Main Menu

О чем говорит чагатайский язык

     Созданный недавно в республике НИИ исламоведения начал в августе интересный проект, предусматривающий изучение исламского наследия в нашей стране. 

Как рассказала нам доктор исторических наук Назира Курбанова —  одна из тех, кто осуществляет проект, Центральная Азия,  в том числе Кыргызстан, исторически являются центром развития исламского наследия: отсюда ханафитский ислам распространился по всему региону, благодаря таким известным средневековым аалымам, как Масуд бин Мансур аль-Оший (1125-г.), Али бин Осмон аль-Оший (1173-г.) и др.,  чьи труды обогащали  сокровищницу мировой исламской мысли. Но, к сожалению, историческое наследие древних богословов кануло в Лету,  и нынешнее поколение совершенно не знакомо с их трудами. Имеющиеся рукописи по истории ислама на чагатайском языке  еще не переведены на современные языки.
Общеизвестно, что в конце ХIХ — начале ХХ века исламское наследие получило свое развитие в Кыргызстане посредством джадидитского движения. Это ознаменовалось созданием джадидитских школ,  но их  на корню уничтожила советская власть. Также недостаточно изучена роль ислама в    деятельность кыргызских общественных деятелей, просветителей, акынов (поэтов) Осмонаалы Сыдык уулу, Белека Солтоноева, Э.Арабаева, Талып Байболот уулу, Ы.Абдрахманова и др., труды которых являются уникальными историографическими источниками, содержащими  информацию о проблемах общественно-политической и культурной жизни той эпохи, в то время как в Европе, в частности, во Франции, Турции, Узбекистане, Казахстане, Таджикистане, Татарстане, уже ведутся научно-исследовательские работы в этой сфере.
Кроме того, незаслуженно забыты достижения исламской мысли советского периода, хотя у нас в стране проживает целое поколение богословов, находящихся сегодня в преклонном возрасте. Это молдо Сабыр,  молдо Надыр, Кимсанбай ажы из Бишкека, Садыкжан Камалов из Оша, Хабибулла Залихаев из Чуйской области, молдо Ахун из Кадамджая, молдо Талип  из Аравана и многие др., сохранявшие и проповедовавшие исламские традиции  в условиях жесточайшего атеистического прессинга.
Несмотря на то что в современном Кыргызстане бурно развиваются исламские процессы, до сих пор нет ни одного научного исследования, проливающего свет на обозначенный круг вопросов.   Исторические труды, хранящиеся в архивах Бухары, Самарканда, Ташкента, кыргызским исследователям и общественности недоступны. Ни разу не проводились научные экспедиции в г. Ош, Узген, Талас, Аксыйский район и другие регионы, где есть исторические памятники ислама.
Поэтому НИИ исламоведения решил взяться за этот непочатый край работы. На первых этапах нужно договориться с учеными Узбекистана, Казахстана и Таджикистана и в дальнейшем съездить в архивы Ташкента, Самарканда, Бухары. Предстоит исследовать средневековые философские, богословские, литературные произведения,  исторические труды, связанные с суфийской практикой,  изучить их роль в распространении ислама, а также  влияние исламских ценностей на кыргызскую культуру (в том числе труды Жусупа Баласагына, М. Кашгари, большие и малые эпосы и др.). Планируется  осветить  дореволюционное исламское наследие — джадидитское движение — в Кыргызстане на основе хранящихся в архивном фонде НАН КР  рукописей Э. Арабаева, К. Мифтакова, Ы. Абдрахманова и др.
Будет организован сбор среди населения редких религиозных книг  XVII-XIX вв. на арабском, чагатайском языках. Затем их оцифруют и внесут в задуманную электронную библиотеку на сайте НИИ. Состоятся экспедиции в Ош, Узген, Баласагын, Талас, Аксы-Кент и другие регионы, чтобы найти памятники знаменитых исламских ученых (аалымов и суфиев). По результатам экспедиции создадут базу данных о памятниках средневекового исламского наследия.
Также на сайте института будет создана специальная веб-страница, знакомящая с историческими фактами, исламским наследием советского периода.
Есть идея образовать на базе НИИИ диссертационный совет для защиты ученых степеней по исламоведению  и таким образом начать восполнять дефицит теологов.
Группа исследователей, в их числе Назира Курбанова, недавно съездила в Баткенскую область, где встречалась  с аксакалами — аалымами советской эпохи. С какими впечатлениями они вернулись? Мы расскажем об этом в одном из ближайших номеров в интервью с Назирой Курбановой.

Дина РАИМБЕКОВА.

 






Добавить комментарий