Main Menu

Дороги страны — дороги жизни

В нашей горной стране основные перевозки (до 95 %) производятся автомобильным транспортом. Так что и своевременность доставки грузов и пассажиров у нас зависит не только от  транспорта, но и от состояния и содержания автодорог.

1Еще в 1939 году были образованы Министерство автомобильного транспорта Киргизской ССР и Главное дорожное управление при Совете Министров республики. С появлением этих ведомств началось массовое строительство автотрасс, кроме госпредприятий, строительством  дорог занималось и местное население. Конечно, большинство работ выполнялось вручную и гужевым транспортом. Дорожные организации оснащались еще совсем слабо. У них почти не было строительной дорожной техники, они располагали только прицепным грейдером, тягачом и одним-двумя старыми бортовыми автомобилями. Нехватка автомобильного транспорта и отсутствие автомобильных дорог с твердым покрытием систематически срывали доставку грузов и перевозку пассажиров, что в итоге тормозило развитие в республике промышленности и сельского хозяйства. Но, несмотря на трудности послевоенных лет, началось бурное развитие народного хозяйства. В 1953 году на базе двух ведомств было образовано Министерство автомобильного транспорта и шоссейных дорог Киргизской ССР. Это дало большой толчок развитию сети автомобильных дорог в нашем горном крае.
Министром назначили первого инженера-кыргыза, дорожника Хусаина Кольбаева. Он был легендарной личностью и человеком поучительной судьбы. Оставшись в раннем возрасте без родителей, Хусаин воспитывался в детском доме в далеком российском городе Тверь. После  рабфака поступил в Ленинградский железнодорожный институт и успешно его окончил в 1935 году, затем вернулся в республику инженером. Это было очень трудное время. Ни одного метра автомобильной дороги с твердым покрытием, мосты были деревянные, временные, все дорожные работы велись вручную, отсутствовала техника. В республике на тот период насчитывалось всего 2 000 автомобилей. Не было современных автотранспортных предприятий с технологическими службами,  пассажирских автобусных движений.
Так что Кольбаев, став министром отрасли, практически совершил в ней настоящую революцию. За короткое время он организовал десятки дорожно-строительных управлений. Во всех регионах республики построили  заводы по изготовлению сборного дорожного железобетона, а на всех узловых пунктах — асфальтобетонные заводы. В областных центрах и отдаленных районах создали  автотранспортные предприятия. Для нормальной работы транспорта вдоль магистральных дорог построили АЗС. В Оше, Таласе, Нарыне, Фрунзе, Пржевальске появились станции техобслуживания автомобилей. В городах Фрунзе, Ош, Кара-Суу возникли авторемонтный, шиноремонтный заводы. Все дорожно-строительные и эксплуатационные управления укомплектовали техникой, построили автобазы.
Ударными темпами был выполнен гигантский объем работ. Возросла интенсивность движения автомобильного транспорта. За короткое время построили и реанимировали крупные автомагистрали: Бишкек — Ош (протяженностью 600 км), Ош — Наукат — Баткен — Ляйляк — станция Пролетарская (450 км), Бишкек — Рыбачье — Нарын — Торугарт (550 км). А также вокруг озера Иссык-Куль (450 км), Талдысу — Санташ — Каркора (100 км), Нарын — Акталчат — Коштюбе — Казарман (250 км), Джалал-Абад — Ташкумыр — Кызыл-Жар — Караван (200 км), Джамбул — Талас (100 км), Акталчат — Аккыя — перевал Карагоо — Казарман (130 км), Бишкек — Чалдовар (90 км), Ала-Бука — перевал Чапчама — Чаткал (протяженность 150 км) и т.д.
Большое внимание министерство уделяло подготовке кадров. Через три года после образования  Минавтошосдора (1957 г.) были открыты автодорожный техникум, учебный комбинат, где готовили квалифицированных рабочих, специалистов среднего звена. Позднее благодаря усилиям министра при Фрунзенском политехническом институте открылся автодорожный факультет.
Для оперативного решения всех проектных работ при министерстве был образован проектный институт «Киргиздортранспроект», что дало большой толчок строительству автомобильных дорог и транспортных предприятий. Из стен Министерства транспорта и коммуникаций вышло много крупных руководителей: Р. Кульматов, первый секретарь Ошского обкома партии, А. Иордан, заместитель председателя Совета Министров Киргизской ССР, экс-премьер-министр КР Ж. Сатыбалдиев, министры К. Орозалиев, С. Аблесов, Э. Курманбаев, Т. Аджибеков.
Министерством транспорта и коммуникаций построены десятки красивых зданий, которые ныне украшают улицы Бишкека: Кыргызско-Турецкий университет «Манас», гостиница «Достук», Вычислительный центр Госплана, жилые дома на Южных воротах, Исторический музей на площади Ала-Too, автодорожный техникум, некоторые административные здания, само министерство, Западный автовокзал, гостиница в резиденции Президента, подземные пешеходные переходы,  путепроводы по проспектам Манаса, Шабдан Баатыра, ул. Чолпон-Атинской и т. д.
2Исторически сложилось так, что весь гужевой транспорт, а затем и автомобильный в Алма-Атинском, Иссык-Кульском, Нарынском и Ташкентском направлениях проходил через столицу. Когда движение было небольшое, это не особенно влияло на экологию и жизнь города. В последние годы резко возросло грузовое и автобусное движение. По данным научно-исследовательской лаборатории при министерстве, в сутки через Бишкек проходит около 24 тыс. транспортных единиц. Нужно было думать, как разгрузить столицу, уже в те годы. В 1967 году началось строительство первого участка кольцевой дороги протяженностью 28 км от села Военно-Антоновка до пересечения автодорог Кант — Георгиевка. Из-за неполного отвода земли под строительство трассы была построена только её половина — 16,5 метра с уклоном в одну сторону.
Но это не решало всех проблем, надо было срочно разгрузить автодорогу Бишкек — Рыбачье, которая проходила по густонаселенной Чуйской долине. Существующая  не могла пропустить такой поток автотранспорта, особенно в курортный сезон. Из-за дефицита орошаемой земли в плодородной долине дальнейшее строительство было приостановлено. В тот период ушли на пенсию министры старшего поколения — Х. Кольбаев, В. Хилимончик. Министром транспорта и коммуникаций был назначен Кыдырма Абышевич Орозалиев. Выбор его кандидатуры на должность был сделан очень удачно, он доказал это своим трудом и всей жизнью. К. Орозалиев был учеником, коллегой, выдвиженцем и другом первого министра Х. Кольбаева. Кыдырма Орозалиев всю жизнь проработал в системе транспорта и коммуникаций, прошел все ступени служебной лестницы и досконально знал дорожно-транспортное производство. Со свойственной ему энергией он взялся за дело и своей настойчивостью, профессионализмом, умением аргументированно поставить проблему перед руководством  доказал необходимость завершения строительства объездной дороги в стране.
Тогда его поддержал первый секретарь ЦК Компартии Киргизии Турдакун Усубалиев, благодаря чему вопрос  отвода сотни гектаров орошаемой земли под строительство дороги  решился. В кратчайшие сроки была разработана проектно-сметная документация, по ходу организовали штаб строительства кольцевой скоростной дороги первой категории шириной земляного полотна 33 метра с четырехполосным движением. Затем началась самая настоящая ударная стройка, потому что работали круглые сутки. Были собраны крупные строительные силы: сотни единиц дорожно-строительной техники, автосамосвалы, поливомоечные автомашины. Бесперебойно поступали на стройку сборный железобетон, асфальтобетонная смесь. Темпы строительства контролировал лично министр транспорта и коммуникаций республики
К. Орозалиев. В процессе создания дороги были перевезены и разработаны миллионы кубометров земельных работ, уложены десятки тысяч кубометров гравийного материала, смонтировано десятки тысяч кубометров сборного железобетона, сотни тысяч  тонн асфальтобетонной смеси.
И это дало возможность в кратчайшие сроки построить объездную трассу протяженностью 126 км. Она осталась в истории дорожной отрасли страны как всенародная стройка. Все работали слаженно, и это был редкий  пример энтуузиазма и единодушия. Все эти годы благодаря объездной трассе выдерживается все более возрастающая интенсивность автомобильного сообщения в населенных пунктах и городах Чуйской области. В Бишкеке сохранены  приемлемые экологические условия. А руководил этим крупнейшим инфраструктурным проектом еще достаточно молодой министр. Теперь он  заслуженный работник транспорта, почетный гражданин Бишкека, председатель Общества ветеранов транспорта, дорожного хозяйства и коммуникаций.
Отрадно, что и сейчас Кыдырма Абышевич, несмотря на солидный возраст, активно участвует в жизни Министерства транспорта и коммуникаций,  особенно в процессе строительства и эксплуатации автодорог в стране. Если что-то не так, он, не стесняясь, когда письменно, а когда в выступлениях доводит до властей факты  упущения и недоработок. Его замечания обязательно рассматривают, иногда даже на коллегии министерства. За долгие годы бессменной работы в системе транспорта К. Орозалиев внес неоценимый вклад в развитие дорожной сети и автотранспорта Кыргызстана.

Асад ГАСАНОВ,
заслуженный строитель КР,
почетный дорожник, экс-управляющий дорожно-транспортным строительством. 






Добавить комментарий