Main Menu

Версии: мизогиния, политика и экстремизм

На прошлой неделе мы сообщали о нападении на активистов Бишкекской феминистической инициативы «СКью» во время проведения мероприятия в честь 8 Марта на Ошском рынке. Мы попытались дозвониться за комментарием в правоохранительные органы, но безрезультатно.

Моя милиция меня бережет?!

Сначала в Ленинском РУВД нам сказали, что следователей, занимающихся этим делом, и сотрудников, выезжавших по вызову в день инцидента, нет, затем посоветовали обратиться в пресс-службу ГУВД. Мы позвонили туда. Сотрудница Анна Жукова сказала, что разъяснения надо получать в РУВД, но, узнав, что оттуда перенаправили к ним, пообещала связаться с районным управлением и затем перезвонить. На следующий день мы сами связались с ней снова по рабочему телефону, и она перенаправила нас к своему коллеге Олжобаю Казыбаеву. Однако и тот не ответил по сотовому, а после обеда рабочий номер пресс-службы больше не отвечал: наверное, ГУВД принялось отмечать женский день. Таким образом, мы честно хотели представить вам позицию правоохранительных органов, но не вышло.

Придется довольствоваться сообщениями сайтов. Так, упомянутый Олжобай Казыбаев в интервью Kloop.kg заявил, что «толпа напала на участников акции в честь 8 Марта после того, как один из организаторов сказал, что Бога нет».

«На этом основании люди начали возмущаться», — приводит его слова интернет-издание. Также Казыбаев якобы заявил, «что милиционеры в опорной будке не смогли помочь потерпевшим из-за того, что их не было на этом месте — по его словам, они были на обходе».

Вот и K-news пишет, ссылаясь на РУВД: «По предварительным данным, потасовка произошла на почве религии. Прохожие были возмущены высказываниями о том, что Бога нет».

Честно говоря, во-первых, абсолютно непонятно, зачем нужны были такие подробности от пресс-службы (если предположить, что ее заявления соответствуют действительности) в нарушение презумпции невиновности, ведь они не меняют сути факта: на мирных людей напали! Во-вторых, есть большие сомнения в достоверности утверждения представителей ГУВД, потому что, по их же словам, на месте происшествия милиционеров не было, соотвественно они не слышали, о чем шла речь. Никого из напавших они не задержали, значит, допросить их не могли, а сами пострадавшие сообщать такого бы не стали, более того, они утверждают обратное: слов «Бога нет» из их уст не звучало.

Если представители органов правопорядка там все же были, то почему не призвали столпившихся мужчин к порядку? Если их не было, у кого Олжобай Казыбаев узнал представленную им версию?..

Представители «СКью» говорят, что располагают видеосъемкой мероприятия до нападения. По их словам, о Боге речи не было, только о празднике, равноправии, они проводили викторину с вопросами о женском движении. То есть толпа собралась не из-за какой-то религиозной или атеистической пропаганды. Наоборот, окружив их, люди начали говорить, что по шариату 8 марта не должно праздноваться и что это не мусульманский праздник. И только после этого одна из активисток сказала, что у нас светское государство, каждый человек волен выбирать верить или не верить.

Тут хотелось бы спросить у Олжобая Казыбаева: в каком законе он увидел разрешение избивать людей, говорящих, что Бога нет (даже если это так)? А также: когда в последний раз он читал Конституцию и хорошо ли он ее понимает? Не помнит ли он случайно, что там действительно указано, что Кыргызская Республика — светское государство, что каждый имеет право на свободу мысли и мнения, на свободу выражения своего мнения, свободу слова, каждому гарантируется свобода совести и вероисповедания?..

По словам активистов БФИ «СКью», собравшиеся без остановки требовали, чтобы они повторяли за ними слова на арабском «нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед пророк Его» («Ля иллаха ил Алла, Мухаммад расул Алла»). Это нарушает статью 32 Конституции: «Никто не может быть принужден к выражению своих религиозных и иных убеждений или отказу от них» и даже нормы самого ислама, гласящие: «Нет принуждения в религии» (Коран 2:256) и «О, вы, кто верует! Вы повинуйтесь Богу и его пророку, а также тем из вас, кто властью наделен» (Коран 4:59, иначе говоря, нужно уважать закон и государственные структуры)…

Более того. Как утверждают пострадавшие, «за двадцать метров от стенда был милицейский пункт, несколько милиционеров подошли и задавали те же самые вопросы, что и люди из толпы», а также, что «один из милиционеров не имел головного убора и не показал удостоверение» и что, когда «активист попросил помощи, он проигнорировал просьбу, даже когда ему показали разрешение от районной администрации».

На тот случай, если это правда, хотелось бы сказать, что МВД -государственная структура, «государство и его органы служат всему обществу, а не какой-то его части» (Конституция КР, ст. 5), т. е. не только мусульманам, но и атеистам тоже. А также что «религия и все культы отделены от государства», то есть и от милиции тоже.

«Активисты встречали милиционеров и обращались к ним за помощью, но безрезультатно», — говорится также в открытом обращении БФИ «СКью». Также они утверждают, что, когда по вызову приехала группа из районного управления, один из прибывших также выступал за толпу и пытался выдать ей пострадавших. «К счастью, не все разделяли его мнение, и другие прибывшие сотрудники милиции помогли активистам выйти из здания к милицейской машине и повезли их в РУВД. Тем не менее органы внутренних дел не смогли оказать должного сопротивления толпе и не предприняли срочных действий по задержанию подстрекателей и правонарушителей», — сообщают представители организации.

Но все же Бишкекская феминистическая инициатива поблагодарила стражей порядка за то, что они смогли вытащить активистов из агрессивной массы.

 

Самый гуманный в мире суд?..

 

Как заявляет «СКью», активистам пришлось скрыться в здании Ленинского районного суда, попросив у охранника разрешения войти. Тот, услышав выкрики преследователей, пытался выставить их вон, но ребята самовольно поднялись на второй этаж, чтобы попросить у работников суда позволения оставаться внутри. «Некоторые сотрудники, выслушав активистов, выступили за толпу и также потребовали их выйти из здания суда, — написано в открытом обращении. — Однако нашлись и такие, которые вступились за них и требовали ждать приезда милиции».

Газета обратилась и в Ленинский райсуд за комментарием. Начальник канцелярии Айниса Эгембердиева сказала, что ее в момент событий, о которых идет речь, на рабочем месте не было, так как это случилось вечером, когда и другие работники уже ушли. Однако утверждать, что в здании находился только охранник, она не смогла, заявив, что просто слышала об этом.

Между тем, если верить Kloop.kg, который ссылается на трудящуюся этого суда, пожелавшую остаться неизвестной, «суд не является правоохранительным органом, чтобы защищать кого-либо». По всей видимости, мы этого не заметили и не поняли, но человеческое сострадание и взаимовыручку в этой стране уже давно отменили! А ведь есть, кстати, статья в УК, «Оставление в опасности» называется.

«Сотрудники разве вооруженные? Как они могут спасти их, если те еще и говорят, что здесь толпа была», — сказала помощник судьи», — пишет интернет-издание. Как же страшно жить в Кыргызстане, если приходится сомневаться в том, что милиция подоспеет вовремя и сможет противостоять агрессивной массе!..

И все-таки «СКью» выражает благодарность тем работникам суда, что позволили им остаться и предотвратили возможную расправу.

«Мы просим общественность Кыргызстана смотреть на данную ситуацию как проблему неравенства и ненависти в стране и критиковать доминирующую идеологию национализма и женоненавистничества на фоне бедности, безработицы и коммерцализации основных услуг и прав народа и ни в коем случае не создавать «козлов отпущения» и воспроизводить исламофобные настроения», — обращаются представители БФИ «СКью».

 

Почему 8 Марта вдруг стало мешать?

 

Ну а мы попробуем поразмышлять, почему вдруг впервые за столько лет акция, посвященная Международному женскому дню, вызвала насилие? Может быть, это не из ряда вон выходящий случай, а тенденция? Что если инцидент был не следствием спонтанной злобы, а спланированной провокации?..

Версия 1. Работодатели недовольны. Самая маловероятная из гипотез, но все же. Дело в том, что представители БФИ «СКью» рассказывали всем прохожим об истории возникновения праздника. Как известно, идет она от демонстрации тружениц швейных и обувных фабрик в Нью-Йорке в 1857 году, требовавших достойных условий и оплаты труда. Место для просвещения активистки выбрали самое подходящее — Ошский рынок. Мало того что на самом базаре Трудовой кодекс не в чести, так и вокруг — масса частных миницехов, в том числе и швейных, где работницам не оформляют трудовые книжки, словом, нарушают их трудовые права.

Версия 2. Мужской шовинизм. Как сообщают представители БФИ, «большинство собравшихся были мужчины, которые спугнули женщин-прохожих, задавая вопрос: «А зачем женщинам права?». Из этого можно сделать вывод, что им не понравилась активность молодых девушек, которые рассказывали всем о равенстве полов. На ум приходят и аналогии с издевательствами над мигрантками членов группировки «Патриот».

Версия 3. Политика. По иронии судьбы как раз в этот день в Жогорку Кенеше рассматривали законопроект «О внесении изменений в Трудовой кодекс Кыргызской Республики», внесенный на рассмотрение Министерством молодежи, труда и миграции. Документ предусматривает, что некоторые «красные дни календаря» перестанут быть выходными: останутся праздниками, но рабочими днями: 23 февраля, 1 мая и 7 ноября. И вот на заседании во время обсуждения такой инициативы депутат из оппозиционной фракции «Ата-Журт» Курмантай Абдиев предложил отменить отдых в Православное Рождество — 7 января, вопросив: «Зачем праздновать Рождество в стране, где 93 % населения — мусульмане?» (цитата по K-news).

Честно говоря, логика парламентария непонятна. Как может мешать мусульманам праздник Рождества Христова? Может быть, он не знает, что в исламе Иисус Христос, он же Иса —  один из самых почитаемых пророков наряду с Нухом (Ноем), Ибрахимом (Ибрагимом), Мусой (Моисеем) и Мухаммедом? В Коране (2:136) указано: «Скажите вы: «Мы верим в Господа и откровение Его, чтобы было нам ниспослано и Ибрахиму, и Исмаилу, и Исхаку, и Йакубу, и всем двенадцати израильским коленам; И то, что Мусе Бог послал, и то, что даровал Он Исе, и что другим пророкам снизошло — меж ними мы не делаем различий, мы лишь единому Ему мы предаемся». Также в Коране (2:62) говорится: «Востину, верующим, и иудеям, христианам и сабиям, которые уверовали в Аллаха и Последний день и поступали праведно, уготована награда у Господа».

Уж не подтрекаемая ли такими вот высказываниями напала толпа?.. Прежде же никто не пытался бить ни реализаторов цветов и открыток со словами, что «по шариату 8 Марта не должно праздноваться и что это немусульманский праздник».

А может быть, совсем другие политики — вроде тех, что заявляют о проведении курултая в Бишкеке 17 марта, — затевают такие провокации? К примеру, можно ли упускать из внимания сообщение об активизации в Саруу дааватистов, запрещающих, будто бы, смотреть телевизор и слушать радио?..

Версия 4. Межрелигиозная рознь. Как сообщают активистски «СКью», все началось с того, что 20-30 человек подошли и стали агрессивно задавать вопросы о знаках феминизма (универсально обозначающихся как зеркало Венеры), обвиняя в пропаганде христианства. С чего вдруг такая ненависть к знакам, напоминающим крест? Может, люди не разобрались и приняли феминисток за проповедников религиозных культов (хотя легче всего их было принять за промоутеров сотовой компании), например, свидетелей Иеговы, известных своей манерой раздавать на улицах брошюрки и заводить беседы с прохожими?.. А может, виной тому высказывания депутатов и чиновников или неосторожные сообщения несведущих журналистов?..

Или это одно из проявлений той «ползучей» исламизации, о которой наша газета недавно писала в материале «Религия лечит или калечит?»?

«Почему кресты на вашем стенде? Разве вы не мусульмане? Верите ли вы в Бога?» — согласно сообщению «СКью» именно такие вопросы задавали им прохожие. Это можно было бы счесть праздным любопытством, но, как уже говорилось выше, дальше якобы последовало принуждение повторять за ними слова на арабском «нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед пророк Его» («Ля иллаха ил Алла, Мухаммад расул Алла»). А вот это уже серьезно настороживает. Можно предположить, что это были не просто прохожие, а представители экстремистских групп, прикрывающихся религией. Не всякий кыргызстанец, согласитесь, знает на арабском эту фразу. Не каждый верующий агрессивен к другой религии или неверию. И даже не каждый недовольный перейдет непосредственно к насилию. И вот наша доблестная милиция, вместо того чтобы во исполнение национального законодательства и международных документов (в рамках ОДКБ, ШОС) постараться задержать экстремистов, позволила им уйти. И это после решения Совета обороны о государственной политике в религиозной сфере!

Кстати, статья 299 (возбуждение национальной, расовой, религиозной или межрегиональной вражды) Уголовного кодекса предусматривает в качестве наказания до семи лет лишения свободы.

 

Резюме

 

Мы все-таки надеемся, что правоохранительные органы ответят на наши вопросы, а именно: так были или нет на месте происшествия сотрудники милиции; если были, почему не остановили насилие; если не были, от кого Олжобай Казыбаев узнал, что активисты говорили, что «Бога нет»; в каком законе написано, что людей можно избивать за слова «Бога нет»?.. Полагаем, что виновные будут наказаны.

Мы надеемся также, что Государственная комиссия по делам религий, Духовное управление мусульман Кыргызстана и другие государственные и неправительственные организации, объединения не оставят без внимания этот случай межрелигиозной вражды, осудят действия неизвестных лиц и проведут разъяснительную работу среди населения о недопустимости подобных действий. Мы знаем, что истинный ислам к таким поступкам не призывает.

Мы также надеемся, что государство и общественность осудят это вопиющее проявление мизогинии и призовут, а также активно включатся в достижение равноправия в стране. Кстати, как раз в эти дни Кыргызстан отчитывается в Комитете ООН по правам человека о соблюдении международных обязательств.

Мы надеемся, что государственные служащие, Жогорку Кенеш и духовенство прекратят попытки дискриминации по половому признаку и пропаганду таковой. Буквально на днях депутат Турсунбай Бакир уулу, если верить АКИpress, вновь поднял вопрос выезда гражданок Кыргызстана в Корею после заключения брака с ее гражданами: «Ранее мы приняли решение о прекращении таких выездов, однако наши соотечественники пишут о том, что девушки все еще приезжают» (цитата по сообщению агентства). А Озубек-ажи Чотунов якобы на телеканале в своей передаче заявил (АКИpress соощает об этом со слов вице-спикера Асии Сасыкбаевой),  «что девушки могут выходить замуж до 14 лет», «что главная задача девочек сохранять красоту, а мужа выберет семья».

Мы надеемся, что чиновники и депутаты прекратят использовать религию в политических целях.

Евгения АНДРЕЕВА.

Фото из Интернета.






Добавить комментарий