Main Menu

Право на вечную память

У книги — а это теперь во втором издании объемистый том в 600 страниц — два героя: известный политический деятель Султан Ибраимов и автор  Салима Шарипова, поскольку произведение ее во многом автобиографично.

OLYMPUS DIGITAL CAMERAСултан Ибраимович Ибраимов родился в чуйском селе Алчалуу, которое теперь (именно в связи с этим) особо знаменито. У его родителей дети перед тем не раз умирали. По поверью нечистую силу обмануть можно двумя путями:  дать новорожденному столь непрезентабельное имя, чтобы злой дух им брезговал. Но родители не пожелали, чтобы их чадо всю жизнь страдало от такого суеверья, и предпочли второй путь, также практикуемый. Обманывая нечисть, младенца сразу отнесли в чужой дом, откуда выкупили. Теперь мальчика можно было назвать, предсказывая его счастливую судьбу. Назвали Султаном.

Но дальше пошла жизнь совсем не султанская. Родители-колхозники померли, не успев поставить детей на ноги. А тут еще началась и Великая Отечественная война. В 16 лет Султан начал работать в колхозе «Алчалуу». До 20 лет был трактористом в Донарыкской МТС Чуйского района. Осилил курс Фрунзенского гидромелиоративного техникума. Окончил Ташкентский институт инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства. Младшим научным сотрудником академического Института энергетики и водного хозяйства был сравнительно недолго.

А потом в 30 лет — инструктор республиканского ЦК Компартии. В 32 — секретарь Аламединского райкома. В 34 — министр мелиорации и водного хозяйства республики, еще через пару лет — секретарь ЦК. 23 января 1968 года пленум Ошского обкома Компартии Киргизии избрал его первым секретарем вместо Ахматбека Суюмбаева, возглавившего правительство. И десять с небольшим лет, до 1 сентября 1978 года, — звездные часы Султана Ибраимова. Многое, очень многое удается сделать для социального и экономического развития юга Кыргызстана.

… Председателем Президиума Верховного Совета, который официально считался главой республики, но по реалиям тех лет был властью символической, Султан Ибраимович проработал меньше полугода. Даже Верховным Советом такой чин не занимался, там был спикер-председатель однопалатного Верховного Совета. Предполагалось (но это уже фольклор), что в случае успеха в должности С. И. Ибраимова изберут уже «всесоюзным старостой», но Султан Ибраимович предпочел возглавить правительство в родной республике.

Погиб через два года, застрелен снайпером, увидевшим его в окне правительственной резиденции в Чолпон-Ате. Киллер позднее найден повешенным в пустом вагоне электропоезда где-то за Москвой. Сомнение в самоубийстве привело бы к традиционной самоликвидирующейся цепочке. Да и тот ли висел? Некролог С. И. Ибраимова подписали Л. И. Брежнев, М. С. Горбачев, М. А. Суслов, К. У. Черненко, Т. У. Усубалиев и др.

С.И.Ибраимову было 53 года, остались вдова Рева Касымовна, четверо взрослеющих детей, которые серьезной материальной поддержки не получили, бедствовали…

Такова канва. Подробности — в книге С. Шариповой. Но немного и об авторе.

Салима Канатбековна Шарипова — заслуженный деятель культуры КР, член союзов писателей и журналистов КР и РТ, Международного сообщества писательских союзов, Союза ветеранов афганской войны. Состоит в правлении Международного центра защиты мира в Азии. Председатель республиканской политпартии духовного обновления «Умай Эне». Главный редактор альманаха «Ош». И можно продолжить этот ряд призваний и признаний этой незаурядной женщины. Но давайте полистаем ее новую книгу.

О книге. «Замысел написания этой книги родился у меня 20 апреля 1988 года, когда я ждала приема в ЦК КПСС», — отмечает С. К. Шарипова.

ЦК был одним из пунктов на долгом пути ее «хождений по мукам», в котором всего хватало: и состряпанного дела на некие махинации еще в период ее работы зав. производством молочного завода (удалось доказать, что все это крутилось задолго до того, как заняла должность), и трех справок из московских ведущих клиник о психическом здоровье, и наручников, надетых в Ошском ИВС (в них доставили в суд, но там же они были сняты).

Были еще и недуги детей, и постоянное беспокойство за судьбу ее престарелой матери…

Добрым гением для ее семьи не раз становился Султан Ибраимов. В 1973-м крепко выручил отца Салимы, потерявшего работу. Прекратил гонения на него как на сына «врага народа». «Чем, — замечает автор книги, — он самолично успокоил прах моего деда, официально реабилитированного в январе 1989 года».

Первая встреча с С. Ибраимовым произошла на субботнике в пригородном для Оша совхозе «Кенеш». Лидер работал лопатой, окапывая яблоньки. Чуть поодаль в калпаке и сапогах — Барпы Рыспаев. Неподалеку — облисполкомовские, в их числе уже и Салима. После знакомства — шутливое пожелание: «Хорошо работай, дочь хорошего отца!»

«В 1996 году, 4 ноября, — пишет автор, — моя книга — художественно-публицистическое эссе «Белые лебеди в черный день» — была издана при глубокой поддержке Апаса Жумагулова, премьер-министра…» Далее с благодарностью перечисляется ряд лиц, без которых событие бы не свершилось.

Откуда заглавие книги? Осенью 1990-го на Иссык-Куле автору приснился беспокойный вещий сон: «В холодном поту я просыпаюсь и из небольшого окна вижу полосочку нежно-сиреневого рассвета над озером. Быстро одевшись, выхожу из дома и иду к озеру. А там — лебеди…

Лебеди, гонимые осенью, и всего две пары — прямо-таки монументально держались на зеркально-стальной утренней водной глади. От захватившего восторга родился последний мой авторский монолог о лебедях, прочитав который, мои друзья предложили название книги о Султане Ибраимове — «Белые лебеди в черный день».

И сама автор, и филолог, написавший предисловие, определили ее жанр как эссе. Будем верить. Можно не мудрствуя лукаво прочесть как еще одну повесть о жизни с ее свершениями и бедами, такой, как все наши в этот затянувшийся и уже извечно переходный период.

Язык книги. Лилия Бондарева пишет о феномене русского языка Салимы Шариповой. Был (будем надеяться, что еще есть…) язык межэтнического общения среднеазиатской интеллигенции, распространившийся от Каспийского моря до Алтая и перенятый уже от нее рабочими и колхозниками. Это не какой-то диалект, а обычный русский, чуточку больше обычного эмоциональный, дающий возможность то резче обозначить свой интерес, то легко и тактично уйти от конфликтной темы. Мы все на нем привычно говорим, но в литературном борении со словом его же и стесняемся.

У Салимы Шариповой этот бытовой по сути своей язык облагорожен знанием мировой литературы и собственным обширным творческим опытом. И хорошо, что эта уходящая языковая стихия воплотилась в книгу.

Уходящая? Да. Пространство русского в Средней Азии сжимается, прогноз скептичен: он становится речью ушлых филологов, а как достаточно массовый — разговорным минимумом трудовых мигрантов…

Собственно «повесть о жизни» занимает в «Белых лебедях» Салимы Шариповой лишь примерно четверть общего объема книги. Продолжается она и далее, но уже в виде комментариев к воспоминаниям людей, близко знавших С. И. Ибраимова, либо таких, кто по разным поводам оказался в сфере притяжения его неординарной личности.

Фигура официального умолчания не смогла вытравить в народе память о нем. Подвергнутое многолетнему незаслуженному остракизму, его имя ушло в фольклор и там уже в форме своеобразных сказов продолжало жить. С. Шарипова проделала громадную журналистскую и научную по методике и писательскую по первоначальному замыслу работу, собирая по всем городам и весям этот своеобразный фольклор. В каком соотношении этот фольклорный Ибраимов соотносится с реально существовавшим, историческим?

Его заслугу видят в подъеме ирригации на юге Кыргызстана, устройстве Папанского, Кампырраватского, Тортгульского водохранилищ. Все они проблемны. Висит над Ошем Папан, и вечной нашей головной болью будет его грунтовая насыпная плотина. Уходят в рыхлые конгломераты воды Тортгуля, несмотря на все полиэтилены его чаши. Кампыррават вызвал подтопление многих земельных площадей. Все эти объекты строились преимущественно для хлопковых нужд соседних республик, и по реалиям тех дней не всегда удавалось нам отстоять свой интерес. В том числе при       создании Токтогульского «моря», под которое ушел целый район. А были варианты. Но, увы, с большими затратами, длительными сроками строительства Токтогульской ГЭС.

С. И. Ибраимов переустраивал быт. Если едешь в Ноокат со стороны Оша, можно видеть вдоль дороги двухэтажные коттеджи с гаражами. Строилось такое жилье для чабанов и табаководов тогдашнего колхоза «Россия». Султан считал, что если искоренить казнокрадство, не выбрасывать деньги на аши и тои, то в таких домах смогут скоро жить множество сельчан.

Идеи переустройства сел С. Ибраимов почерпнул в своей поездке в тогдашнюю ГДР. Но они были выхолощены аппаратчиками и низведены до нелепого сноса дувалов. Наряду с данными об урожаях велено было представлять в обком километраж сноса дувалов. И что теперь? Дувалы стали шестиметровыми, через такой не то что с верблюда, со слона ничего не увидишь.

Так какому Султану отдадим предпочтение, фольклорному или реальному? Но и фольклор возник не на пустом месте, из фактов, поступков, благодарности людей честному, мужественному человеку, который в период своей работы на посту первого секретаря Ошского обкома КП Киргизии воспринимался полуторамиллионным населением как лидер.

Тем, кто возьмется создать уже не художественную, а строго научную биографию Султана Ибраимовича Ибраимова, придется все же считаться с феноменом того, как преломилась его личность в общественном сознании. А все это — в книге Салимы Шариповой.

Политическое, идейное наследие С. Ибраимова рассмотрено автором еще и через оптику последующих событий. Многих крупнейших деятелей эпохи Салима Канатбековна наблюдала с короткого расстояния: Аскара Акаева, Эмомали Рахмона, Розу Отунбаеву. А братьев Бакиевых, еще будучи девочкой, притом боевой, неуступчивой, однажды чуть не отлупила. Подальше от слишком уж ершистой девчонки их увел старший, Курманбек.

В книге не только сильные мира сего. Если вы внесли хотя бы скромный вклад в развитие юга Кыргызстана, то, скорее всего, где-то мелькнет на странице и ваша фамилия. С большей вероятностью, если вы попадали в сферу притяжения, влияния, созидания столь неординарной личности, как С. И. Ибраимов.

М. ВЛАДИМИРОВ.

Ош. 






Добавить комментарий