Main Menu

Губят мужчин не пиво, а … стереотипы

В Бишкеке около месяца работает реабилитационный центр  психологической помощи для мужчин «Семья и мужество». Открытие его стало в чем-то неожиданным для общественности. У нас привыкли к тому, что все эти годы сторонники гендерного равенства говорили только о проблемах женщин, о необходимости защищать и отстаивать их права. Создавались кризисные психологические центры и приюты для жертв домашнего насилия. И все это действительно нужно и даже необходимо. Но общество, уяснив термин  «гендер», привыкло к тому, что это связано с оказанием помощи представительницам прекрасного пола. А когда объявили об открытии реабилитационного центра для оказания психологической помощи представителям сильного пола, то тут реакция оказалась разной: от недоумения, удивления и даже до агрессии. Так,  в первые дни работы центра его сотрудникам звонили с угрозами расправы. Но, к счастью, дальше угроз ревнители мужского самолюбия не пошли.  

Проблемы везде одинаковы

После того как в центре уже появился первый опыт работы, мы побеседовали с его директором Гульсиной Искаковной Кангельдиевой о том, что же стало причиной его открытия, с какими проблемами сюда обращаются мужчины.

— Центр «Семья и мужество» мы создали не для того чтобы противопоставлять мужчин и женщин, а понять, что происходит сегодня с мужчинами и решать их трудности в связке с проблемами женщин, — рассказала моя собеседница. — Я, гендерный эксперт, до этого занималась защитой прав женщин. Неправительственными организациями за последние годы в этом направлении сделано немало, произошли и изменения в законодательстве, введены защитные механизмы. Участие в проекте, посвященном предотвращению домашнего насилия, заставило задуматься: что же такое творится с нашими мужчинами, почему их надо привлекать к ответственности за избиение жен, наказывать? Попыталась найти научную литературу по вопросам мужского гендера и обнаружила, что у нас даже в Центральной  Азии нет ни статистики, ни материалов по таким исследованиям. Стала искать аналоги подобной работы за рубежом. Впервые психологические центры по оказанию помощи мужчинам появились в скандинавских странах. Я думаю, что это обусловлено также экономическими обстоятельствами, когда у них наблюдалась безработица, кризис производства. Богатый опыт у Финляндии. Там такие центры  начали действовать после Второй мировой войны. В России не так давно начали вести работу по оказанию психологической помощи мужчинам. Сначала в Пермском крае и на Алтае, а затем в Санкт-Петербурге и других городах.

Рассмотрев этот опыт, я убедилась, что все происходящее с мужчинами в разных странах идентично. Те же экономические трудности, безработица, алкоголизм, увлечение азартными играми, отсутствие жилья, дисгармония супружеских отношений. И нужно рассматривать это не только как отдельную проблему мужчин, а как кризис, переживаемый всей семьей.

После изучения проблемы и пришла идея открыть центр, где мужчинам оказывали бы психологическую поддержку. Что очень приятно, проект поддержали в Министерстве социального развития и выделили грант на 8 месяцев работы. Мы постарались, чтобы в нашей команде были не только женщины, но и представители сильного  пола. Так, например, у нас врач и юрист — мужчины, психологи — женщины.

 

Всему виной стереотипы

По словам Гульзины Искаковны, за все это время на телефон доверия поступило 20 обращений. Среди поводов — трудности во взаимоотношениях родителей со взрослыми детьми, обращался мужчина с жалобой на повышенную агрессивность, прошедший через военный конфликт,  звонили из-за разладов в семьях. А самый первый из звонков касался того, что  у мужчины мошенники украли достаточно большую сумму денег, предназначенную на покупку машины. После случившегося у пострадавшего начался стресс, понизилась самооценка, дома  начались конфликты с женой.  Оказанная психологическая помощь помогла человеку примириться с уже произошедшей ситуацией, а юрист посоветовал, как правильно поступить, чтобы попытаться вернуть свои деньги.

— Много обращений зафиксировано от алкозависимых людей, их порой приводят жены, родители. И это радует, потому что семья не остается в стороне, не бросает оступившегося, а помогает ему вернуться в нормальную жизнь, — рассказывает Г. И. Кангельдиева. —  За это время работали и с мигрантами. Например, один из них обратился по поводу трудностей из-за отсутствия паспорта. Из-за этого человек не может куда-либо устроиться. Находил недавно работу, но денег не заплатили.  А у него четверо детей,  живут с женой на квартире, и семья на грани развала. Жена хочет с ним развестись, жалуется, что он грубит, нервный. Как правило, на почве бедности, раздражительности и неудач и возникают домашние раздоры, ссоры, мужчины становятся агрессивны, пьют. А многим просто нужно выговориться, рассказать хоть кому-то о наболевшем.

Как отметила моя собеседница, очень часто трудности, с которыми сталкиваются мигранты, связаны с восстановлением и получением официальных бумаг из-за бюрократических проволочек. Их проблема не требует материальных затрат или усилий от государства. Просто следует решить вопрос упрощенного получения паспортов, военных билетов  и других документов, без которых люди не могут нормально жить. А они ведь ничего и не просят, они хотят работать, кормить свои семьи. А в итоге страдают сами, страдают их близкие, рушатся семьи.

— Так в чем же суть переживаемого мужчинами сегодня? — задал я вопрос моей собеседнице.

— В обществе сложились стереотипы, в том числе ментальные, по поводу того, каким должен быть мужчина. Это все уже начинается с детства, девочек опекаем, защищаем, а мальчиков, напротив, учим быть неэмоциональными, терпеть боль, меньше уделяем ласки. Такое воспитание в чем-то наносит вред психике мальчиков, они тоже нуждаются и  во внимании, и в заботе. И это им не повредит, а данное природой мужское начало проявится со временем само собой.  Еще одно устоявшееся представление, каким должен быть мужчина: сильным, успешным в материальном плане. А если в жизни этого не случается, человек  теряет уверенность, оценивает себя, и тут  необходима  психосоциальная терапия, чтобы объяснить мужчинам и их половинкам: нет вины в том, что существуют объективные трудности в быту и что человек ценен теми качествами, какие у него есть.

—  По данным, приведенным министром социального развития на открытии нашего реабилитационного центра, — продолжила Гульсина Искаковна,  среди мужчин суицид в 4 раза выше, чем у женщин, 90% — в среде алкоголиков, 80% —  наркоманов, мужчины чаще попадают в места  лишения свободы.  Существует стереотипное представление, что мужчина должен быть здоров и физически вынослив, из-за этого они зачастую вовремя не обращаются к врачам. Это приводит к тому, что среди этой категории наших сограждан больше запущенных случаев онкологических заболеваний, инфаркт даже врачи порой называют мужской болезнью, и он при этом молодеет. Это все тревожные звонки обществу, необходимо  принимать меры. Поэтому по итогам своей работы хотелось  поднять эти проблемы, объявить, что нашим мужьям, братьям и сыновьям нужно  вовремя обращаться к специалистам, не решать проблемы в одиночку.

 

Семья — основа основ

Как рассказала  руководитель центра «Семья и мужество»,  у женщин тоже стереотипы по поводу восприятия мужей, их поведения, предъявляемых требований. Когда в реальности мужчина не может соответствовать высоким стандартам успешности,  интеллекта, тогда происходят конфликты. Многие гендерные исследования показывают, что неправильное поведение женщины порой является провоцирующим фактором в домашних скандалах.

— Многое зависит и от женщины, насколько она хочет сохранить семью, — делится мыслями моя собеседница. — Если любит своего спутника, тогда она будет определять приоритеты и взвешивать свои слова и поступки. Мне кажется, сегодня женщины не должны становиться немного мужчинами, понятно, что мы можем все, но не надо терять женской мудрости, а свои лучшие возможности реализовать в семье. Потому что мужские и женские   вопросы должны решаться в гармонии. И тут весьма важна роль правильного понимания семьи, умение видеть главное. За 20 лет произошло очень много стрессовых ситуаций в обществе, семья осталась вне поля зрения государства. Мы разрушили идеологию и утеряли моральные ценности. Молодые люди не знают, как правильно создавать семьи, по каким нравственным ориентирам строить жизнь. Разводы  и гражданские браки превратились в обыденность, при этом дети в таких неустойчивых отношениях социально незащищены. Другая проблема — трудовая миграция: родители уезжают, детей оставляют на беспомощных стариков. Без должного надзора подростки попадают под влияние криминальных субкультур. Из-за утраты семейных ценностей ослабляется само государство. Ответом на эту проблему становится попытка крайнего возрождения традиционно-патриархальных ценностей, когда женщину пытаются вновь вернуть в ярмо семейных стереотипов. Но это неправильно. Условия жизни, сознание людей за эти годы изменились. Но у нас есть хорошие семейные ценности и традиции. Их нужно пропагандировать среди молодежи. Например, мы планируем новый проект, в рамках которого  хотим взять группу подростков старших классов и вести специализированные тренинги о том, какими молодые люди видят свои будущие семьи. В процессе бесед можно создавать у них правильное понимание семейных отношений, дабы они уже осознавали,  что такое быть любимым человеком, мужем, отцом.

Как отметила Г. И. Кангельдиева, по итогам восьми месяцев работы группа предполагает составить рекомендации, наблюдения по поводу мужского гендера в Кыргызстане. Но останавливаться на этом не собираются,  поскольку уже ищут грантодателей, чтобы продолжить начатое. Например, Фонд миростроительства ООН уделяет внимание проектам в Кыргызстане, направленным на поддержание семейных ценностей, воспитанию гражданской идентичности, и  может выступить партнером в будущем сотрудничестве. Ну а вообще, по мнению моей собеседницы, тема мужского гендера требует тщательного исследования ученых.

— Чтобы понять, почему происходит насилие в браке, из-за чего и насколько изменилось отношение к семейным ценностям в обществе, как нынешние реалии влияют на  взаимоотношения между мужчиной и женщиной и, главное, как помочь семье, нужны современные  научные исследования, ситуационный анализ сложившегося положения. Лишь только после этого появится понимание, какие необходимы меры и изменения на законодательном уровне.

Дмитрий АЩЕУЛОВ.






Добавить комментарий