Main Menu

Школьное питание: питает умы, меняет жизнь

     В 2013 году Всемирная продовольственная программа ООН в Кыргызстане  (ВПП ООН) по просьбе  правительства республики и грантовой поддержке правительства России приступила к оптимизации Национальной программы школьного питания. 

Ее цель — в разработке  устойчивых и эффективных моделей питания детей, во  внедрении улучшенного меню в 250 пилотных школах, в улучшении инфраструктуры и оснащении современным оборудованием столовых в  школах и в реформе механизмов закупок.
В сентябре минувшего года в Кыргызстане запущен пилотный проект оптимизации школьного питания для  перехода на горячее питание в рамках  выделяемых из госбюджета  средств. Для этого  разработали новые модели его организации на принципах прозрачности и эффективности. Разработан и проект концепции государственной программы развития школьного питания, призванный обеспечить  его правовую  основу. Плановый бюджет проекта, рассчитанного на 2013-2016 годы, составляет 11,4 млн. доллара США. Программу оптимизации школьного питания осуществляют ВПП ООН в сотрудничестве  с Министерствами образования и науки, здравоохранения, Российским институтом отраслевого питания и органами местного самоуправления.
В Бишкеке прошла встреча межведомственной рабочей группы под руководством  вице-премьер-министра по социальным вопросам Эльвиры  Сариевой. Открывая ее, она отметила важность обеспечения качественного питания учащихся и поблагодарила сотрудников ВПП ООН  за проделанную ими работу. Вице-премьер сообщила, что на последнем заседании рабочей комиссии принят ряд ключевых решений, высказаны предложения по оценке моделей питания в пилотных школах. И добавила, что разработанные  российским институтом модели успешно внедряются и заметно оптимизируют систему школьного питания.
Вице-премьер подчеркнула, что осталось всего три месяца, чтобы выбрать элементы прозрачности  тендерных продуктовых закупок для школ и улучшения их инфраструктуры. Ожидается и совещание с  полпредами правительства в областях. Сославшись на  экспертов ВПП ООН, чиновница отметила большую помощь родителей в улучшении  школьного питания. В частности, по линии попечительских советов,   действующих в школах, но они есть не  везде, и их надо создавать повсеместно.
По словам Э. Сариевой,  разрабатываемые ВПП ООН варианты должны быть максимально приближены к возможностям нашего бюджета, и тогда их  можно автоматически внедрять во всех школах.
С докладом о результатах деятельности по основным  направлениям пилотного проекта выступила заместитель министра образования и науки Д. Кендирбаева. Она  сообщила, что в 60 школах республики проведен анализ характера питания, способов организации и проведения тендеров, работы подсобных хозяйств, состояния  водно-санитарной инфраструктуры школ. Сейчас только в 12% введено горячее питание. При этом эффективность закупок составляет 53%, треть стоимости школьных затрат на еду теряется за счет слабой организации тендеров. В каждой пилотной школе определен большой объем работ: ремонт, приобретение кухонного оборудования, введение оптимальной модели питания с учетом имеющихся возможностей. И здесь огромная ответственность лежит и на министерстве, и на органах местного самоуправления, которые должны изучить возможности помощи своим школам, считает Д. Кендирбаева.
Отметим, что сейчас в стране функционируют 2 204 школы, в которых имеются  961  типовая столовая, 508 буфетов, в 735 есть приспособленные помещения. Сейчас  в рамках проекта 23 тысячи школьников начальных классов из 110 пилотных школ получают питание: в 93 — горячее, а в 18 — свежую выпечку и напитки. Доля тех, кто получает горячее питание, выросла с 13% в начале проекта в 2013 году до 80% после внедрения программы. Сейчас в «пилоте» участвуют 134 школы, в следующем  году количество пилотных школ увеличится до 250.
Обзор пилотных проектов сделала и программный директор ВПП ООН Н. Франк. Она сообщила, что в 2013-2014 учебном году в республике ввели новые модели питания в 110 школах. При этом пищеблоки в них  укомплектованы новым технологическим  оборудованием.      На оснащение им и строительными материалами для  ремонта школьных столовых, развитие пришкольных хозяйств, проведение интерактивных игр для детей,  обучение  кухонного персонала и приобретение обогащенной  муки по линии ВПП ООН по состоянию на май 2014 года выделено 62,9 млн. сомов, из них 52 млн. — на оборудование. Вклад родителей в улучшение школьного питания  в качестве софинансирования составляет 2 млн. сомов, причем 40% данных средств направлены на улучшение меню, а 60% — на оплату  работы поваров. Органы местного самоуправления и сообщества вложили  в проведение  ремонтных работ, покупку  посуды  3,8 млн. сомов.
Участникам встречи продемонстрировали образцы питания, которые прокомментировал замдиректора Российского  института  отраслевого питания О. Шишов. Он отметил, что создание районных отделов развития школьного питания в республике на 30% сократит расходы на него. Централизованные закупки продуктов  позволят эффективнее использовать бюджетные средства. Следующим  шагом в оптимизации школьного питания стала оценка школ. Она показала, что без дополнительного   оборудования внедрить в них систему горячего питания невозможно.
К сентябрю 2014 года на покупку и установку оборудования для 134 школьных столовых намечено потратить 52 млн. сомов. Кроме оснащения столовых, российский институт предложил три модели питания. Первая  — улучшенное питание, то есть от  чая перейти на молоко, компот, соки. Вторая — выдача каши, третья  —  горячие блюда. С 1 сентября 2014 года в 134 пилотных школах эти три модели станут применяться, сообщил О. Шишов. «Мы предложили также выпекать  булочки на местах, а не закупать их. Для этого в школах, переходящих на горячее питание,  предложены 92 варианта блюд», — подчеркнул российский специалист.

Александр ШЕПЕЛЕНКО. 

 

 






Добавить комментарий