Main Menu

Совет доноров: куда уходят деньги? Гражданское общество контролирует государство

Как известно, дефицит республиканского бюджета текущего года перевалил за 17 млрд. сомов. Чем закрываем брешь в народной казне? Как распределяется спонсорская помощь международных финансовых институтов? Обратившись к членам общественных наблюдательных советов, занимающихся мониторингом эффективности использования казенных денег, корреспондент «СК» провела собственное небольшое расследование. 

Страны-доноры оказывают нашей стране действенную финансовую помощь, чтобы правительство могло выполнять взятые на себя социальные обязательства, вовремя выплачивать заработную плату в бюджетных учреждениях, школах, больницах и т.д. Роль международных донорских организаций весьма значительна, поскольку распространяется практически на все сферы жизнедеятельности.

С момента обретения независимости Кыргызстан получает и использует донорскую помощь из различных источников. Молодому суверенному государству, взявшему курс на построение демократического общества, проводящему экономические реформы, без поддержки не обойтись.

Но наши люди все чаще задаются вопросом: эффективно ли используются заемные и грантовые средства? Доходят ли они до адресатов или оседают в чиновничьих карманах?

У нас приоритетные инвестиционные проекты обычно финансируются через программы государственных инвестиций, как принято в международной практике, то есть деньги на развитие экономики закладываются в бюджет. Они в основном идут на улучшение социально-экономического положения граждан Кыргызстана. Сумма государственных инвестиций ежегодно варьируется в пределах 160-180 млн. долларов, более чем на 80% эти проекты финансируются из внешних источников.

Чем заняты наши финансисты? В их должностные обязанности входит отслеживание исполнения обязательств государственными органами по подготовке и реализации проектов, финансируемых международными финансовыми институтами и донорскими организациями: координация и регулирование закупок товаров, работ, услуг и консультационных услуг за счет государственных средств, в том числе по проектам, финансируемым международными финансовыми институтами и донорскими организациями.

Кроме того, в соответствии с законами «О государственном и негосударственном долге КР» и «Об основных принципах бюджетного права» Министерство финансов выступает в качестве единственного агента правительства по привлечению внешних и внутренних заемных средств, предоставлению кредитов и гарантий. Короче, Минфин полностью несет ответственность за мониторинг надлежащего использования заемных средств, то есть официальной помощи нашей стране.

Это ведомство относится к исполнительным органам государственной власти, попросить выделить ту или иную сумму нельзя даже парламентариям, все поручения Минфину поступают исключительно от правительства.

Министерства и ведомства ежеквартально представляют  отчеты в Минфин о ходе реализуемых национальных проектов в рамках ПГИ. Периодически специалисты Минфина совместно с донорами, Министерством экономики и другими отраслевыми министерствами и ведомствами проводят обзоры кредитных портфелей.

Министерство экономики в свою очередь занимается пиритизацией проектов в соответствии с разрабатываемыми стратегиями и программами (такими, как НСУР и Программа перехода к устойчивому развитию), где определены основные направления развития страны как для прямых инвестиций, поступающих из-за рубежа, так и для средств, предоставляемых международными финансовыми институтами под гарантию правительства. Обратите внимание: далеко не вся помощь, поступающая из-за границы, отслеживается государственными органами или гражданским сектором.

К примеру, ежегодно проекты в сумме до 100 млн. долл. реализуются в республике в виде технической помощи, а также посредством различного рода международных НПО, работающих в Кыргызстане. Проекты, осуществляемые в рамках такой помощи, как правило, не отражены в Программе государственных инвестиций.

Возьмем проект СВЕМ — «Наращивание потенциала в области экономического управления». Его цель — содействие Министерству экономики в создании новых институтов для разработки и осуществления устойчивой экономической политики, укрепления имеющегося потенциала страны через приоритетные направления политики, включая антикоррупционные реформы. Сумма проекта составляет 3,45 млн. долл.

В Минэкономики считают, что проекты по линии технической помощи тоже необходимо включить в Программу государственных инвестиций, чтобы лучше отслеживать результаты, наладить строгую подотчетность, мониторить соответствие осуществляемых в стране проектов выбранным правительством приоритетам, закрепленным в концепции устойчивого развития страны на среднесрочную перспективу. Лидеры гражданского общества считают, что надо больше времени уделять эффективности таких проектов, сделать их прозрачными, чтобы было понятно, что конкретно получили люди от вложенных инвестиций, как изменилось их благосостояние.

Что касается помощи, привлекаемой через международные неправительственные организаций, такие как “Фридом Хаус”, “Ред Кросс”, “Хабитат Кыргызстан”, “Мерси Ко” (Корпус милосердия), АКТЕД — Агентство технического сотрудничества и развития, Развитие сотрудничества в Центральной Азии (DCCA), фонд «Сорос — Кыргызстан» и т.д., то использование этих средств зачастую остается без чьего-либо внимания, в том числе населения, хотя суммы здесь вращаются весьма солидные.

Кыргызстанцы обеспокоены растущим внешним долгом, ведь это большая нагрузка для бюджета. Он у нас, как известно, социально ориентирован. Не проедаем ли мы деньги, которые занимаем, что остается на развитие экономики?

Думается, надо сначала навести порядок в акционерных компаниях с государственной долей собственности, имеющих стратегическое значение для страны. Всю полученную предприятиями прибыль направлять на реконструкцию и модернизацию производства. Отказаться от дивидендов, ибо они малы и от них нет ощутимой пользы казне. Не стоит строить на этой основе грандиозных планов, тем более закладывать цифры в бюджете.

Галина ЛУНЕВА.






Добавить комментарий