Main Menu

ОБРАЗОВАНИЕ — ГАРАНТ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

     В формате информационной акции правительства Кыргызстана «Министр на связи»  в Министерстве образования и науки состоялись презентация плана действий по достижению целей и выполнению задач программы правительства на 2014 год, а также круглый стол на тему «Система образования для устойчивого развития общества». В работе приняли участие его глава К. Садыков, начальники  управлений министерства, представители НПО, гражданского сектора, педагоги, родители учащихся образовательных учреждений и журналисты.  

Система образования республики, отметил министр, является одним из гарантов ее устойчивого развития. Принятие в январе минувшего года Национальной стратегии устойчивого развития КР на 2013-2017 годы позволяет интегрировать реформы, предпринимаемые в последнее время в сфере обучения, в единую стратегию развития страны.
Ведь образование как раз развивает и укрепляет «потенциал отдельных лиц, групп, сообществ, организаций и стран». А это позволяет иметь собственные суждения и делать выбор в интересах устойчивого развития,  способствует изменению взглядов людей для безопасного, здорового, процветающего мира и повышает качество жизни».
Принятие Стратегии развития образования до 2020 года и связанных с ней документов с обеспечением преемственности и комплексности реформ в системе образования станет продуктивной основой для выбора и разработки управленческих решений по ее реформированию. А основной целью проекта Стратегии является создание условий для устойчивого ее развития путем эффективного использования внутренних и внешних ресурсов для повышения качества предоставляемых образовательных услуг. В утвержденном плане действий министра образования и науки по достижению задач программы правительства на нынешний год Канат Садыков выделил семь приоритетных задач.
Первой он назвал увеличение детских дошкольных организаций и улучшение качества подготовки детей. По его словам, сегодня планируется увеличить охват детворы ранним образованием, включая частные дошкольные организации до 16,5%, а в школах оборудовать 2 237 класс-комплектов для предшкольной подготовки. Программой же 240-часовой предшкольной подготовки предполагается охватить 100% детей в возрасте 5,5-7,5 года. В наступившем году предстоит также создать 50 вариативных детсадов с выбором программы подготовки и 40 в 2015-м (в них акцент сделают на программах, обучающих и готовящих малышей к школьной жизни). Все это будет обеспечено за счет гранта, выделяемого Всемирным банком в рамках Проекта поддержки дошкольного образования. Есть в планах министерства и включение не менее 15  дошкольных образовательных организаций в Титульный лист строительства  на будущий год. Особую помощь ведомство окажет  общинным детским садам в регионах.
Другой основной задачей, которую обозначил глава образовательного ведомства,  стала реализация общенациональных мер, призванных повысить качество образования. Для того чтобы выполнить ее на долговременной основе, ведомство берет на себя обязательство составить план капитального ремонта школ республики. К концу августа этого года конкретно определят те, которые действительно нуждаются в обновлении, и составят план его проведения на 5 лет начиная с будущего года.
Благодаря поддержке МЧС и ЮНИСЕФ обследованы все школы и дошкольные организации республики, проведен анализ их уязвимости и составлена электронная база зданий.
Также обращено внимание на повышение уровня обеспеченности общеобразовательных учреждений  учебниками, к ноябрю этого года ожидается достижение 80% за счет средств бюджета и доноров. Сейчас по республике оснащенность школ книгами составляет 72%. Ведомство планирует задействовать и такую форму обеспечения, как аренда учебников.  Планируется и принятие нормативных  актов, регулирующих школьную форму, сейчас разрабатывается ее дизайн. Уже определены 8 модельеров, которые доведут дело до завершения. К началу учебного года одежду пошьют и презентуют.
Также к 1 сентября, отметил К. Садыков,  реализуют инновационный проект для 100 пилотных школ (по 2 школы в каждом районе), которые  полностью оснастят интерактивным (3 доски), инновационным оборудованием (12 компьютеров), отвечающим современным требованиям. Они затем и станут центрами распространения новых методик обучения, которые используют для повышения квалификации учителей близлежащих школ. Стоит задача к 2016 году оснастить такой техникой 5% школ страны.
Следующим приоритетом в плане действий министра оказалось повышение уровня автономности и ответственности школьных администраций и управление ими. В этом плане К. Садыков сделал акцент на активизации работы попечительских советов школ, которые обеспечат прозрачность и адресность распределения собранных и выделяемых для решения школьных проблем средств. Сегодня попечительские советы функционируют во всех школах Бишкека, а в среднем по республике они действуют в 30% общеобразовательных учреждений. К 1 августа также планируется завершить разработку стандартов школьного питания и начать их апробирование на базе пилотных школ Кыргызстана.
Она осуществлена с помощью Всемирной продовольственной программы ООН, которая помогла в оснащении оборудованием школьных кухонь. Средства, выделяемые на питание в этих школах, идут через непосредственные закупки продуктов самими школами и в зависимости от  количества  питающихся детей.
Еще одним приоритетным направлением в плане действий главы образовательного ведомства является оптимизация механизма поступления абитуриентов. Он сообщил, что особое внимание, согласно требованиям времени, уделят совершенствованию механизма ОРТ. Такие шаги уже сделаны, и в последние годы, кроме трех основных тестов по химии, биологии и иностранному языку, появились предметные по математике, истории и физике, и все они основаны на прогрессивном знаниевом принципе. В формате совершенствования находится, как отметил министр, и повышение доверия к школьным выпускным экзаменам. В этом году на базе школ Таласской области   состоятся централизованные выпускные экзамены.
Свое внимание К. Садыков заострил и на оптимизации сети вузов Кыргызстана. Он сказал, что принятие соответствующей концепции потребует инвентаризации вузов для выявления государственных высших учебных заведений, которые можно перевести на самофинансирование. Определят и госвузы, реализующие полный цикл студенческой подготовки (бакалавр, магистр, аспирантура /докторантура), что потребует создания рейтинговой системы оценки качества обучения. Для введения системы независимой аккредитации вузов и спузов и оценки качества обучения в них, отметил К. Садыков,  примут нормативно-правовые акты, которые обеспечат проведение аккредитаций.
Министр также обратил внимание участников круглого стола на обеспечение бюджетного распределения студентов. Он сообщил, что на законодательном уровне закрепят обязательства выпускников, обучающихся за счет бюджета, которые должны  отработать на местах в рамках государственного направления три года.
Седьмым приоритетным направлением плана своих действий К. Садыков назвал развитие науки и практическую реализацию научных инициатив. В начале нынешнего октября, пояснил он, на всеобщее обсуждение вынесут проект концепции развития науки, в который  заложено и изменение механизмов финансирования научных исследований.

Александр ШЕПЕЛЕНКО.

 

 






Добавить комментарий