ассоциация развития (проще говоря, Всемирный банк) выделяет
11  млн. долларов, из них  8,6  млн. — на  поощрение указанных региональных больниц Кыргызстана.

Елена МЕШКОВА.

Фото предоставлены пресс-службой Минздрава.






Добавить комментарий