Main Menu

Новые правила решат старые проблемы

     Государственная налоговая служба презентовала проект Стратегии развития ведомства на 2015-2017 годы.

В заседании приняли участие представители аппарата правительства, министерств и ведомств, Совета обороны, Совета по развитию бизнеса и инвестициям, Общественного наблюдательного совета при ГНС, Ассоциации поставщиков, Ассоциации рынков, предприятий торговли и сферы услуг, Бишкекского делового совета, Международного делового совета, Национального альянса бизнес-ассоциаций, Палаты налоговых консультантов, Союза банков, посольства Швейцарии в КР, Всемирного банка, а также IFC, ADB, USAID, IMF, OSCE, UKAID и другие независимые эксперты.
Выступая перед собравшимися, председатель ГНС Замирбек Осмонов отметил, что новый документ включает в себя задачи по выравниванию налоговой нагрузки и улучшению инвестиционного климата, обеспечению полноты сбора налогов, а также дальнейшей модернизации службы. Программа разработана в соответствии с целями, определенными Национальной стратегией устойчивого развития Кыргызской Республики на 2013-2017 годы. В процессе подготовки документа проведены обсуждения с представителями министерств экономики и финансов, Государственной таможенной службы, Государственной службы по борьбе с экономическими преступлениями, Национального статистического комитета и бизнес-сообщества    республики. На основе анализа текущей ситуации определены цели, задачи и мероприятия, система оценки и мониторинга реализации Стратегии развития ГНС на 2015-2017 годы.
Презентуя проект программы, заместитель председателя Государственной налоговой службы Октябрь Абдукаимов подчеркнул, что, несмотря на положительные достижения в работе ведомства, остается еще ряд трудностей функционального, кадрового и структурного характера. «В частности, недостаточный потенциал сбора налогов для увеличения поступлений в государственный бюджет. Для решения этой проблемы необходимо оптимизировать функции и структуру органов службы, а также повысить квалификацию сотрудников.
До сих пор остается нерешенным вопрос о дублировании функций ГНС некоторыми государственными и муниципальными органами, а также наличие излишних обязанностей, несвойственных налоговой. В этой связи целесообразно передать отдельные функции от Национального статистического комитета, Социального фонда в ГНС и наоборот. Необходимо внедрить стандартизацию существующих рабочих процессов внутри службы. Данный вопрос особенно важен в связи с возможной передачей новых обязанностей и изменения структуры ведомства.
Стоит пересмотреть и требования, предъявляемые к претендентам, поступающим на работу в органы Налоговой службы. Одним из основных препятствий в повышении ее кадрового потенциала является наличие возможности принятия на работу без проведения соответствующего отбора. Поэтому мы должны пересмотреть документы и прописать норму, согласно которой трудоустройство возможно только на основе конкурса. Подчеркну, что отсутствие эффективной и справедливой системы мотивации и социальных гарантий непосредственно влияет на качественные показатели труда сотрудников и порождает высокую текучесть кадров и «вымывание» опытных специалистов из органов. А низкий аналитический потенциал ГНС препятствует своевременному реагированию на изменения во внешней среде и внутренние изменения в системе, не позволяет осуществлять прогнозирование и дальнейшие направления деятельности налоговой.
Еще одной проблемой является наличие большого числа льгот и послаблений. Поэтому необходима оптимизация системы налоговых преференций, запрет на необоснованные льготы и освобождения, введение моратория на их предоставление. Существующий уровень разъяснительной и информационной работы среди населения недостаточный для увеличения количества добросовестных налогоплательщиков и повышения налоговой культуры граждан. В этой связи стоит усилить работу в данном направлении.
Также надо стимулировать людей к активному использованию электронных услуг. Отсутствие единой базы данных налогоплательщиков (физических и юридических лиц) ведет к сложностям при прохождении процедуры регистрации. Более того, нерешенным остается низкий уровень информационного обмена органов Налоговой службы с Государственной регистрационной службой, ДПС МВД, Национальным статистическим комитетом, Государственной таможенной службой, Государственной службой финансовой разведки, Национальным банком и органами местного самоуправления. Это приводит к несвоевременному получению информации в достаточном объеме о субъектах и объектах налогообложения. Для решения этих проблем мы станем вести работу в рамках стратегии по четырем приоритетным направлениям: совершенствование функций и рабочих процессов ГНС, усиление кадрового потенциала службы, развитие мотивации налогоплательщиков, увеличение потенциала собираемости налогов», — заявил Октябрь Абдукаимов.
По словам заместителя председателя ГНС, каждое направление несет в себе ряд задач, которые нацелены на преобразование структуры в эффективно функционирующую налоговую администрацию, удовлетворяющую потребности общества и государства. Вместе с тем к новой стратегии, принимая во внимание точечность ожидаемых результатов, применен метод экспертной внутренней оценки. Он позволяет осуществлять оценку и мониторинг достижения поставленных задач, используя внутренние ресурсы ГНС, без привлечения третьих сторон.
Напомним, в этом году завершается реализация Стратегии развития ГНС на 2012-2014 годы, которая направлена на повышение эффективности налогового администрирования в целом с учетом соблюдения баланса между увеличением собираемости налогов и снижением административного бремени налогоплательщика. По оценке самой Налоговой службы удалось реализовать программу на 80%.
На презентации проекта Замирбек Осмонов рассказал журналистам и о том, что законопроект о введении фиксированного налога на квадратный метр жилья находится сейчас на рассмотрении в Жогорку Кенеше. Однако в рамках него ГНС уже провела паспортизацию всех строительных объектов. В итоге выяснили, что в столице строится около 170 элитных домов, их общая квадратура более 1 млн. кв. метров. При полной сдаче объектов предполагается ежегодно получать более 1,5 млрд. сомов в виде налогов.
Отвечая на вопросы работников СМИ, глава ГНС предположил, что при вступлении Кыргызстана в Таможенный союз оборот крупнейших рынков страны может сократиться до 50%. По его словам, предполагаемые потери планируется компенсировать за счет улучшения и охвата тех налогоплательщиков, которые работают сегодня без уплаты налогов. Отметим, что с апреля ГНС установило жесткий контроль на крупнейших рынках, в результате чего поступления увеличились.

Ирина КОВШОВА. 

 






Добавить комментарий