Main Menu

Верить в красоту человека

В издательстве «Турар» вышел в свет  новый поэтический сборник поэтессы Фатимы Абдаловой «Эсимде»,  в котором она высоко ценит красоту природы. И все  же поэзию жизни она видит прежде всего в человеке. Человек назван ею существом самостоятельным, любопытной загадкой для самого себя,  загадкой своего стремления. 

33Фатима Абдалова верит в духовные  силы лучших людей своей родины. Политики, писатели, поэты, художники, ученые, врачи, простые люди… — их труд на благо Кыргызстана — свидетельство прежде всего духовной красоты кыргызского народа. В своих поэмах и стихах она  с любовью запечатлела образы передовых деятелей нашей культуры — тех, кто практическими делами способствовал историческому прогрессу республики.

Роза Отунбаева, Омурбек Текебаев, Бекмамат Осмонов, Сооронбай Жусуев, Суюнбай Эралиев, Эгемберди Эрматов, Тынчтыкбек Чоротегин, Сабырбек Жумабеков, Байгазы Ниязалиев и многие другие объединены в сознании поэтессы именно тем, что беспошадно  разоблачают негативы переходной эпохи, раскрывают прекрасное в человеке.  Их портреты в стихах известной поэтессы — это портреты прекрасных людей, вставших на защиту человеческого  достоинства.

С великим уважением пишет Фатима о Суюнбае Эралиеве — человеке  удивительной  судьбы. Поэтесса  высоко ценит в нем чувство человеческого достоинства, ум,  знание жизни и людей.

В Эралиеве Фатима увидела художника, исполненного любви, интереса ко всему прекрасному, созерцающего природу и людей под особым углом  зрения — поэтическим.  Абдалова раскрыла прекрасный облик поэта, его гениальную способность взором художника проникать в явления жизни. Как ведущую черту Эралиева она выделила трогающую душу  гуманность.

Перекликаясь с творчеством Суюнбая  Эралиева, Фатима Абдалова пишет о том, что  человеку  мало блаженства, спокойного соцерцания окружения,  ему хочется полноты упоения жизни, ему хочется действования.  Естественно поэтому внимание Абдаловой особенно привлекали те люди, которые утверждали свою личность в труде,  в художественном и научном творчестве, в общественной деятельности.  В обычных людях она  увидела духовную красоту. О них  взволнованно рассказано в таких поэтических  поэмах, как  «Ата Журтум алдейим» и «Кудайдын эрке балдары».

Абдаловой чуждо пренебрежительное отношение к внешнему облику человека. Она неоднократно выражала свое удивление перед физической красотой человека. Она не допускает принижения физической красоты. Но в то же время критерием истинной человечности для нее являются  нравственные качества. Красота возвышает нравственные достоинства, но без них красота в наше время существует только для глаз, а не для сердца и души — таково одно из исходных духовных  положений поэтессы.

Ей  понравился внешний  облик Бекмамата Осмонова. Это породило   предчувствие того, что молодой общественный деятель станет в будущем близким человеком. Через десять лет,  вспоминая его, поэтесса обнаруживает в нем независимый образ мыслей, горячую любовь к отечеству. Это  многостороннее восприятие «внешнего» и «внутреннего» удовлетворило потребность Фатимы Абдаловой в человеческой красоте.

Ее представления о красоте связаны с идей… революционного освобождения личности. С большой симпатией пишет она об  экс-президенте республики Розе Отунбаевой. В ней поэтесса отмечает образование, ум, отвагу, независимый характер. Ее поразила мужественная красота Розы Отунбаевой. Фатима поэтизирует в этом образе народолюбие, бестрашие мысли,  жажду деятельности,  романтику самооотверженной работы.

О каком бы замечательном человеке своего времени ни писала Абдалова, она неизменно отмечала в нем пробуждение человеческого достоинства. И это она находит среди тех, кто энергично трудится, ведет общественную деятельность, занимается художественным и научным  творчеством, кто бореться за преобразование  жизни общества на справедливых началах. У нее глубкий  поэтический интерес к людям действия.

«Прекрасное есть жизнь», — утверждал Николай Чернышевский, продолжая мысли своего предшественника  Виссариона Белинского. Новый поэтический сборник Фатимы Абдаловой «Эсимде» по существу расшифровал  знаменитую формулу «прекрасное есть жизнь» . Новые  люди свободного Кыргызстана Фатимы Абдаловой — это и есть прекрасное, заключенное уже в настоящем.

Человеческая красота, по Абдаловой, нераздельна со свободой. Она также связана и с творческим трудом, с гражданскими интересами  человека. Человек становится прекрасным лишь тогда, когда свободен, живет своим трудом,  государственными интересами.

Образцы достойных людей — не вымысел поэтессы. Точно схвачены прекрасные  черты свободолюбивых  людей нашего общества, блестящий представитель которых есть и сама Фатима Абдалова  — поэтесса, общественный деятель и просто хороший человек.

Калыс ИШИМКАНОВ,
 публицист, заведующий кафедрой философии
и  гуманитарных наук  КГАФКиС.





Добавить комментарий