Main Menu

Цель — добиться экономического роста

     Министерство финансов провело в регионах страны общественные слушания по проекту республиканского бюджета на 2015-2017 годы. Слушания состоялись в четырех городах — Караколе, Оше, Нарыне и Баткене. Такие мероприятия проходят для информирования общественности и обеспечения открытости процедур рассмотрения проекта бюджета и использования его средств.

1     Участие в общественных слушаниях приняли представители ведомства, гражданского общества, СМИ, главы органов местного самоуправления, бюджетных организаций, областных и районных администраций. 

В своей приветственной речи замминистра финансов Арзыбек Кожошев отметил, что проведение  выездных бюджетных слушаний  повысит эффективность управления государственными финансами, в том числе обеспечит прозрачность и активное участие общественности в этом важном для страны процессе.
Бюджетные слушания позволяют изучить мнение населения, получить консультации и найти наиболее оптимальные решения, вовлечь население в процесс принятия решений, а в конечном итоге — успешнее обустроить жизнь местного сообщества.
«Мы практикуем региональные общественные слушания уже второй год, таким образом обсуждаем его с населением. В прошлом году слушания проходили только в Оше и Караколе, а в этом подключили Нарын и Баткен. Преимущество в том, что мы можем решить некоторые проблемы в рамках этого мероприятия», —  пояснил Арзыбек Орозбекович.

В ходе мероприятия участникам представлены презентации специалистов по государственному долгу, капитальным вложениям, программам государственных инвестиций, стимулирующим грантам, расходам социальной сферы и отраслей экономики.
Выступая с докладом, ведущий специалист отдела планирования и среднесрочного прогнозирования бюджета Аида Исраилова отметила, что в среднесрочном периоде на 2015-2017 годы главными целями экономической политики будут укрепление макроэкономической стабилизации и обеспечение устойчивого экономического роста. В области  социальной политики основными задачами  на 2015-2017 годы остаются повышение занятости населения и конкурентоспособности трудовых ресурсов, уровня и качества жизни, снижение уровня безработицы.
3     По ее словам, реальный темп роста ВВП на следующий год прогнозируется в 6%. Доходы бюджета вырастут с 117,3 млрд. сомов в 2015 году до 143,0 млрд. в 2017-м.  Повышение бюджетных доходов в среднесрочной перспективе произойдет главным образом за счет роста налоговых поступлений. Так, номинальный объем налоговых доходов увеличится с 95,1 млрд. сомов в 2015 году до 124,2 млрд. в 2017-м. Поступления неналоговых доходов в среднесрочном периоде увеличатся с 13,4 млрд. сомов в 2015 году до 14,0 млрд. в 2017-м. Поступления официальных трансфертов (программные гранты и гранты ПГИ) в среднесрочном периоде будут отражаться ежегодным снижением. Так, поступления официальных трансфертов снизятся с 8,8 млрд. сомов в 2015 году до 4,6 млрд. сом в 2017-м.
Относительно расходной части бюджета на следующие годы докладчик подчеркнула следующее. В 2015-2017 гг. прогнозируется ежегодный рост общих расходов государственного бюджета в среднем на 110,0%. Причем текущие расходы в этом периоде прогнозируются с ежегодным ростом в 106,5%, а капитальные — с ростом 128,3%. Опережающий темп роста капитальных расходов необходим для дальнейшего наращивания инвестиционной составляющей бюджета, что способствует росту производственных мощностей. Политика расходов государственного бюджета в среднесрочном периоде направлена на сокращение неэффективных и неприоритетных расходов. В этой связи удельный вес расходов на государственные услуги будет постепенно снижаться в общих расходах государственного бюджета. Таким образом, общие расходы государственного бюджета прогнозируются в 2015 году на 131,5 млрд. сомов (29,7% к ВВП), в 2016-м — 142,5 млрд. (28,1% к ВВП), в 2017-м — 155,4 млрд. (26,8% к ВВП).
2     В среднесрочном периоде в процентном отношении к ВВП дефицит бюджета снизится с 3,2% в 2015 году до 2,5% к ВВП в 2016-м и 2,1% к ВВП в 2017-м. «Такая тенденция соответствует целям бюджетно-налоговой политики в среднесрочном периоде и рекомендациям МВФ об удержании дефицита бюджета не выше 5% к ВВП», — заметила А. Исраилова.
По ее мнению, для достижения целей снижения дефицита бюджета в среднесрочном периоде необходимо принять ряд мер по оптимизации расходов бюджета. Среди них важнейшими являются:
—    укрепление финансовой дисциплины, повышение эффективности бюджетных средств;
—    введение ограничений на принятие нормативных правовых актов, не подкрепленных финансовыми источниками;
—    сокращение бремени государственного долга путем своевременного обслуживания обязательств по государственному долгу.
В среднесрочном периоде на 2015-2017 годы важнейшей предпосылкой успешной реализации макроэкономической политики является социальная стабильность в стране, что во многом предопределяет социальную ориентированность бюджета республики. Так, в 2015 году доля расходов государственного бюджета на социальную сферу составит 52% от общего расхода, в 2016-м — 51%, в 2017-м — 49,4%.  «В следующем году на расходы социальной сферы планируется направить 68 млрд. сомов. Из них 14 млрд. приходится на здравоохранение, на образование — 25,2 млрд.,  социальную защиту —  25,6 млрд.,  культуру, отдых и религии — 3,3 млрд. сомов», — уточнила А. Исраилова.
Наблюдается ежегодный рост расходов социальных секторов в среднем за год: в здравоохранении — 105,8%, образовании — 107,0%, социальной защите — 106,8%,  культуре — 108,6%. Причем такой рост поддерживается как за счет ежегодного роста текущих расходов, так и за счет инвестиционных расходов.
В 2015 году объем общих расходов отраслей экономики прогнозируется в размере 43,8 млрд. сомов. Из них 6,7 млрд. за счет бюджетных средств, около 1 млрд. за счет специальных и более 36 млрд. сомов за счет бюджета развития.
Как сообщила специалист, в следующем году на расходы Министерства сельского хозяйства планируется направить  порядка 5,4 млрд. сомов, Министерства транспорта — 15,7 млрд., МЧС — 1,6 млрд., Министерства энергетики — 17,4 млрд.,  на жилищные и коммунальные услуги — 1,5 млрд. и на другие экономические вопросы 2,1 млрд. сомов.
Кроме того, в среднесрочной перспективе прогнозируется рост численности населения на 95,9 тыс. человек. Среднегодовой реальный рост среднемесячной заработной платы прогнозируется на уровне 1,9%, что приведет к увеличению денежных доходов населения в среднем на 40,0 млрд. сомов. Уровень бедности в среднесрочной перспективе сократится в среднем в год на 0,4 процентных пункта и составит 36,9% в 2017 году.
Проект бюджета Программы государственных инвестиций на 2015 год прогнозируется в размере 41,6 млрд. сомов. Из них планируемый объем  кредитов составит  32,1 млрд., грантов — 8 млрд., размер софинансирования из республиканского бюджета — 1,5 млрд. сомов.
Бюджет Программы государственных инвестиций текущего года составляет 22,4 млрд. сомов. Из них 16,4 млрд. — кредиты, 5 млрд. — гранты, около 1 млрд.  сомов — софинансирование из республиканского бюджета.
«Рост объема планируемых кредитов на 2015 год связан с реализацией проектов КНР в секторе энергетики «Строительство ЛЭП 500 кВ «Датка-Кемин», «Реконструкция ТЭЦ Бишкека»,  проектов в секторе транспорта «Реабилитация двух участков автодорог в КР», «Строительство альтернативной дороги север — юг» и других проектов.  В целом уровень освоения грантовых средств с 2011-го по 2017 год находится в пределах 5,2 млрд. сомов ежегодно», — пояснила А. Исраилова.
Отметим, программа государственных инвестиций является основным инструментом государства по финансированию проектов развития и привлечения инвестиций в отдельные секторы экономики, которые являются инвестиционно слабо привлекательными для частного капитала и куда пока не идут частные инвестиции. Финансирование проектов ПГИ осуществляется за счет грантовых и кредитных средств международных финансовых институтов и стран-доноров, а также за счет софинансирования из республиканского бюджета.
На обслуживание государственного долга КР планируется направить в 2015 году  15,6 млрд. сомов. Из них по внешнему долгу около 6,9 млрд. и по внутреннему — 8,7 млрд. Как уточнила А. Исраилова, по состоянию на 31 мая 2014 года размер государственного долга КР составил 187 млрд. 22 млн. сомов (3 591 млн. долларов), из них:

  • государственный внешний долг — 174 млрд. 240 млн. (3 345 млн. долларов);
  • государственный внутренний долг -12 млрд. 782 млн. (245 млн. долларов).

«Соотношение государственного внешнего  долга к ВВП  на конец 2013 года составило 44,4%, что характеризует устойчивый уровень государственного внешнего долга. В среднесрочной перспективе усилия правительства будут направлены на сохранение устойчивого уровня этого показателя», — подытожила специалист.
После докладов и выступлений участники мероприятия активно обсудили ряд вопросов, касающихся проекта бюджета на 2015 год. Также специалисты Минфина ответили на вопросы.
Участники слушания подняли и хозяйственные вопросы: проблемы сферы энергетики, увеличение пени за электроэнергию, вопросы обеспечения углем. Их интересовало, почему при переходе на госслужбу предыдущий муниципальный стаж не зачитывается и можно ли увеличить зарплату муниципальным служащим? Также были заданы вопросы по условиям труда, заработной плате, стимулирующим грантам, штатному расписанию айыл окмоту и т.д.
Особенно много вопросов  касалось  финансирования конкретных объектов капитального строительства,  на которые  сотрудники министерства  дали исчерпывающие ответы. По мнению местных активистов и большинства участников обсуждения, проведение таких мероприятий позволит определить приоритеты в бюджетных затратах.
Общественные слушания прошли при содействии проекта «Развитие потенциала в управлении государственными финансами» многостороннего донорского трастового фонда».

Аида ШИРИНОВА.

 






Добавить комментарий